Результаты проведения общественной экологической экспертизы

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

 

1.8. Повторное проведение государственной

экологической экспертизы

 

В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

В силу требований ст. 27 Федерального закона "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с п. 8 ст. 14 указанного Федерального закона.

Таким образом, системный анализ указанных выше требований позволяет делать выводы о том, что повторное проведение государственной экологической экспертизы возможно только на основании судебного решения.

 

1.9. Ответственность за нарушение требований

в области экологической экспертизы

 

Глава VII Федерального закона "Об экологической экспертизе" регламентирует общие положения ответственности за нарушение законодательства РФ об экологической экспертизе.

Так, в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в отношении конкретных субъектов в области экологической экспертизы определяются соответствующие виды нарушений.

В соответствии со ст. 31 указанного Федерального закона лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Согласно ст. 32 Федерального закона "Об экологической экспертизе" лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 указанного Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В силу требований ст. 33 исследуемого Федерального закона должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

Статья 34 Федерального закона "Об экологической экспертизе" определяет гражданско-правовую ответственность.

Так, граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что на сегодняшний день специальный состав правонарушения в области экологической экспертизы предусмотрен только КоАП РФ - статьей 8.4 КоАП РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет:

- предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

- на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет:

- наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;

- на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 8.4 КоАП РФ незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

1.10. Эволюция измененных требований

в области экологической экспертизы

 

Законодательство об экологической экспертизе - сравнительно новый институт российского законодательства.

Так, впервые законодательное закрепление государственная экологическая экспертиза как мера охраны окружающей природной среды получила в Законе РСФСР от 19.12.1991 "Об охране окружающей природной среды". Вместе с тем следует отметить, что необходимость в ее проведении по всем проектам и программам работ поднималась уже в п. 2 Постановления Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. "О неотложных мерах экологического оздоровления страны".

В свою очередь, нормы Постановления, закреплявшие принципиально важные положения, впоследствии нашли отражение не только в Законе РСФСР от 19.12.1991, но и в Федеральном законе от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Отметим, что с момента принятия указанного Федерального закона по сегодняшний день в него 33 раза вносили изменения. Соответствующие изменения можно разбить на три группы:

1) одни изменения касались полномочий в области экологической экспертизы: их определения, перераспределения между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Такие изменения вносились следующими Федеральными законами: Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"; Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 13.07.2015 N 221-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 17.12.2009 N 314-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";

2) другие изменения, обусловленные изменениями отраслевого законодательства, по тексту Федерального закона "Об экологической экспертизе" корректировали отдельные формулировки и определения.

Соответствующие изменения вносились следующими Федеральными законами: Федеральным законом от 15.04.1998 N 65-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об экологической экспертизе"; Федеральным законом от 26.06.2008 N 96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"; Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации"; Федеральным законом от 08.11.2008 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"; Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"; Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"; Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса"; Федеральным законом от 12.02.2015 N 12-ФЗ "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе";

3) отдельные изменения касались объектов государственной экологической экспертизы и (или) особенностей проведения в отношении их государственной экологической экспертизы.

Указанные изменения вносились следующими Федеральными законами: Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"; Федеральный закон от 16.05.2008 N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации"; Федеральным законом от 24.07.2008 N 162-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"; Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 28.06.2014 N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 21.07.2014 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"; Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Отметим, что на протяжении всего периода действия Федерального закона "Об экологической экспертизе" (до сегодняшнего дня) перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно изменялся, обновлялся и (или) сокращался. Некоторые объекты государственной экологической экспертизы подлежали неоднократному изменению (в качестве примера смотреть таблицы 8 и 9).

 

Таблица 8. Изменение положений подпункта 7.1 ст. 11

Федерального закона "Об экологической экспертизе"

 


Подпункт 7.1 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в первоначальной редакции - в редакции Федерального закона от 16.05.2008 N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации" Подпункт 7.1 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Подпункт 7.1 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

 

Таблица 9. Изменение положений подпункта 7.2 ст. 11

Федерального закона "Об экологической экспертизе"

 

Подпункт 7.2 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в первоначальной редакции - в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Подпункт 7.2 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности

 

II. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

И (ИЛИ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

 

1.1. Правовое регулирование

 

Среди нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области экспертизы проектной документации, можно выделить следующие:

- Градостроительный кодекс РФ (прежде всего ст. ст. 48.1, 49, 49.1, 50);

- Федеральный закон от 03.07.2016 N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", вступающий в силу с 01.09.2016;

- Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", основные положения которого вступают в силу с 01.07.2017;

- Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступающий в силу с 01.01.2017;

- Постановление Правительства РФ от 23.09.2013 N 840 "О некоторых вопросах организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости указанных объектов";

- Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 327 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий";

- Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий";

- Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 N 271 "О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий";

- Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070 "О порядке аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий";

- Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 822 "Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы";

- Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";

- Приказ Минстроя России от 09.12.2015 N 887/пр "Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий";

- Приказ Минстроя России от 21.11.2014 N 728/пр "Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий";

- Приказ Минэкономразвития РФ от 29.05.2012 N 308 "Об утверждении формы свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий";

- Приказ Минрегиона РФ от 27.03.2012 N 127 "Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2012, N 24006);

- Приказ Минрегиона РФ от 23.03.2012 N 126 "Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.05.2012, N 24284);

- Приказ Минрегиона РФ от 16.03.2012 N 102 "Об утверждении Порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2012, N 24029);

- Приказ Минрегиона РФ от 15.03.2012 N 100 "Об утверждении формы квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.04.2012, N 23727);

- Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"; и др.

 

1.2. Понятие, предмет и принципы экспертизы проектной

документации (или) результатов инженерных изысканий

 

Градостроительный кодекс РФ не раскрывает определение экспертизы проектной документации, а также не устанавливает принципы ее проведения.

В то же время ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса определяет предмет указанной экспертизы, в соответствии с которой предметом экспертизы проектной документации являются:

1) оценка соответствия проектной документации:

а) следующим требованиям:

- требованиям технических регламентов;

- санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- экологическим требованиям;

- требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;

- требованиям пожарной безопасности;

- требованиям промышленной безопасности;

- требованиям ядерной безопасности;

- требованиям радиационной и иной безопасности;

б) результатам инженерных изысканий;

2) оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Кроме того, системный анализ требований Градостроительного кодекса РФ позволяет выделить следующие основные положения в части проведения экспертизы проектной документации.

Во-первых, ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ содержит запрет на проведение иных экспертиз проектной документации.

Так, не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением:

1) экспертизы проектной документации, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса РФ;

2) государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

3) государственной экологической экспертизы:

- проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории;

- проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах;

- с 1 января 2018 года - проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (ч. 6 ст. 49).

Во-вторых, законодатель предусматривает ведение Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Так, с 1 сентября 2016 г. вводится в действие новая статья Градостроительного кодекса РФ - ст. 50.1, согласно которой систематизированные сведения о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, о представленных для проведения такой экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, о проектной документации повторного использования, в том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и представленные для проведения такой экспертизы документы включаются в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

При этом в силу требований ч. 7.1 ст. 49 Градостроительного кодекса (которая также вступает в силу с 01.09.2016) не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Следует отметить, что законодатель установил переходный период действия данной нормы. Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" до определения Правительством Российской Федерации правил формирования Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с ч. 3 ст. 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, порядка ведения единого государственного реестра заключений проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов в соответствии с ч. 4 ст. 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):

1) систематизированные сведения об экономически эффективной проектной документации повторного использования размещаются на определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

2) выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий допускается без включения сведений о таком заключении в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

В-третьих, законодатель устанавливает определенные требования к физическим лицам, осуществляющим подготовку заключений экспертизы проектной документации: их аттестации и ограничение на участие в проведении такой экспертизы при личной заинтересованности.

Согласно ч. 4.6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со ст. 49.1, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

При этом физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со ст. 49.1, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг (ч. 4.7 ст. 49).

В-четвертых, законодатель устанавливает определенные требования к лицам, осуществляющим негосударственную экспертизу проектной документации: их аккредитации, внесения в соответствующий реестр, запрет на проведение экспертизы при личной подготовке проектной документации и выполнения инженерных изысканий.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Градостроительного кодекса РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

При этом юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (ч. 4.5 ст. 49).

Кроме того, Градостроительный кодекс РФ предусматривает ведение государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (ч. 12 ст. 50).

 

1.3. Виды и формы проведения экспертизы проектной

документации и (или) результатов инженерных изысканий

 

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусматриваются следующие виды экспертиз:

I. В зависимости от объекта экспертизы:

- экспертиза проектной документации;

- экспертиза результатов инженерных изысканий.

II. В зависимости от формы проведения экспертизы:

- государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий;

- негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий.

III. В зависимости от критерия обязательности проведения экспертизы:

- обязательная экспертиза проектной документации и обязательная экспертиза результатов инженерных изысканий (государственная экспертиза и негосударственная экспертиза - в случаях, установленных Градостроительным кодексом РФ);

- экспертиза проектной документации и экспертиза результатов инженерных изысканий, проводимые в добровольном порядке (государственная экспертиза и негосударственная экспертиза, проводимая по инициативе застройщика или технического заказчика).

Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, даже если в отношении таких объектов соответствующая экспертиза не проводится (например, ч. 2 и ч. 3 ст. 49).

При этом результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу (ч. 3.2 ст. 49).

 

1.4. Объекты экспертизы проектной документации

и (или) результатов инженерных изысканий

 

Объектом экспертизы проектной документации выступает проектная документация объектов, обозначенных в ст. 49 Градостроительного кодекса.

Таким образом, для определения объектов экспертизы проектной документации необходимо, во-первых, раскрыть определение проектной документации и основания ее разработки, во-вторых, установить перечень объектов, подлежащих такой экспертизе.

Итак, понятие проектной документации раскрывается в ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса следующим образом - это "документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта". Понятия самих объектов капитального строительства в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса раскрываются следующим образом - это "здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек".

Таким образом, проектная документация готовится в отношении строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства. Кроме того, законодатель устанавливает требования по подготовке отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

В силу требований ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. В случае если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

Как видим, разработка проектной документации возможна не только в целом на объект капитального строительства, но и на часть объекта капитального строительства при его строительстве, реконструкции, капитальном ремонте. Следует также отметить, что законодатель предусматривает возможность подготовки проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 12.1 ст. 48 Градостроительного кодекса).

Так, согласно п. 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.

Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.

Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.

Под этапом строительства понимается:

- строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке;

- строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства;

- в отношении метрополитена - комплекс работ по организации строительства, включающий в себя строительство временных зданий и сооружений, проходку шахтных стволов с подходными выработками, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых котлованов для щитовой проходки тоннелей;

- в отношении автомобильных дорог и объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного) - комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного), отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, оформление прав владения и пользования на указанный земельный участок, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы;

- в отношении морских и речных портов - комплекс работ по строительству объектов инфраструктуры морского или речного порта общепортового назначения, в состав которых полностью или частично входят портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, искусственные земельные участки, строительство которых необходимо для функционирования морских терминалов, перегрузочных комплексов.

Часть 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ делает некоторое исключение, в соответствии с которым осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Следует отметить, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 368-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 года, предусматривающие правовой статус проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации. Таким образом, с указанного периода необходимо будет различать следующие виды проектной документации:

- проектную документацию;

- проектную документацию повторного использования;

- экономически эффективную проектную документацию повторного использования;

- модифицированную проектную документацию.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: