ДЖЕЙК (закадровый голос)

Конечно, если есть деньги, спину вылечить не проблема, но не на ветеранские деньги, не с нашей экономикой.

 

Так мы сразу начинаем сочувствовать Джейку в его незаслуженном несчастье. А тремя страницами позже мы узнаем, что убит его брат. «Какой-то урод с ножом перечеркнул будущее Тони ради пары баксов в его кошельке».

Джейк описывает себя как «просто морпеха, которого вечно посылали к черту на рога». Это не только вызывает еще большее сочувствие, но наводит на мысль об опасности, с которой Джейку вскоре придется столкнуться. Опасность становится еще более очевидной, когда Джейк прибывает на Пандору и мы слышим предупреждение о том, как атмосфера убивает человека за четыре минуты и как «любая тварь, ползает она, летает или сидит в грязи, хочет убить вас и сожрать ваши глаза на десерт».

В первых кадрах сценария, хотя в фильме это идет позже, мы видим Джейка, который набрасывается в баре на парня, который бьет женщину. Закадровый голос Джейка говорит: «Все, чего я хотел в своей гребаной жизни, это найти цель, за которую хотелось бы бороться». Все это делает Джейка привлекательным для нас – защитником беспомощных, мечтающих о чем-то, способном придать их жизни смысл. И это то, что он обретает в фильме.

Эти методы, позволяющие вызвать сопереживание, дополняют некоторые другие приемы. Джейка не слишком беспокоит, что о нем думают другие люди; аудитория видит события его глазами (мы наблюдаем за всем происходящим на Пандоре так, как это делает Джейк; у зрителя нет преимущества вплоть до самой середины сценария); и диалог с Куоритчем обнаруживает, что Джейк был опытным морпехом, прошел тяжелую службу в Венесуэле. (Это ко всему прочему заранее объясняет его способность отражать атаки и то, что он стал воином На'ви и повел народ против армии наемников.)

Внутреннюю мотивацию и конфликт Джейка я рассматриваю ниже в контексте эволюции образа. А сейчас обратимся к другим категориям центральных персонажей.

 

 

Антагонист – персонаж, который стоит на пути героя к достижению внешней цели. Если цель Джейка – помешать устранить На'ви, то больше всего ему препятствует полковник Майлз Куоритч. Цель Куоритча – обезвредить «террористов», чтобы добывающая компания могла получить анобтаниум. Следовательно, цели Куоритча и Джейка взаимоисключающие.

Антагонист, как и все центральные персонажи, обозначается через его отношение к внешней мотивации героя в начале второго акта. Поэтому, хотя Куоритч вроде бы поддерживает Джейка, он просит Джейка собирать информацию, чтобы выступить против На'ви, следовательно, мы знаем, что в конечном счете они будут противостоять друг другу. «Это моя война здесь», – говорит он, не пытаясь скрыть ни своего презрения к На'ви (он называет их врагами) и к программе «Аватар» («кучка ученых-задохликов»), ни желания развязать войну.

При определении главных персонажей важно не столько то, что понимает герой, сколько то, что знает и предчувствует зритель. Иногда злодей очевиден для всех с самого начала. Но иногда, как в случае с «Аватаром», герою нужно время, чтобы разобраться, на чьей он стороне и кто его настоящие враги.

Чем сильнее и страшнее враг, тем острее конфликт для героя, и тем больше эмоциональная вовлеченность читателя и зрителя. Куоритч – жесткий, безжалостный, бесстрашный командир, за спиной которого огромная армия наемников и боевая мощь. Джейк же просто «прирожденный неудачник», который не может даже ходить, и нигде ему нет места.

Первая встреча Джейка с Куоритчем подчеркивает, насколько он сильнее Джейка. Куоритч забирается в гигантский двухтонный военный экзоскелет – антитезу инвалидного кресла Джейка – и начинает демонстрировать мощные приемы боевых искусств. Все, что мы видим и слышим, призвано показать нам непобедимость Куоритча.

Куоритч – не единственный персонаж, стоящий между Джейком и его внешней целью. Селфридж, возглавляющий экспедицию, в конечном счете отдаст приказ о нападении на На'ви. И Цу'тей, воин На'ви, обрученный с Нейтири, хочет убить Джейка, или по крайней мере держать его подальше от клана и от Нейтири. Но Селфридж и Цу'тей – несравнимо меньшие враги по сравнению с Куоритчем, и это второстепенные персонажи.

 

 

Отражение – персонаж наиболее близкий герою, он больше всего поддерживает героя и помогает в достижении цели. Большинство персонажей на стороне Джейка, особенно Нейтири, которая спасает его, учит, тренирует и сражается с ним бок о бок. Но она же и объект его любви, поэтому мы будем рассматривать ее в следующей категории.

Наиболее подходящий персонаж для этой категории доктор Грейс Огустин, руководитель программы «Аватар», чья внешняя мотивация такая же, как у Джейка: понять На'ви, учиться у них, наладить связь с ними и в конечном счете защитить их. Она помогает Джейку делать все это, и они не соперники в осуществлении цели героя – поэтому она его отражение. Для характеристики персонажей неважно, как они изначально воспринимали героя. Когда они встречаются впервые, Грейс выражает недовольство самим присутствием Джейка в ее программе.

 

 

Предмет любви – объект, на который хотя бы отчасти направлены желания героя, сексуальные или романтические. Нейтири – персонаж, в которого Джейк влюбляется, и зритель болеет за него и хочет, чтобы к концу фильма они были вместе. Как всякий удачный романтический персонаж, Нейтири временами имеет цели, не совпадающие с намерениями Джейка (она угрожает ему, велит уйти, постоянно винит и отворачивается от него, узнав об обмане). В другие же моменты она поддерживает его (обучает, влюбляется в него, объединяется в борьбе с наемниками).

Джеймс Кэмерон создает романтический образ, который очаровывает зрителя. Нейтири умна, отважна, искусна в сражении и прекрасный учитель. Будь она не так привлекательна, аудитория не прониклась бы любовной историей и не стала бы сочувствовать герою.

Если на этом этапе составить таблицу с персонажами сценария «Аватара», она будет выглядеть так:

 

 

Чтобы заполнить правую часть таблицы, нам надо перейти к следующим компонентам сценария.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: