Взрослые о преступлениях

 

ПОДРОСТКИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Молодые да ранние

 

В отношениях студентов и преподавателей произошли существенные сдвиги — студенты получили больше прав.

 

Наступление новой эпохи в истории России всегда сопровождалось появлением нового типа студентов, молодежи. В 60-е годы XIX века это были «новые люди» — Базаров и Рахметов, которые резали лягушек, спали на гвоздях и грезили о социальной революции. В 20-е годы прошлого века появились рабфаковки в красных косынках, со снисходительным презрением слушавшие лекции недобитых старорежимных профессоров. Нынешний студент — особый. На лекции он жует чипсы и разговаривает по мобильному телефону, а после идет жаловаться в деканат, что ничего не понял.

В одном столичном вузе уже несколько месяцев не утихает конфликт. Студенты обратились к ректору с письмом, где выразили недовольство содержанием базового учебного курса. Суть их жалобы в том, что, во-первых, то, чему их учат, не пригодится им в дальнейшей профессиональной жизни, во-вторых, в западных вузах аналогичного профиля этому не учат, а учат совсем другому, более легкому и интересному. Вот и они хотят того же.

Руководство института сначала опешило от такой наглости, а потом решило спустить дело на тормозах — распорядилось поставить всем недовольным зачет по спорному курсу. Но тут возмутились уже преподаватели: «Что же это получается? Теперь первокурсники будут диктовать нам, профессорам, содержание учебных курсов? Да к чему же это мы тогда придем?!»

Вуз, о котором идет речь, государственный, и большинство студентов учатся в нем бесплатно. В негосударственных институтах и на платных программах государственных вузов к подобной привередливости студентов уже давно привыкли.

Выбор института для большинства абитуриентов и их родителей начинается теперь не с выяснения условий приема и конкурса, а с изучения программы, учебных планов и наведения справок о возможностях будущего трудоустройства. Если раньше абитуриент, выбирая институт, оценивал в основном себя и свои возможности (поступлю — не поступлю), то теперь он ведет себя на рынке образовательных услуг так же, как на любом рынке: сравнивает цену и качество. Вот в этом институте можно за $5 тыс. приобрести специальность, которая окупится через 10 лет, а здесь — за $15 тыс. получить профессию, которая окупится за три года. А заплатив, он внимательно следит за тем, чтобы ему действительно прочитали обещанное количество часов по обещанным предметам, причем прочитали обещанные профессора с мировым именем, а не какие-нибудь девочки-аспирантки.

Следить за качеством учебного процесса стараются и те студенты, которые не платят за свое обучение, а поступили на конкурсной основе. Дело в том, что они тоже несут определенные убытки — тратят время на образование, вместо того чтобы зарабатывать деньги. Пока они сидят в аудитории и слушают лекции, их сверстники делают карьеру менеджера по продажам или открывают свое дело. Поэтому им тоже не все равно, что и как им преподают.

В результате распространенный тип российского студента — лоботряса и преферансиста, который только и думает о том, как бы прогулять лекцию и списать на экзамене, начал постепенно вытесняться представителями совсем иной породы. Они аккуратно ходят на все лекции, а если преподаватель заболел, заботливо интересуются, когда же он дочитает им недостающие часы.

Студенты новой породы не просто обсуждают между собой преподавателей, но, как только им что-то не нравится, сразу идут жаловаться в учебную часть. Вот образчики некоторых жалоб:

 

♦ «Преподаватель, который проводил у нас практику в клинике, просто вел прием своих пациентов в нашем присутствии. Все четыре часа он разговаривал со своими больными, а наши вопросы игнорировал».

♦ «То, что рассказывают нам на лекции, можно прочесть в книжке. Мы просто теряем время».

♦ «Лектор дает нам материал, которого нет ни в одном учебнике. Многие не успевают записать лекцию и потом не могут ничего понять».

♦ «Преподаватель не успел рассказать нам последнюю тему. Предлагаем вместо зачета устроить дополнительную лекцию, а зачет поставить автоматом».

 

Последнее вовсе не уловка лентяев, которым неохота готовиться к зачету. Уже сдав зачет, они могут переписывать у товарища пропущенную лекцию. Знание — это то, за что они заплатили деньги. Совсем другое дело — процедуры контроля, зачеты и экзамены. Многие нынешние студенты искренне не понимают, какой в них смысл. Это как если бы вас экзаменовал продавец, у которого вы купили стиральную машину: если вам непонятно, как ею пользоваться, вы его спросите, а ставить вам оценки — не его дело.

Вот этого-то никак не могут взять в толк преподаватели, по инерции считающие себя хозяевами положения. Они держатся за единственный оставшийся у них атрибут власти — оценки, в то время как реальная власть давно уже принадлежит тем, кто учебный процесс оплачивает.

Престижные вузы, где конкурс в советские времена составлял пять, а то и десять человек на место, оказались в трудном положении: резкое увеличение числа мест в институтах — и числа самих институтов — привело к падению конкурса. В принципе в этом нет ничего страшного. На Западе лишь очень немногие знаменитые на весь мир университеты имеют возможность отбирать абитуриентов по их академическим достижениям. Большинство университетов принимают 90 % желающих, отказывая лишь заведомо слабым. Аналогичная ситуация, кстати, была в СССР в начале 1960-х годов, когда дневные отделения вузов могли принять почти столько же молодежи, сколько заканчивало среднюю школу. Впоследствии конкурс стал расти и достиг максимума в середине 1970-х годов, когда поступить на дневное отделение мог лишь каждый четвертый выпускник средней школы. С тех пор число мест в вузах постоянно увеличивалось, а число выпускников — сокращалось.

В этой ситуации у вузов с традициями было два выхода: можно сократить число мест, чтобы сохранить конкурс, и остаться бедными, но гордыми, а можно увеличить прием за счет студентов, которые не прошли по конкурсу, но готовы платить, и таким образом конвертировать свою гордость в звонкую монету. Жизнь, как обычно, подтолкнула вузы к компромиссному пути: требования к абитуриентам продолжают оставаться жесткими, а тем, кто сдал вступительные экзамены, но не набрал необходимого количества баллов, предлагают учиться за деньги. Обе категории студентов учатся на равных, и если кто-то не справляется, его отчисляют независимо от того, «платный» он или «бюджетный».

И все же, несмотря на такое равенство, в отношениях студентов и преподавателей произошли существенные сдвиги — студенты получили больше прав.  Например, на филологическом факультете МГУ они регулярно оценивают своих преподавателей по целому ряду параметров: информативность и увлекательность лекций, последовательность и сложность изложения и т. п. Эта практика, заимствованная у западных университетов, уменьшает социальную дистанцию между преподавателями и студентами — первые уже не обладают безграничным авторитетом, а последние не остаются безропотными и пассивными.

Тип преподавателя-самодура, к которому по 15 раз приходили пересдавать зачет, уходит в прошлое. Этот вредный старикашка был кошмаром многих поколений студентов. О нем складывали легенды, рассказывали анекдоты, его пародировали на капустниках. Теперь о нем вспоминают с некоторой ностальгией, потому что студенты сами заинтересованы в высоком качестве знаний и строгом контроле. Как показывает анкетирование на филфаке МГУ, их главной претензией к преподавателям является не излишняя требовательность, а наоборот, недостаточная нагрузка. Студенты требуют: «Дайте нам больше!» Больше информации, больше знаний, больше практических навыков, которые они будут впоследствии продавать на рынке рабочей силы. Многие преподаватели со стажем отмечают такой парадокс: хотя конкурс даже упал, студенты в целом не стали хуже. Они хотят учиться и готовы много работать.

Совсем другое дело — вузы коммерческие, которые изначально создавались под студента с деньгами. Число мест там ограничено лишь количеством платежеспособных абитуриентов. Такие вузы ведут себя как нормальное коммерческое предприятие — берут деньги со всех, кто готов купить их услуги, а потом, естественно, стараются удовлетворить все требования, потребности и даже капризы студентов. И в результате оказываются их заложниками.

Став полновластным хозяином учебного процесса и единственным контролером его качества, студент не столько выиграл, сколько проиграл. Знания — особый товар. Оценить их может только тот, у кого они уже есть. Студенты же за критерий качества образования обычно принимают свои ощущения (интересно-неинтересно, понятно-непонятно, полезно-бесполезно), то есть относятся к образованию так же, как к какой-нибудь телепрограмме или популярной книжке: они его потребляют.  Сидят, разинув рот, и ждут, чтобы туда запихали готовое знание, пережеванное и переваренное.

Здесь-то и возникает главная проблема: качество образования зависит не только от программы, уровня преподавания и наличия современного оборудования, но и от самого студента, его способностей и усилий. Раньше способности студентов определялись конкурсным отбором, а их усилия обеспечивались жесткой системой контроля со стороны преподавателей. Жесткая потогонная система сохранилась лишь в немногих старых вузах, которые стараются держать марку и не готовы жертвовать качеством образования ради популярности. В тех вузах, которые появились недавно и существуют целиком за счет платных студентов, преподаватель, который может поставить двойку, перестал быть пугалом.

Но для того чтобы научиться чему-нибудь, надо работать. А для этого желательно, чтобы над тобой стоял кто-нибудь с палкой — системой контроля, оценками, угрозой отчисления и т. п. Именно вредные — в лучшем смысле этого слова — преподаватели своей требовательностью задают критерии качества знаний. Если таких критериев нет, то это уже не обучение, а шоу-бизнес.

Во многих новых вузах студенты исполняют роль зрителей, жующих поп-корн, а преподаватели их в меру сил развлекают. Спохватываются они, как правило, слишком поздно — когда получают диплом и превращаются из потребителей образовательных услуг в продавцов своей рабочей силы. И оказывается, что продавать-то им нечего: пережеванное знание прошло скозь них, не задерживаясь.

 

***

 

Социально-экономические преобразования и культурно-политические изменения на территории России происходят столь стремительно, что описанные выше образы «нового русского», «обманутого вкладчика», «нового бедняка», «выживающего» или «адаптированного» представителя среднего класса сходят со сцены быстрее, чем исследователям удается их зафиксировать и описать. Все эти «разночинцы» — ловцы удачи, искатели счастья или отчаявшиеся и разочарованные мизантропы, проклинающие перемены и с тоской вспоминающие «старые добрые времена», — представляют сегодня не столько социологический, сколько уже исторический интерес.

Тем не менее, именно они определили дух того странного времени, которое в экономической литературе принято называть «переходным периодом», подразумевая под этим термином неизбежный переход от тоталитаризма и плановой экономики к демократии и рыночной экономике. В последнее время, однако, среди западных политологов и экономистов уже нет столь единодушной уверенности в том, что любое общество, освободившись от диктатуры или иного какого наследия темных времен, непременно движется, то есть «переходит», к демократическому обществу с рыночной экономикой.

Страны, укладывающиеся в модель «переходных обществ» (Южная Корея, страны Центральной Европы), оказываются в явном меньшинстве. Большинство африканских и латиноамериканских стран в результате реформ, похожих на российские, повернули куда-то не туда. Западным политологам и экономистам с сожалением приходится признать, что «переходный период» в Перу, Нигерии и России, несмотря на все усилия внутренних реформаторов и внешних советчиков, вовсе не привел к созданию социально-экономической и политической системы, идентичной или хотя бы приближающейся к западным демократиям.

Именно поэтому почти невозможно предсказать, какой будет социально-экономическая и политическая элита России через 5 лет, какой будет классовая структура общества и что будут представлять собой нынешние социальные группы, описываемые социологами как «адаптированные» или «выживающие». Выживут ли «выживающие»? Адаптируются ли «адаптированные»? Или все в очередной раз резко поменяется, и те, кто сегодня покупает зарубежные автомобили и отправляется на зарубежные курорты, позавидуют тем, кто сегодня с трудом сводит концы с концами?

 

 

Заключение

 

Феномен потребления пронизывает всю жизнь современного человека от зачатия до могилы. Еще не родившись, будущий член постиндустриального общества потребляет современные технологии планирования семьи, медицинские и образовательные услуги для беременных, процедуры установления пола и генетического анализа, витамины, здоровое питание и т. п. Сколько всего потребляют младенцы — от одноразовых подгузников до роскошных прогулочных экипажей — и не перечислить. Индустрия детского питания, средств гигиены, «развивающих» игрушек, сосок, электрических нагревателей для бутылочек, электронных устройств, оповещающих родителей о том, что чадо проснулось, — весь этот необъятный предметный мир заботливо обнимает только что родившегося человека, и эти объятия по мере его роста становятся все крепче и крепче.

Дошкольник уже придирчиво выбирает в супермаркете один из сотен видов хлопьев или йогуртов — непременно тот, в котором попадаются «призы» в виде наклеек на холодильник или других сокровищ. Он тащит няню или бабушку в Макдональдс — вовсе не потому, что голоден, а потому, что там поменялась игрушка, прилагающаяся к детскому ланчу. Он в благоговейном восторге застывает перед витриной с немыслимым количеством сортов мороженого, леденцов или мармелада, понимая безнадежность стоящей перед ним задачи — перепробовать все и выбрать любимый сорт.

С поступлением в школу к потреблению вещей и продуктов добавляется принципиально новый вид потребления. Ребенок начинает потреблять знания — «образовательные услуги», как их уже научились называть российские чиновники. И если те, кто в нашей стране эти «услуги» оказывает, пока еще по инерции относятся к себе не как к работникам сферы обслуживания, а как к служителям культа «разумного, доброго, вечного», сами дети уже с легкостью перешли на товарно-денежные отношения в сфере образования, давая друг другу списывать за деньги конспекты и измеряя стоимость вожделенной пятерки в родительских «подарках» учителям.

Для подростка, мучительно выбирающего в магазине правильный  «прикид» или ревниво оценивающего степень правильности  куртки, футболки и обуви своих друзей, потребление правильной  одежды, правильной  музыки, компьютерных игр и других развлечений превращается в идеологическую декларацию, членскую карточку клуба, в который допущены лишь правильные  люди. Отсутствие символически значимой вещи грозит ему позорным изгнанием из общества — подобно тому, как отсутствие штампа в паспорте грозит нелегальному иммигранту насильственной депортацией. Именно в подростковом возрасте символическое потребление становится вопросом жизни и смерти, личной состоятельности или социального краха. И очень недальновидно со стороны родителей закрывать на это глаза и заявлять, что они не желают потакать нелепым вкусам или неумеренным запросам своего повзрослевшего отпрыска.

Потакать зеленым волосам, пирсингу и татуировкам, конечно, не обязательно, но относиться к ним как к пустой причуде — роковая ошибка. Ведь сами взрослые с предельной серьезностью относятся к выбору того, что символизирует их социальный статус, личные вкусы и достижения, — автомобиля, часов, жилья, вин, ресторанов, курортов, книг, журналов, спортивных клубов…

Для них процесс символического потребления становится еще более изощренным и артикулированным, позволяя выразить тончайшие культурные, классовые и политические различия через выбор определенной одежды, еды, спорта или досуга. Можно ходить в «богемный» ресторан, ездить на «демократичных» «жигулях», носить «пролетарскую» кепку, подбирать к «консервативному» костюму «либеральный» галстук, пить «благородное» французское вино из «плебейских» пластиковых стаканчиков или «круто» закусывать самогон черной икрой, черпая ее столовой ложкой из трехлитровой банки.

С годами, правда, социальное значение вещей начинает уступать место их эмоционально-личностному смыслу. Нам становится трудно расстаться с колченогим письменным столом, за которым еще наша бабушка проверяла тетрадки своих учеников. Никак не поднимется рука выбросить шаткую этажерку, купленную на первую зарплату, которая в те времена еще называлась «получкой». Заботливо перевозятся с квартиры на квартиру книги, которые — это уже очевидно — не откроют ни наши дети, ни тем более внуки. Даже виниловые пластинки с давно забытыми эстрадными хитами уже многие годы молча ждут отправки в последний путь, куда уже благополучно отбыл сломанный проигрыватель.

Вещи, живущие рядом с нами, на протяжении многих лет впитывают в себя наши чувства, воспоминания и размышления. В конце концов, они становятся нам так же дороги, как и люди и события, когда-то пробуждавшие эти чувства и мысли. А для некоторых — например, для коллекционеров, — вещи становятся даже более близкими друзьями и собеседниками, чем люди. Они долговечнее, молчаливее и надежнее — никогда не предают, не бросают и не изменяют своим хозяевам. И когда приходит пора задумываться о вечном, те, кто успел стяжать на своем жизненном пути изрядное состояние, спешат конвертировать свое материальное богатство в нематериальные активы. Обладатели крупных состояний и основатели финансовых империй стремятся увековечить свои имена, завещая свои коллекции музеям или основывая на свои деньги библиотеки, университеты и международные премии.

Подобные попытки обрести «светское бессмертие» с помощью материальных вещей пока еще редкость в нашей стране, что неудивительно: несмотря на стремительность своего развития, капитализм в России все еще слишком молод, как и сами его герои. Им еще не пришло время задумываться о вечном, они даже еще не успели толком состариться для того, чтобы ввести в России моду на потребление дорогостоящих медицинских услуг.

Медицина, в отличие от образования активно пытающаяся влиться в стихию рынка и не видящая ничего предосудительного в оказании платных услуг, пока еще испытывает дефицит платежеспособных клиентов, жаждущих эти услуги потреблять. Вместо того чтобы долго и с комфортом лечить подагру, простатит, болезнь Альцгеймера и прочие старческие недуги, они норовят сломать себе ноги на лыжных курортах, угодить под пулю или подцепить генитальный герпес.

Но со временем, несомненно, сфера потребления подстроится под изменившиеся нужды первого поколения российских капиталистов и в стране появятся не только элитные рестораны, ночные клубы и фитнес-центры, но и элитные дома престарелых, хосписы и геронтологические клиники. Элитные кладбища и похороны по высшему разряду, впрочем, существуют уже давно. Именно здесь человек совершает свой последний акт потребления, поддерживая на плаву бизнес многочисленных бюро ритуальных услуг, нотариусов, духовых оркестров, цветоводов, столяров и резчиков по камню.

Но примечательность потребления не только в том, что оно сопровождает человеческую жизнь от рождения до смерти, в отличие, например, от обучения, труда и досуга, которые ограничены определенными периодами жизни. Его особый характер связан с тем, что, будучи частным делом отдельного человека, акт потребления неистребимо социален. Покупка пачки жевательной резинки или банки кока-колы связывает потребителя не только с непосредственно окружающими его людьми — продавцом, кассиром, работодателем или бухгалтером, который выдал ему наличные, но — одновременно — с транснациональной корпорацией, производящей эти продукты, с национальной дистрибьюторской сетью, обеспечившей их поставку в соседний гастроном, с рекламными агентствами, благодаря которым потребитель сделал выбор в пользу этого продукта. Одним словом, банальная покупка жвачки связывает потребителя со всей современной глобальной экономикой, а заодно и с политикой, обеспечившей прозрачность границ, конвертируемость валют, установившей таможенные пошлины, налоги на добавленную стоимость, и т. д. и т. п.

Потребление является единством социального и индивидуального еще и в другом смысле. В постиндустриальном обществе оно в значительно большей мере, чем во все предыдущие эпохи, служит средством индивидуального самовыражения и конструирования собственной идентичности. Сигнификативная природа потребления позволяет поставить его в один ряд с понятием значения,  разработанным в культурно-исторической теории Выготского. Подобно тому, как значение, по выражению Выготского, является «единством общения и обобщения», то есть внешнего — социального процесса и процесса внутреннего — психологического, потребление является единством общественного  и частного,  то есть включенности в бесконечность социально-экономических связей и товарно-денежных отношений и одновременно — проявлением индивидуального выбора, вкуса, прихоти, сферой реализации человеческой уникальности.

В выборе сорта пива, марки автомобиля или фасона сапог, разумеется, значительно меньше теплоты и «душевности», чем в выборе друга или сексуального партнера, но значительно больше возможностей для игры, творчества и проявления индивидуальной свободы, чем в профессиональной жизни большинства людей. Поэтому в современной ситуации потребление говорит о человеке гораздо больше, чем труд. И несправедливо, что в понятийном аппарате общей психологии, где труд занимает одно из центральных мест, понятие потребления практически не рассматривается.

В нашей работе была сделана попытка хотя бы отчасти исправить эту несправедливость. Нащупывая подходы к понятию потребления с разных сторон, мы рассмотрели происхождение и историю этого понятия, ограничив его рамками Нового времени, и продемонстрировали его изменившуюся роль в эпоху постмодерна. Мы посвятили отдельные главы психологическому значению вещей, психологическим аспектам богатства и бедности, социально-психологическому значению подарков и особенностям потребления впечатлений (на примере анализа туристического опыта).

Понимание психологии потребления невозможно без анализа психологического значения денег, в том числе их роли в отношениях супругов, в воспитании детей и формировании их экономических установок и поведения. Мы постарались обозначить проблематику каждого из этих направлений, которым еще предстоит всерьез заняться отечественной психологии. Отдельно в книге были рассмотрены гендерные различия в отношении к деньгам, связанные со сложившимися в постсоветском сознании представлениями о роли мужчин и женщин.

Книга вышла не слишком последовательной и цельной, да она и не претендует на полное и исчерпывающее изложение темы. Наша задача состояла скорее в том, чтобы заинтересовать читателя и заставить задуматься о проблемах, которые на первый взгляд кажутся простыми: почему мы покупаем те или иные вещи, какие вещи нам дороги, почему люди по-разному относятся к деньгам, почему в семьях часто ссорятся из-за денег. Почему во всех странах не любят богатых, но при этом никто не хочет быть бедным? Зачем мы дарим подарки? Почем тратим деньги на путешествия? Почему вкладываем деньги в финансовые пирамиды?

На некоторые из этих вопросов автору удалось ответить, другие еще ждут своего решения. Если у кого-то из читателей в результате чтения книги появится желание найти свои ответы или возникнут новые вопросы, я буду считать свою задачу выполненной.

 

Литература

 

Арендт, Х.  Vita activia, или о деятельной жизни. — СПб.: Алетейя, 2000.

Балабанова Е. С.  Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм как формы адаптации к социально-экономическим условиям // Бутенко И. А. (ред.) Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России. М.: МОНФ, 1999.

Баскакова М. Е.  Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., МЦГИ, 1998.

Бедность и неравенство в Европе и Центральной Азии. М.: World Bank, 2000.

Беляева Л. А.  Кому на Руси жить хорошо? Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования, 2001.

Белкин М.  Зачем и за чем? Путешественник и турист в исторической перспективе // Интеллектуальный Форум, № 1, 2000.

Бердяев, М. С., Ильясов, Ф. Н.  (1990) Когда покупают невесту // Социологические исследования, V, 58–65.

Бодрийяр Ж.  Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

Бодрийяр Ж.  Система вещей. М.: Рудомино, 1995.

Бреева Е. Б.  Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Бунин И.  Агенты модернизации в России: новая элита в экономике и политике. — Russland und der Westen: Von der "strategischen Partnerschaft" zur "Strategie der Partnerschaft", H-Spanger (Hg.), Campus Verlag, Frankfurt / New York, 1998.

Бурдье П.  Рынок символической продукции // Вопросы социологии, № 1/2, 1993.

Бутенко И. А.  (ред.) Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России. М.: МОНФ, 1999.

Бутовская М. Л., Артемова О. Ю., Арсенина О. И.  Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // ЭО, 1998, № 1.

Веблен Т.  Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

Выготский Л. С.  Исторический смысл психологического кризиса. — Собр. соч. в 6 т. М., 1982, т. 1.

Глазычев Д.  Культура бедности // Русский журнал, 31.05.2004.

Готлиб A. C.  Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности — неуспешности // Социологические исследования, 2001.

Гэлбрейт Дж. К.  Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.

Дейнека О. С.  Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. A.A. Крылова. СПб., 1995.

Дейнека О. С.  Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал, 2002, т. 23, № 2, с. 36–46.

Джеймс У.  Психология. М., 1991.

Джилас М.  Лицо тоталитаризма. Новости. М., 1992.

Журавлев Ф. Л., Позняков В. П.  Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России // Психологический журнал, т. 14, 1993, № 6, с. 23–34.

Заславская Т. И., Громова Р. Г.  К вопросу о "среднем классе" российского общества // Мир России, 1998, № 4.

Здравомыслова Е., Темкина А.  (ред.) Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб., ЦНСИ. 1996. Вып. 3.

Здравомыслова О. М., Арутпюнян М. Ю.  Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Зиммель  Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996.

Кастельс М.  Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Кесслер-Хэррис Э. Женский труд и социальный порядок // Антология гендерной теории. Минск, 2000.

Козина И. М.  Что определяет статус «кормильца» семьи? // Социологические исследования, 2000, № 11.

Косалс Л. Я., Рывкина Р. В.  Социология перехода к рынку в России. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Кузина O. E.  Иллюзии рациональности: влияние коллективных представлений на инвестиционное поведение вкладчиков «финансовых пирамид» // Вопросы социологии, № 8, 1998, с. 143–157.

Ле Гофф Ж.  Другое средневековье. Изд-во Уральского университета, 2000.

Левин И. Б.  Гражданское общество на Западе и в России // Полис, 1996, № 5.

Лиотар Ж.-Ф.  Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.

Маклюен М.  Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2003.

Маколи А.  (ред.) Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.

Малиновский Б.  Магия. Наука. Религия. М.: Рефл-бук, 1998.

Малышева М. М.  Современный патриархат. M.: Academia, 2001.

Малышева M. M.  (ред.) Гендерные аспекты социальной трансформации: Демография и социология. № 15. М.: ИСЭПН, 1996.

Мещеркина Е.  Бытие мужского сознания: опыт реконструкции маскулинной идентичности среднего и рабочего класса // О муже(N)ственности: Сборник статей. М.: НЛО, 2002.

Мосс М.  Общества. Личность. Обмен: Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература РАН, 1996.

Мусвик В., Фенько А.  Охота к собирательству // Коммерсантъ-Власть, № 23, 18.06.2002, с. 60–64.

Новопрудский С.  Русская крутизна // Газета. ру, 2.08.2004.

Позняков В. П.  Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.

Позняков В. П., Познякова Е. В.  Исследование сберегающего поведения жителей Москвы // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998, с. 245–257.

Пфау-Эффингер Б.  Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования, 2000, № 11.

Радаев В. В.  Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков «финансовых пирамид» // Вопросы социологии, № 8, 1998, с. 100–142.

Радаев В. В.  Средний класс в России, или к появлению нового мифа // Знание-Сила, 1998, № 7.

Римашевская Н. М.  Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России // Социальные последствия рыночных реформ в России. М., 1997.

Римашевская Н. М.  Человек и реформы: секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003.

Ростовский В. П.  Социально-психологические проблемы безработицы // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999. С. 224–237.

Рубин Г.  Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории / Под ред. Е. Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 99–113.

Семья и супружеские отношения глазами подростка. М.: ЮНЕСКО, 1999.

Ушакин С. А.  Количество стиля: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал, 1999, № 3/4.

Фенько А. Б. Гендерные различия в отношении россиян к деньгам // Проблемы экономической психологии. Т. 1. М.: «Институт психологии РАН», 2004.

Фенько А. Б.  Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии, № 2, с. 94—101.

Фенько А. Б.  Изменение отношения к деньгам в постсоветской России // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы /Под ред. А.Д. Карнышева. Изд-во БГУ ЭП, 2002.

Фенько А. Б.  Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях //Психологический журнал, 2000, т. 21, № 1, с. 50–62.

Фенько А. Б.  Психологический анализ отношения москвичей к деньгам // Психологический журнал, т. 25, № 2, 2004.

Фенько А. Б.  Социально-психологический смысл подарка // Проблемы экономической психологии. Т. 3. М.: «Институт психологии РАН», 2004.

Фенько А. Б.  Экономические установки в современной России // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы третьей международной конференции. Иркутск. С. 111–115.

Фенько А.  $3000 без измены и войны // Коммерсантъ-Власть, № 19, 15.05.2001, с. 54–60.

Фенько А.  Деньги на детство // Коммерсантъ-Власть, № 24, 19.06.2001, с. 48–52.

Фенько А.  Искусство быть бедным // Коммерсантъ-Власть, № 39, 03.10.2000, с. 36–40.

Фенько А.  Наркомания хуже воровства // Коммерсантъ-Власть, № 20, 28.05.2002, с. 15–20.

Фенько А.  Пока мальчики разбогатеют, девочки состарятся // Коммерсантъ-Власть, № 48, 05.12,2000, с. 40–44.

Фенько А.  Почему дети воруют // Коммерсантъ-Власть, № 29, 25.07.2000, с. 38–42.

Фенько А.  Студент всегда прав//Коммерсантъ-Власть, № 13, 09.04.2002, с. 56–60. Фенько А.  Чем болеют богатые//Коммерсантъ-Власть, № 2, 20.01.2003, с. 53–57.

Фромм Э.  Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

Хубер Дж.  Теория гендерной стратификации // Антология гендерной теории. Минск, 2000.

Чернова Ж.  «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, № 2, 2003, с. 97–104.

Швери Р.  Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитический обзор // Социологический журнал, 1996, № 1–2.

Шестопал Е. Б.  (ред.) Гражданская культура в современной России. М., МОНФ, 1999.

Щедрина Е. В.  Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии, 1991, № 2.

Ahuvia, A. and Wong, N.  Personality and Values Based materialism: Their Relationship and Origins // Journal of Consumer Psychology, Vol.12, 2002, pp. 389–402.

Aldrichyjr., N.  Old Money: The Mythology of Wealth in America. New York: Allworth Press, 1996.

Alekshin, V.A.  Burial Customs as an Anthropological Source//Current Anthropology, Vol. 24, 1983, pp. 137–150.

Anker R.  Gender and Jobs. Sex segregation of occupation in the world. Geneva, 1998.

Banfield, Edward С.  The Moral Basis of Backward Society. New York, Free Press, 1967.

Banfield, Edward С.  The Unheavenly City. Boston, Littlle, Brown, 1974.

Barry, H., Child, I. L. and Bacon, M. K.  Relation of child training to subsistence economy // American Anthropologist,  Vol. 61, 1959, 51–63.

Barthel D.  Men, media and the gender order when men put on appearances.

Advertising and the social construction of masculinity // Craig S. Men, Masculinity, and the Media. Research on men and masculinities, Sage, 1992.

Belk R., Wallendorf M. & Sherry J.  The sacred and the profane in consumer behavior // Joumal of Consumer Behavior. Vol. 16, June 1989. Belk,R. and Wallendorf, M.  The sacred meaning of money .Journal of Economic psychology,  Vol. 11, 1990, 35–67.

Belk, R.  Materialism: Trait aspects of living in the material world // Journal of Consumer Research,  Vol. 12, 1985, pp. 265–280.

Belk, R.  Possessions and the Extended Self // Journal of Consumer Research,  Vol. 15, September, 1988, pp. 139–168.

Belk, R. W.  The ineluctable mysteries of possessions. In Special issue of Journal of Social Behavior and Personality,  Vol. 6, 1991, 17–55.

Bell, Duron.  "Modes of Exchange: Gift and Commodity". The Journal of Socio-Economics  Vol. 20(2), 1991, pp. 155–167.

Berenson, M. L., Levine, D. M.  Statistics for Business and Economics. New Jersey: Prentice Hall, 1993, p. 416.

Berger, P. and Luckmann, T.  The Social Construction of Reality; A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1966.

Berry, Jeffrey M., Kent E. Portney, and Ken Thomson.  The Rebirth of Urban Democracy. Washington, DC: Brookings Institution, 1993.

Berti, A. and Bombi, A.  Where does money come from? // Archivo di Psicologia.  Vol. 40, 1979, pp. 53–77.

Berti, A., Bombi, A. and Beni, R.  Acquiring economic notions: profit // International Journal of Behavioral Development,  Vol. 9, 1986, pp. 15–29.

Birren, J. et. al.  Psychology of adult development and aging // Annual Reviewr of Psychology, Vol  34, 1983, pp. 543-75.

Blanchflower, D. G. and Oswald, A. J.  Weil-Being Over Time in Britain and the USA // Industrial and Labor Relations Review,  Vol. 50, 1999, pp. 438–459.

Blauner, R.  Work satisfaction and industrial trends in modern society. In W. Galenson and S. M. Upset (eds.), Labor and Trade Unions.  New York: Wiley, 1960.

Blood, R.O. and Wolfe, D. M.  Husbands and Wives: The Dynamics of Married Living. Glencoe, III: The Free Press, 1960.

Bourdieu P.  Distinction. Critique sociale du jugement. Paris: Les editions de minuit, 1979.

Bowlby J.  Attachment and Loss. Vol. 1. London: Hogarth, 1969.

Bowles, S.  (1998). Endogenous preferences: the cultural consequences of Markets and other economic institutions // Journal of Economic Literature,  36, 75-111.

Briggs, Xavier de Souza.  «Social Capital and the Cities: Advice to Change Agents». National Civic Review 86, Vol. 2 (Summer 1997): 111–118.

Brooks, D.  Bobos in Paradise: The New Upper Class and How They Got There. New York: Simon and Schuster, 2000.

Brown Stephen.  Postmodern marketing. New York: Routledge, 1995.

Bruner, J. and Goodman, С. Value and need as organizing factors in perception. Journal of Abnormal and Social Psychology,  Vol. 42, 1947, 33–44.

Carrier, James.  "Gifts, Commodities, and Social Relations: A Maussian View of Exchange". Sociological Forum  Vol 6(1), 1991, pp. 119–136.

Chelcea, L.  Informal Credit, Money and Time in the Romanian Countryside. Paper presented at the Fourth Nordic Conference on the Anthropology of Post-Socialism,  April 2002.

Coleman, J.  Foundations of Social Theory. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 1990.

Coleman, J. S.  Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology,  1988, n. 94, pp. 95-120.

Conquer, R. D. et al.  Economic stress, coercive family process, and developmental problems of adolescents. // Child Development,  Vol. 65,1994, 541-61.

Сох, С. and Cooper, С.  High Flyers. Oxford: Blackwell, 1990.

Csikszentmihaly, M. and Rochberg-Halton, E.  The meaning of things. Domestic symbols and the self. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.

Danziger, K.  Children's earliest conceptions of economic relationships // Journalof Economic Psychology,  Vol. 47, 1958, 231—40.

David de Vaus.  Marriage helps good mental health // Family Studies, Vol. 62, 2002.

Davies, Glyn.  A history of money from ancient times to the present day, 3rd ed. Cardiff: University of Wales Press, 2002.

Davis, K. and Taylor, R.  Kids and Cash. La Jolla, CA: Oak Tree, 1979.

Deci, E. L. and Ryan, R.  Intrinsic Motivation and Self-determination in Human Behavior. New York: Plenum Press, 1985.

Dickinson, J. and Elmer, N.  Developing ideas about distribution of wealth // Economic Socialization,  Cheltenham: Edward Elgar, 1996, pp. 47–68.

Diener, E., Diener, M. and Diener, С.  Factors predicting the subjective well-being of nations // Journal of Personality and social Psychology,  Vol. 69, 1995, pp. 851–864.

Diener, E., Horowitz, J., and Emmons, R. A.  Happiness of the very wealthy. Social Indicators Research, Vol. 16,1988, pp. 263-74:

Diener, E., Sandwik, E., Seidlitz, L., and Diener, M.  The relationship between income and subjective well-being: relative or absolute? Social Indicators Research, Vol. 28,1993, pp. 195–223.

Dittmar, H. and Drury J.  Self-image — is it in the bag? A qualitative comparison between "ordinary" and "excessive" consumers // Journal of Economic Psychology,  Vol. 21, 2000, pp. 109–142.

Dittmar, Helga,  Gender identity-related meanings of personal possessions.

British Journal of Social Psychology,  1989, 28, 159–171.

Dittmar, Helga.  The Social Psychology of Material Possessions. To Have is To Be. Harvester Wheatsheaf, U.K. 1992.

Douglas, Mary & Baron Isherwood.  The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption, 1978.

Douglas, Mary.  Deciphering a meal. In: Daedalus,  Winter 1972, chap. 17.

Edgerton, R.  The Individual in Cultural Adaptation. Berkeley: U. Of California Press, 1971.

Edwards, R.  Personal traits and "success" in schooling work // Educational and Psychological Measurement, Vol.  37, 1977, pp. 125-38.

Ehrenhalt, Alan.  The Lost City: Discovering the Forgotten Virtues of Community in the Chicago of the 1950s. New York: Basic Books, 1995.

Ehrenreich, В.  Fear of Falling: The Inner Life of the Middle Class. New York: Pantheon Books, 1987.

Elgin, D.  Voluntary Simplicity. New York: Quill, 1993.

Eiston, M.A.  Medicine: half of our future doctors? // Sex Differences in Britain,  Aldershot: Gower, 1980.

Fehr, E. et al.  Reciprocity as a contract enforcement device // Econometrica,  Vol.65, 1997, pp. 833-60.

Fenko, A. Economic Socialization in Post-Soviet Russia //  VII International Congress of Psychology, Stockholm.

Ferenczi, S.  Further Contributions to the Theory and Techniques of Psychoanalysis. New York: Norton, 1926.

Firat, Fuat, Nikhilesh Dholakia, and Richard Bagozzi.  Philosophical and Radical Thought in Marketing. Lexington: Lexington Books, 1987.

Firth, R.  Introduction to Social Anthropology. New York: Mentor Books, 1980.

Formanek, R.  Why they collect: collectors reveal their motivations. In: To have possessions, Special Issue of Journal of Social Behavior and Personality, Vol. 6, 1991, pp. 275–286.

Freud, S.  Character and Anal Eroticism. London: Hogarth, 1908.

Freud, S.  Dostoevsky and parricide. In J.Strachey (ed.), The Standard Edition of the complete Psychological Works of Sigmund Freud, 21,  177-96. London: Hogarth, 1928.

Fromm, E. and Maccoby, M.  Social Character in a Mexican Village: A Sociopsychoanalitic Study. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1970.

Fuat Firat A. & Nikhilesh Dholakia.  Consuming people. From political economy to theaters of consumption. Routledge, London, 1998.

Furnham, A.  Why do people save? Journal of Applied Social Psychology; Vol.15, 1985, pp. 354-73.

Furnham, A. The Myths of Management.  London: Whurr, 1996.

Furnham, A.  A short measure of economic beliefs // Personality and Individual Differences, 1985, 6, 123-6.

Furnham, A. and Argyle, M.  The Psychology of Money. London: Routledge, 1998.

Furnham, A. and Cleare, A.  School children's conceptions of economics // Journal of 'Economic Psychology, Vol. 9, 1988, 467-79.

Furnham, A. and Hunt, P. L.  (1996). Economic Socialization. Cheltenham: Edward Elgar.

Furnham, A.  Many sides of the coin: the psychology of money usage // Personality and Individual Differences,  1984, 5, 95—103.

Gellner, E.  Nations and Nationalism. Ithaca: Cornell U. Press, 1983.

Ger, G. and Belk, R.  Cross-cultural differences in materialism // Journal of Economic Psychology,  Vol. 17, 1996, pp. 55–77.

Gergen, K.  An Invitation to Social Construction. SAGE, London, 1999.

Giddens A.  A Contemporary Critique of Historical Materialism. 2nd edition. Macmillan Press LTD, 1995.

Goffman, E.  Asylums. Garden City, NY: Doubleday Anchor, 1961.

Goldberg, H. and Lewis, R.  Money Madness: The Psychology of Saving, spending, Loving and Hunting Money. London: Springwood, 1978.

Goldthorpe, J. H, Llewellyn, C. Nad Payne,  С Social Mobility and Class Structure in Modern Britain. Oxford: Clarendon Press, 1987.

Granburn, N.  Tourism: The Sacred Journey. In: Host and Guests. The Anthropology of Tourism. / Ed. Valene L. Smith, Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1989, pp. 21–36.

Gray, Peter.  Lower testosterone in married men //Evolution and Human Behavior,  Vol. 23, 2002, p. 193.

Gurin, G. and Gurin,  P. Personal efficacy and the ideology of individual responsibility // Economic Means for Human Needs.  Ann Arbor: Institute for Social Research, 1976, pp. 131—57.

Hanley, A. and Wilhelm, M.  Compulsive buying: An exploration into self-esteem and money attitudes // Journal of Economic Psychology, 1992, 13,5-18.

Hayek, F.  Individualism and Economic Order. Chicago: U. of Chicago Press 1948.

Headey, B.  An economic model of subjective well-being: integrating economi and psychological theories. Social Indicators Research,  Vol. 28, 1993 pp. 97-116.

Headey, B. and Wearing, A.  Understanding Happiness. Melbourne: Longmai Cheshire, 1992.

Helle, Samuli.  Maternal deaths in childbirth // Science,  Vol. 296, 2002, p. 1085 Hirschman, Elizabeth C.  Secular Immortality and the American Ideology of Affluence. — In: The Journal of Consumer Research,  Vol. 17, Vol. 1, 1990 pp. 31–42.

Hoffman, E.  Preferences, property rights and anonymity in bargaining games // Games Econ. Behav.,  Vol. 7, 1994, pp. 346-80.

Hoffman, S.W. and Monis, J. D. The value of children in the United States // Family Relationships.  Beverly Hills, CA: Sage, 1982.

Inglehart, Ronald.  Culture shifts in advanced industrial society. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1990.

Jahoda, J.  The construction of economic reality by some Glaswegian children // European J. of Social Psychology,  Vol. 9, 1979, pp. 115-27.

Jenkins, O. H.  Understanding and Measuring Tourist Destination Images // International Journal of Tourism Research,  Vol. 1, 1999, pp. 1—15.

Kahneman, D., & Tversky, A.  On the psychology of prediction. Psychological Review,  Vol. 80, 1973, pp. 237-25I.

Kahneman, D., & Tversky, A.  Prospect theory: An analysis of decisions under risk. Econometrics,  Vol. 47, 1979, pp. 313–327.

Kahneman, D., Wakker, P. P., and Sarin, R.  Back to Bentham? Explorations of experienced utility. Quarterly Journal of Economics,  Vol. 112, 1997, pp. 375–405.

Karasek, R.  Job Socialization. Stockholm: Institute for Social Research, 1978.

Kasser, T.  and Ryan, R. A dark side of the American dream. // Journal of Personality and social Psychology,  Vol. 65, 1993, pp. 410–422.

Katona, G.  Psychological Economics. New York: Elsevier, 1975.

Kerbo, H.R.  Social Stratification and Inequality. New York: McGraw-Hill, 1983.

Kets de Vries, M.  The entrepreneurial personality: a person at the crossroads. Journal of Management Studies,  Vol. 14, 1977, pp. 34–57.

Kohn M. et. al.  Position in the class structure and psychological functioning in the United States, Japan, and Poland // Amer. J. Sociology,  Vol. 95, 1990, pp. 964-1008.

Kollock, P.  The emergence of exchange structures: an experimental study of unsertanity, commitment, and trust. // Amer. J. Sociology, Vol.100, 1994,pp.313-45.

Kollock, P.  The Economies of Online Cooperation: Gifts and Public Goods in Cyberspace. In: Journal of Socio-Economics,  Vol. 3, 2002.

Kourilsky, M.  The kinder-economy // The Elementary School].,  Vol. 77, 1977, pp. 182-91.

Krueger, D.W.  Money, Success, and Success Phobia. In: The Last Taboo: Money as Symbol and Reality in Psychotherapy and Psychoanalysis /  Ed. D.W. Krueger, New York: Bruner & Mazel, 1986, pp. 3-16.

Lamont, M.  Money, Morals and Manners. The Culture of the French and American Upper-Middle Class. Chicago: The University of Chicago Press, 1992.

Lassarres, D.  Consumer education in French families and schools // Economic Socialization.  Cheltenham: Edward Elgar, 1996.

Latouche, Serge.  The Westernization of the World. Cambridge, K: Polity Press, 1996.

Lea, S., E. G., Tarpy, R. M. and Webley, P.  The Individual in the Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

Lea, S., Webley, P. And Walker, С.  Psychological factors in consumer debt: money management, economic socialization, and credit use. Journal of Economic Psychology, Vol. 16,1995,pp. 681–701.

Lee A. Lillard and Constantijn W.A. Panis,  «Marital Status and Mortality: The Role of Health,» Demography,  Vol. 33(3), 1996, pp. 313–327.

Leiser, D. and Ganin, M.  Economic participation and economic socialization // Economic Socialization.  Cheltenham: Edward Elgar, 1996.

Lepper, M. and Greene, D.  The Hidden Costs of Reward: New Perspectives of on the Psychology of Human Motivation. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1978.

LeVine, R.  Dreams and Deeds: Achievement Motivation in Nigeria. Chicago: U. of Chicago Press, 1966.

Levi-Strauss, C.  The Elementary Structures of Kinship, London: Eyre and Spot-tiswoode, 1969.

Lindgren, H.C.  The psychology of money. Krieger Publishing Company. Malabar, Florida, 1991.

Loury, Glenn,  «The Divided Society and the Democratic Ideal». Boston University's University Lecture,  1996.

Lozkowski, T.  Win or Lose: A Social History of Gambling in America. New York: Bobbs Merril, 1977.

Lunt, P. and Livingstone, S.  Everyday explanations for personal debt: a network approach. British Journal of Social Psychology, Vol. 30, 1991, pp. 309-23.

Lynch, J.W, George A. Kaplan and Sarah J. Shema.  Cumulative Impact of Sustained Economic Hardship on Physical, Cognitive, Psychological, and Social Functioning // New England Journal of Medicine,  December 25, 1997.

Lynn, M.  Restaurant tipping: A reflection of customers' evaluations of a service? Journal of Consumer Research,  Vol. 18, 1991, pp. 438—48.

MacCannell, Dean. The  Tourist: A New Theory of the Leisure Class. Berkley: University of California Press, 1976.

McDonald M.  Representing Women, Myths of Femininity in the Popular Media. London: Edward Arnold, 1995.

Madanes, C.  The Secret Meaning of Money. Jossey-Bass Publishers, 1994.

Marshall, H. andMagruder, L.  Relations between parent money education practices and children's knowledge of the use of money. // Child Development,  Vol. 31, 1960, pp. 245-84.

Matthews, A.  If I Think about Money so much, Why Can't I Figure it out. New York: Summit Books, 1991.

McCabe, S.  The Tourist Experience and Everyday Life. In: The Tourist as a Metaphor of the Social World / Ed. Graham M.S. Dann. UK: CABI Publishing, 2002, pp. 61–76.

McClelland, D., Atkinson,J., Clark, R. And Lowell, E.  The Achievement Motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953.

McCracken, Grant.  Culture and Consumption. Indianapolis: Indiana University Press, 1990.

McCracken, Grant.  New Approaches to the Symbolism of Consumer Goods and Activities, Bloomington, IN: Indiana University Press, 1988.

McDonald, W.  Psychological associations with shopping. Psychology and Marketing,  Vol. 11, 1994, pp. 549-68.

Mclrath, Sh.  New Restrictions.on HMOs? / /American Medical News,  December 2, 1996.

McLeod, B.  In the Wake of Disaster // Psychology Today,  Vol. 18, 1984, pp. 60–67.

Mead, GM.  Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: University of Chicago Press, 1934.

Miller, J. and Yung, S.  The role of allowances in adolescent socialization // Youth and Society,  Vol. 22, 1990, 137-59.

Murray, J.  The Politics of Consumption // Journal of Consumer Research,  Vol.

29, December 2002, pp. 427–440. Newson,J. and Newson, E.  Seven Years Old in a Home Environment. London: Allen & Unwin, 1976. Ng, S.  Children's ideas of bank and shop profit //. Econ. Psychol.,  Vol. 4,1983, pp. 209-21.

O'Guinn, T. and Faber, R.  Compulsive buying: A phenomenological exploration // Journal of Consumer Research,  Vol. 16, 1989, pp. 147–157.

O'Neill, R., Greenberg, R. and Fisher, S.  Humor and anality. Humor: International Journal of Human Research,  Vol. 5, 1992, pp. 283-91.

Oakley, A.  The Sociology of Housework. Oxford: Martin Robertson, 1974.

Olson, G. I. and Schober, B. I.  The satisfied poor. Social Indicators Research,  Vol. 28, 1993, pp. 173-93.

Pahl J.  Money and Marriage. London: Macmillan, 1989.

Parinello, G. L.  Motivation and Anticipation in Post-Industrial Tourism // Annals of Tourism Research,  Vol. 20, 1993, pp. 232–248.

Putnam, Robert D.  Making Democracy Work. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1993.

Richnis, M. and Dawson,  S. A consumer values orientation for materialism and its measurement: Scale development and validation. // Journal of Consumer Research,  Vol. 19,1992, pp. 303–316.

Richnis, M. and Rudmin,  F. Materialism and economic psychology // Journal of Economic Psychology,  Vol. 15, 1994, pp. 217–231.

Robinson, J. P.  How Americans Use Time. New York: Praeger, 1977.

Rosenblatt, P., Walsh, P. and Jackson,  D. Grief and Mourning in Cross-Cultural Perspective. New Haven, CT, 1976.

Rubinstein, H. D.  Elites and the Wealthy in Modern British History. Brighton: Harvester, 1987.

Rubinstein, HD.  Survey report on money // Psychology Today,  1981, 5, 24–44.

Ryan,R. et al.  The American Dream in Russia: Extrinsic Aspirations and Well-Being in Two Cultures // Personality and Social Psychology, Bulletin,  Vol. 12,1999, pp. 1509–1524.

Sahlins, Marshall.  Stone Age Economics. Chicago, IL: Aldine. 1972.

Scanzony, J.  Social exchange and behavioral interdependence // Social Exchange in Developing Relationships.  New York: Academic Press, 1979.

Schambra, William and Michael S. Joyce. «A New Citizenship, A New Civic Life.» The Hudson Institute: 139–163.

SchorJ uliet B.  The Overspent American. New York, Basic Books, 1998.

Sevon, G. and Weckstrom, S.  The development of reasoning about economic events // J. Econ. Psycol.,  Vol. 10, 1989, pp. 495–514.

Shorter, E.  From Paralysis to Fatigue: A History of Psychosomatic Illness in the Modern Era. New York: Free Press 1991.

Shweder, R. A.  It's Called Poor Health for a Reason // New York Times, March 9, 1997.

Skocpol, Theda.  «The Tocqueville Problem». Address to Annual Meeting of the Social Science History Association,  New Orleans, October 12, 1996.

Slater, Don.  Consumer Culture and Modernity. Cambridge, UK: Polity Press 1997.

Smelser, N.  The Sociology of Economic Life. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1963.

Smith, S. and Razzel, P.  The Pools Winners. London: Caliban Books, 1975.

Stanley, N. J. and Danko, W. D. The  Millionaire Next Door. New York: Pocket Books, 1996.

Strauss, A. (1952)  The development and transformation of monetary meaning in the child. // Amer. Sociol. Review,  53, 275-86.

Tang, T.  The development of short money ethic scale // Personality and Individual Differences, 1997, 19, 809—16.

Tang, T.  The meaning of money revisited // Journal of Organizational Behavior,  1992, 13, 197–202.

Tang, T.  The meaning of money: extension and exploration of the money ethic scale // Journal of Organizational Behavior,  1993, 14, 93-9.

Thompson, C. J. and Haytko, D. L.  Speaking of Fashion: Consumer's uses of fashion discourses and the appropriation of countervailing cultural meanings // Journal of Consumer Research,  Vol. 24, 1997, pp. 15–42.

Trachtenberg, J.  Shop until you drop? // Forbes,  January, 11, 1988, p. 40.

Tse, David K., Russell W. Belk and Nan Zhou.  Becoming a Consumer Society: A Longitudinal and Cross-Cultural Content Analysis of Print Ads from Hong Kong, the People's Republic of China, and Taiwan. - In: The Journal of Consumer Research, Vol  15, Vol. 4, 1989, 457–472.

Tversky, A., & Kahneman, D.  Belief in the law of small numbers. Psychological Bulletin,  Vol. 76, 1971, 105–110.

Upton, W.  Altruism, Attribution, and Intrinsic Motivation in the Recruitment of Blood Donors. Doctoral Dissertation, Cornell U, 1974.

Urry, John. The Tourist Gaze.  Leisure and Travel in Contemporary Societies. London: Sage, 1990.

Valence, G., d'Astous, A. andFortier, L.  Compulsive buying: Concept and Measurement // Journal of Consumer Policy,  Vol. 11, 1988, pp. 419–433.

Vanourek, Gregg, Scott Hamilton, and Chester Finn.  «Is There Life After Big Government? The Potential of Civil Society.» The Hudson Institute.

Verba, Sidney, Kay Lehman Schlozman, and Henry E. Brady.  Voice and Equality: Civic Voluntarism in American Politics. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1995.

Vogler, С. and Pahl, J.  Money, power, and inequality within marriage // Sociol. Review,  Vol. 42, 1994, pp. 263-88.

Wacquant L.J.D.  Durkheim et Bourdieu: le socle commun et ses fissures // Critique. -  1995. - № 579/580.

Waite, Linda. The Case for Marriage: Why married people are happier, healthier and better off financially,  2001.

Walker, M. (1995).  The Psychology of Gambling. London: Butterworth-Heinemann.

Walzer, Michael,  «Civility and Civic Virtue in Contemporary America.» In: Radical Principles: Reflections of an Unreconstructed Democrat.  New York: Basic Books, 1980.

Walzer, Michael.  «Idea of Civil Society.» Dissent (Spring 1991): 293–304.

Wang, N.  The Tourist as a Peak Consumer. In: The Tourist as a Metaphor of the Social World / Ed. Graham M.S. Dann. UK: CABI Publishing, 2002, pp. 281–296.

Ware, J. E. et al.  Differences in 4-Year Health Outcomes for Elderly and Poor, Chronically III Patients Treated in HMO and Fee-for-Service Systems // Journal of the American Medical Association,  October 2, 1996.

Warner, W. L., Marcia Meeker, & Kenneth Eells.  Social Class in America, Chicago: Science Research Associates, 1949.

Weber, M.  Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkley: U. of California Press, 1978.

Webley, P. & Lea, S.  The unacceptability of money as a gift // Journal of Economic Psychology,  4, 1993, p. 233–238.

Weiner, Annette B.  Inalienable Possessions: The Paradox of Keeping-While-Giving. Berkeley: University of California Press. 1992.

Wicklund, R, and Gollwitzer, P.  Symbolic Self Completion. Hillside, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1982.

Wilk, Richard R.  Economies and Cultures: An Introduction to Economic Anthropology. Boulder, Co.: Westview Press, 1996.

Winicott, D. W.  Transitional Objects and Transitional Phenomena // International Journal of Psychoanalysis,  Vol. 34 (2), 1953, pp. 89–97.

Winocur, S. and Siegal, M.  (1982) Adolescents' judgement of economic arguments. // Int. J. Behav. Development,  5, 357—65.

Wiseman, T. (1974).  The Money Motive. London: Hodder & Stoughton.

Wosinski, M. And Pietras, M.  Economic socialization of Polish children in different macro-economic conditions // Journal of Economic Psychology,  1990, 11, 515-29.

Yamamuchi, K. and Templer, D.  The development of a money attitude scale. Journal of Personality Assessment,  Vol. 46, 1982, pp. 522—8.

Zabukovec, V. and Polic, M.  Yugoslavian children in a situation of rapid economic changes // Journal of Economic Psychology,  1990,11, 529—43.

Zelizer, V. A.  The Social Meaning of Money // American Journal of Sociology,  Vol. 95, 1989, pp. 342–377.

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: