Этапы:
- разработка проекта бюджета Минфином России
- рассмотрение проекта бюджета Правительством России
- внесение проекта бюджета в Государственную Думу.
II стадия – рассмотрение и утверждение закона о бюджете.
Этапы:
- принятие Советом ГД к рассмотрению
- направление в профильный комитет и работа комитета
- рекомендация Совета ГД для включения в повестку обсуждения пленарного заседания в первом чтении
- рассмотрение в первом чтении
- рассмотрение во втором чтении, внесение поправок
- рассмотрение и принятие закона о бюджете в третьем чтении
- одобрение закона о бюджете Советом Федерации
- подписание закона о бюджете Президентом России.
III стадия – исполнение бюджета
Этапы:
- заключение договора о закупках между руководителем бюджетного учреждения и его контрагентом
- представление договора в Федеральное Казначейство
- санкционировании финансовой операции по переводу денежных средств из бюджета на счёт контрагента.
IV стадия – составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета
|
|
Этапы:
- составление Федеральным казначейством отчёта об исполнении бюджета,
- представление отчёта в Минфин
- представление отчёта в Правительство России
- внесение отчёта в Государственную Думу
- проверка отчета об исполнении бюджета Счётной палатой
- заслушивание заключения Счётной палаты на заседании ГД
- рассмотрение ГД РФ проекта закона об исполнении бюджета в первом чтении
-рассмотрение ГД РФ проекта закона об исполнении бюджета во втором чтении
-принятие ГД РФ закона об исполнении бюджета в третьем чтении.
Объектом обсуждения является законопроект, составленный студентами. В качестве образца текста законопроекта может быть выбран текст проекта федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации на текущий год.
Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне власти. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в игровом сюжете принимают участие:
Основные участники бюджетного процесса
1. Президент РФ, он же полномочный представитель Президента РФ в ГД.
2. Правительство РФ – 1 студент, он же полномочный представитель Правительства РФ в ГД.
3. Министерство финансов РФ – 1 студент.
4. Председатель Государственной Думы РФ.
5. Комитет Государственной Думы по бюджету – 1 студент.
6. Совет Федерации РФ – 1 студент.
7. Счетная палата РФ – 1 студент.
8. Федеральное казначейство РФ – 1 студент.
9. Депутаты – 8-12 студентов.
10. Руководитель бюджетного учреждения.
|
|
11. Контрагент бюджетного учреждения.
Депутаты могут делиться на фракции партии (по желанию). В зависимости от количества студентов в группе число депутатских объединений может быть увеличено или уменьшено.
Перед проведением деловой игры преподаватель разъясняет порядок и правила ее проведения, заключающиеся в следующем.
Методические рекомендации по проведению.
В начале семинарского занятия студенты участвуют в блиц-опросе, проводимом с помощью презентации. На экране поочерёдно всплывают вопросы и правильные ответы.
Затем проводится сама игра, в ходе которой каждый орган власти и каждое должностное лицо исполняет те полномочия в рамках бюджетного процесса, которые предусмотрены законодательством.
Заседание ГД ведет сначала Председатель Государственной Думы либо заместитель председателя в соответствии с порядком, установленным Регламентом Государственной Думы. Каждый участник игры должен обозначить свою точку зрения по поводу бюджета, обоснованную не только с правовой позиции, но и с учетом их политической принадлежности (для представителей общественно-политических движений).
Во время обсуждения законопроекта (на семинарском занятии) обязательно должны высказать свое заключение полномочные представители Президента и Правительства РФ, а также представитель профильного комитета Государственной Думы. Заключение должно содержать ответы на вопросы: а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ и БК РФ, б) не нарушена ли логика законопроекта. При обсуждении законопроекта должны выступить все участники деловой игры, давая оценку законопроекту и высказывая предложения о его одобрении и принятии.
Студенты самостоятельно (путем предварительного совместного обсуждения) могут выбрать тот или иной путь развития сюжета деловой игры (т.е. совокупность действий), затем готовят свои заключения и предложения, основываясь на реальном порядке законодательного процесса, установленного в Регламенте Государственной Думы.
Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем.
Оценивание студентов по результатам деловой игры
По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента.
Критерии оценивания
Критерии | Баллы/оценка |
Ответы студента в рамках предложенной роли мотивированы, он владеет материалом по теме игры, делает точные ссылки на нормативные акты, в состоянии их толковать. | 100 % максимального балла за ОС /«отлично |
Ответы студента в рамках предложенной роли мотивированы, он владеет материалом по теме игры, делает ссылки на нормативные акты. | 75 % максимального балла за ОС / «хорошо» |
Ответы студента в рамках предложенной роли соответствуют действующему финансовому законодательству, он владеет материалом по теме игры, но не делает ссылки на нормативные акты. | 50 % максимального балла за ОС / «удовлетворительно» |
Ответы студента в рамках предложенной роли не мотивированы или он не владеет материалом по теме игры, не делает ссылки на нормативные акты. | Менее 50 % максимального балла за ОС/ «неудовлетворительно» |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»