Так как же все это может помочь вам писать? Как использовать эту сложную машинерию, чтобы разработать тему вашего собственного сценария?
Опять же нельзя взять и задать тему. Нелепо считать, что достаточно начать с идеи, как важно быть тем, кто ты есть, и на этой основе сделать вывод: «Все ясно, напишу-ка я сценарий "Деловая женщина!"»
Начните с концепции истории, соответствующей критериям, описанным в главе 2. Затем обратите внимание на внешнюю мотивацию и внешний конфликт основных персонажей. После этого приступайте к исследованию внутренних целей и конфликтов для каждого из них. Только тогда вы будете готовы увидеть, какая вырисовывается общая тема и какое развитие получат образы героев.
Если вы попытаетесь идти от темы, то она окажется чуждой либо вам, либо вашему сценарию. Мне доводилось говорить с писателями, утверждавшими, что их темы – возвышенные послания миру, но в действительности их истории и персонажи воспринимались несколько иначе. Вот почему сначала лучше заняться сюжетом, и тогда станет видно, какие подспудные принципы выплывут на поверхность.
|
|
Как только станет вырисовываться тема, применение этих принципов может помочь вам обнаружить и развить ее, проясняя различия между героем и его отражением и сходство героя с антагонистом. А потом, по мере написания черновиков, можно разрабатывать ситуации, действие, описания и диалоги, показывающие эволюцию персонажей и тему вашей истории.
Приведенный выше метод – не единственный способ работы над темой. Есть множество других определений темы и путей поиска глубинных смысловых уровней в любом фильме или сценарии. Но этот процесс – очень эффективный способ придать глубину вашему сценарию и обнаружить дополнительные смыслы в фильмах, которые вы смотрите.
Здесь, конечно, могут быть и другие смысловые уровни, помимо темы и идеи сценария: символ, аллегория, архетип и т. д. Фильм «Останься со мной», по адаптированному Брюсом Эвансом и Рейнольдом Гидеоном рассказу Стивена Кинга, развивает тему необходимости распознать свои таланты и реализовать их независимо от мнения окружающих. Но есть и другой пласт: фильм исследует пугающую, но необходимую гибель детства, предваряющую переход в непредсказуемый «взрослый» мир, где и предстоит раскрыть свои таланты. А за этим аллегорическим уровнем стоит история о поиске, миф о святом Граале; путешествии из детства в зрелость, о формировании личности.
Сколько бы ни было уровней у вашей истории, во главе угла должна стоять внешняя мотивация героя. Только на этой основе в вашей истории может возникнуть глубина и сложность.
|
|
Краткий обзор главы
1. Тема – универсальное высказывание о человеческой жизни, выходящее за рамки сюжета. Это подразумеваемое предписание автора о том, как надо жить, чтобы развиваться и реализовать себя как личность, расти нравственно.
2. Тема рождается, когда выявляется сходство героя с антагонистом и его отличия от отражения.
3. Эволюция героя начинается, когда он сам осознает сходство со своим антагонистом и отличие от отражения.
4. Тема проистекает из авторского бессознательного, развивается через бессознательное героев и воспринимается зрителем на уровне его собственного бессознательного.
5. Тема должна вырасти из концепции истории, а не быть навязанной искусственно.
Глава пятая
Структура
Представьте себе, что ваш фильм – это «американские горки» в парке развлечений: концепция истории – первоначальное восприятие этого опыта – будет ли такое путешествие увлекательным. Иными словами, привлечет ли такой аттракцион посетителей? Посредством ваших персонажей (особенно главного героя) зритель испытывает эмоции; они как кабинки в аттракционе. Под структурой понимается последовательность событий истории: подъемы и повороты, которые и делают катание на горках таким захватывающим и запоминающимся.
Структура сюжета состоит из отдельных событий в фильме или серии в сериале. В хорошо структурированной истории нужные события происходят в правильное – с точки зрения максимальной эмоциональной вовлеченности читателя и зрителя – время. Если события в вашей истории не захватывают, лишены юмора, логики, не имеют отношения к действительности, или их последовательность не вызывает напряженного ожидания, удивления, любопытства, не имеет очевидной развязки, значит, структура неудачная.
Правильное построение структуры включает два этапа: разделение сюжета на три акта и применение структурных приемов.