Упражнение 197. «Превращаем стихи в прозу»

При помощи «тататирования» превратите стихи в прозу, при этом слова менять нельзя.

Вл. Набоков. ПОЭМА ПЕТЕРБУРГ

Так вот он, прежний чародей,

глядевший вдаль холодным взором

и гордый гулом и простором

своих волшебных площадей, –

теперь же, голодом томимый,

теперь же, падший властелин,

он умер, скорбен и один…

О город, Пушкиным любимый,

как эти годы далеки!

Ты пал, замученный, в пустыне…

О, город бледный, где же ныне

твои туманы, рысаки,

и сизокрылые шинели,

и разноцветные огни?

Дома скосились, почернели,

прохожих мало, и они

при встрече смотрят друг на друга

глазами, полными испуга,

в какой‑то жалобной тоске,

и все потухли, исхудали:

кто в бабьем выцветшем платке,

кто просто в ветхом одеяле,

а кто в тулупе, но босой.

Повсюду выросла и сгнила

трава. Средь улицы пустой

зияет яма, как могила;

в могиле этой – Петербург… [45]

Упражнение 198. «Как из прозы сделать стихи» При помощи «тататирования» превратите следующий прозаический отрывок в стихи:

 

 

...

Так же как в сумерках смешаны ночь и день, а в волнах – вода и пена, в книге неразрывно соединились два разноприродных начала.

(Хорхе Луис Борхес. Предисловие к каталогу выставки испанских книг).

 [46]

 

Упражнение 199. «Ритмика и логика стиха»

При помощи «тататирования» выстройте ритмический рисунок следующего стихотворного отрывка так, чтобы логические и психологические паузы совпадали:

Едва успел вернуться я домой,

Дурные вести слышу отовсюду,

Нежданная постигла нас беда:

Дома, детей фиванки побросали.

В вакхическом безумии они

Скитаются в горах, поросших лесом,

И бога Диониса – что за бог,

Не знаю – почитают пляской.

(Еврипид. Вакханки). [47]

 

Очень часто в стихотворениях с помощью темпоритма рисуются звуковые образы, то звук колоколов, то скач лошади. Так, например:

Вечерний звон,

Вечерний звон,

Как много дум

Наводит он!

 

Речь складывается не только из звуков, но и из остановок. Как те, так и другие должны быть пропитаны темпоритмом. Темпоритм, по словам Станиславского, «живет в артисте и проявляется во время его пребывания на сцене, как в действиях и движениях, так и при неподвижности, как в речи, так и в молчании». [1]

Что касается стихов, то трудность заключается в том, что в стихе существует предел продолжительности остановки речи. Этот предел нельзя безнаказанно переступать, потому что чрезмерно затянутая пауза рвет линию темпоритма речи. Благодаря этому как говорящий, так и слушающий забывают предыдущую скорость, размеренность стиха и выбиваются из власти темпа и ритма. Тогда приходится заново входить в них.

Это разбивает стих и создает в нем трещину. Однако бывают случаи, когда такие продолжительные остановки неизбежны по требованию самой пьесы, которая вклинивает в стих длинные, безмолвные действия. Вот, например, в первой сцене первого акта «Горя от ума» Лиза стучится в дверь спальни Софьи, чтоб прекратить затянувшееся до рассвета любовное свидание ее барышни с Молчалиным. Сцена идет так:

 

 

...

Лиза (удвери комнаты Софьи):

…И слышут, не хотят понять,

Ну чтобы ставни им отнять?

(Пауза. Видит часы, соображает.)

Переведу часы, хоть знаю, будет гонка,

Заставлю их играть.

(Пауза. Лиза переходит, открывает крышку часов, заводит или нажимает кнопку, часы играют. Лиза пританцовывает. Входит Фамусов.)

Лиза:

Ах! барин!

Фамусов:

Барин, да.

(Пауза. Фамусов идет к часам, открывает крышку, нажимает кнопку, останавливает звон часов.)

Ведь экая шалунья ты, девчонка.

Не мог придумать я, что это за беда!

 

Как видите, в этих стихах очень длинные обязательные паузы из‑за самого действия. Нужно еще добавить, что трудность выдерживания пауз среди стихотворной речи усложняется заботой о сохранении рифмы.

Чересчур длинный перерыв между словами «гонка» и «девчонка» или между «да» и «беда» заставляет забывать рифмующиеся слова, что убивает и самую рифму, а чересчур короткий перерыв и торопливое, скомканное действие нарушают правду и веру в подлинность совершаемого действия. Необходимо сочетать между собой время, перерывы рифмованных слов и правду действия. Во все эти моменты чередования речи, пауз и безмолвных действий «тататирование» поддерживает внутренний ритм. Он создает настроение, вскрывающее чувство, которое естественным путем втягивается в творчество.

Упражнение 200. «Выстраиваем ритм, расставляем паузы» С помощью тататирования выстройте ритм и расставьте паузы в монологе Иоанна Грозного:

Нарочно я, с намерением, с волей,

Его убил! Иль из ума я выжил,

Что уж и сам не знал, куда колол?

Нет – я убил его нарочно! Навзничь

Упал он, кровью обливаясь, руки

Мне лобызал и, умирая, грех мой

Великий отпустил мне, но я сам

Простить себе злодейства не хочу!

(Таинственно.)

Сегодня ночью он являлся мне,

Манил меня кровавою рукою,

И схиму мне показывал, и звал

Меня с собой, в священную обитель

На Белом озере, туда, где мощи

Покоятся Кирилла‑чудотворца.

Туда и прежде иногда любил я

От треволненья мира удаляться.

Любил я там, вдали от суеты,

О будущем покое помышлять

И забывать людей неблагодарность

И злые козни недругов моих!

И умилительно мне было в келье

От долгого стоянья отдыхать,

В вечерний час следить за облаками,

Лишь ветра шум, да чаек слышать крики,

Да озера однообразный плеск.

Там тишина! Там всех страстей забвенье!

Там схиму я приму, и, может быть,

Молитвою, пожизненным постом

И долгим сокрушеньем заслужу я

Прощенье окаянству моему!

(А. К. Толстой) [48] При возобновлении речи после длинной паузы надо на секунду усиленно подчеркнуть стихотворный темпоритм. Такое преподнесение его поможет как самому исполнителю, так и зрителям вернуться к нарушенным и, может быть, забытым скорости и размеру стиха. Вот в эти минуты «тататирование» снова оказывает нам неоценимую услугу. Оно, во‑первых, наполняет длинную паузу мысленным ритмическим просчетом, во‑вторых, тем самым оживляет ее, в‑третьих, держит связь с темпоритмом предыдущей фразы, прерванной паузой, в‑четвертых, при возобновлении чтения мысленное «тататирование» вводит в прежний темпоритм.

Вот что происходит в это время в речи и с остановками произносящего стихи.

 

 

...

Лиза переходит, I Переведу часы,

I Трата та‑та та‑та

I Трата та‑та та‑та

I Хоть знаю, будет гонка (тра),

открывает крышку, I Тата тата та‑та

I Заставлю их играть.

нажимает кнопку, I Трата та‑та тата тата

часы играют. I Трата та тата тата та

Лиза танцует. I Тра‑тата‑тата‑татата

Фамусов приоткрывает дверь, I

Фамусов подкрадывается. I

Лиза видит, отбегает. I

Лиза: Ах! барин!

Фамусов: Барин, да.

останавливает часовую I Тра та та та та та та та

музыку I Тра та та та та та та та

Ведь экая шалунья ты, девчонка (тра). [1]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: