Забавная история в двух частях 5 страница

Вика. Наглая‑я девка – до невероятности. На мордочку ничего, темненькая, но наглая‑я. (Негромко.) Ты помнишь мой кулон с янтарем, который Генка подарил? Попросила поносить, и с концами. Рыцарю не говори, а то обидится.

Люба. Так она что, любовница Долина?

Вика. По‑моему, да.

Люба. Откуда ее занесло?

Вика. Из пединститута. То ли еще учится, то ли уже закончила… Ну и чему такая может научить? Набирают разную шпану…

Люба. Подожди‑подожди.

Пауза.

А с работой что у него?

Вика. Как неприятно. Не хотела я тебе ничего рассказывать, но вот как не сказать. Мы, Люба, Андрея очень любили. Сколько я ему добра сделала… Бюллетени, справки – все, что ему было надо – доставала… И вот – дождались. Связался с этой молодой да ранней, запил, на работу перестал ходить – вот и уволили. Кошмар.

Небольшая пауза.

На нас наорал. Мы теперь с ним и не общаемся.

Пауза.

Люба. Дай сигарету.

Вика (кричит в кухню). Рыцарь, у тебя есть сигареты?

Входит Барасенко.

Барасенко (дожевывая). Вкусно. Курить? (Подает сигареты.) Пожалуйста. (Вике.) Рассказала?

Вика. Ой, рассказала.

Пауза.

Люба. Ген, вы мне поможете дверь открыть?

Барасенко. Конечно же.

Люба, положив сигарету в пепельницу, уходит в прихожую. Барасенко берет сигарету, докуривает. Дальнейшее происходит на медленном затемнении.

Вика. Ко скольким пойдешь?

Барасенко. К четырем. Машина ждет.

Вика. Приезжай пораньше. (Обняла Барасенко за талию.)

Барасенко. Убери лапы.

Полное затемнение

 

Эпизод второй

 

Квартира Долина. Сам он, не сняв плащ, сидит на тахте. В прихожей голос Любы: «Заходите. Нет‑нет! Вика, Рыцарь… как маленькие. Посидим, я вам такой коктейль приготовлю – стакан проглотите». В комнату входят Барасенко, Вика, Люба.

Долин. Любушка! (Целует Любу.) Ты не своим рейсом прилетела?

Люба. Чуть раньше.

Долин. А я жду‑жду, жду‑жду. Ну, думаю – все.

Люба (Долину). Поставь чемодан на стул. Ребята, садитесь.

Долин попытался обнять Любу.

Ой, да ладно. Принеси стаканы.

Долин убегает на кухню.

(Люба достает из чемодана вино, коньяк, лимон. Кричит Долину.) Достань из холодильника лед! (Негромко.) Сейчас я ему устрою. Не уходите. О‑о, держите‑ка. (Подает Вике и Барасенко жевательную резинку.)

Барасенко (разворачивая пакетик). Умеют же делать, капиталисты проклятые.

Люба. Ягодная паста… (Достает из чемодана тюбик. Вике.) Смотри.

Вика. Для коктейля? Рыцарь… (Протягивает ему тюбик.)

Барасенко. Додумаются же.

Все жуют. Входит Долин, несет стаканы, лед.

Люба (Барасенко). Рыцарь, открой бутылки. (Долину.) Принеси нож лимон разрезать.

Долин ушел за ножом.

Вика. Люба, мне неловко. Рыцарь, лучше пойдем.

Люба. Сидите.

Входит Долин.

Долин. Давай я порежу.

Люба. Сама. (Готовит коктейль.)

Все смотрят.

Долин. Любаша, ты на такси приехала?

Люба. На такси. Вика, Гена… (Подает коктейль.)

Барасенко. Спасибо.

Долин. В автобусе так душно. Я, по глупости, плащ надел… Взмок.

Люба. Денег на такси нет?

Долин. Как нет? Есть, да…

Люба. Покажи.

Долин (снимает со стеллажа коробку из‑под сигар). Вот.

Люба (раскрыв коробку). Как же ты их не пропил?

Долин (улыбаясь). Почему я должен их пропить?

Люба. Откуда у тебя столько?

Долин. Я ведь работаю.

Люба. Работаешь?

Долин. Работаю.

Пауза.

Люба. Вика, значит, договорились: сколько продашь, столько продашь. Ребята, как с билетами на Новосибирск, вы не знаете?

Барасенко. По‑моему, нормально.

Вика. Основной наплыв с июня. В крайнем случае, я позвоню Лидке в диспетчерскую – достанет.

Барасенко. Какой Лидке?

Вика. Здравствуйте.

Барасенко (вспомнив). А‑а.

Люба. Может быть, ей тоже комплект продать?

Вика. Вот дура, не догадалась! Конечно.

Барасенко. Какой комплект?

Вика. Тени, помада, пудра.

Барасенко. Тогда хоть до Лондона достанет. Люба, но сапоги ты моей бабе оторвала знатные.

Люба. Сейчас свои покажу. (Достает из чемодана сапоги.)

Барасенко. Какие легкие.

Вика. Смотри, каблук резной.

Долин. Чья фирма?

Люба. Настене джинсовый костюмчик…

Долин. Люба…

Люба. Маме хотела шаль привезти. Как они там без меня? Не успела.

Долин. Настя очень выросла. Я был у них. Красивая деваха.

Барасенко. Сколько ей?

Долин. Восемь, девятый. Уже во второй класс…

Люба (перебивая). Так! (Долину.) Положи костюмчик. Положи, я сказала.

Долин. А… Любаша, я…

Люба. Подойди‑ка. Ближе. Испугался?

Долин. Любаша, что с тобой?

Люба. Иди сюда.

Долин подошел. Люба хлещет его по лицу.

Пауза.

Долин. Ничего не понимаю.

Люба (бьет снова). Еще?

Вика. Люба, перестань. Ну что ты делаешь?

Люба (раскрасневшись). Червяк… Ты кому изменяешь? Ты мне изменяешь? Тановой изменяешь?!

Долин. Кто изменяет? Люба!..

Люба начинает колотить Долина, швыряет в него книгами.

(Улыбаясь.) Подожди. Я объясню… Ну подожди, Любаша.

Люба. Я тебе объясню… Вот тебе! Чтобы имя мое трепали… Вот!

Вика. Люба, не надо!

Барасенко. Мне пора!

Долин (кричит). Прекрати!

Люба. А громче можешь?

Долин. Прекрати, я сказал!

Пауза.

Барасенко. До свидания.

Люба. Пока. Я еще заскочу к вам.

Барасенко и Вика уходят.

Пауза.

Люба закуривает, берет стакан с коктейлем и, прикрывшись пледом, ложится на кровать. Набирает полный рот дыма, учится пускать кольца.

Эй, пепельницу.

Долин. Я тебя так ждал.

Люба. Расскажи‑ка про свою девочку.

Долин. Напрасно ты начала скандал. У меня с ней товарищеские отношения. Или тебе этого уже не понять?

Уходит из комнаты. Через паузу возвращается, вытирая лицо полотенцем. Молчание. Садится у Любы в ногах.

Люба. Пусти.

Долин привстал, Люба подтянула ноги и плед.

Долин. Форточку открыть?

Люба. Лысая башка, дай пирожка.

Долин с надеждой обернулся. Люба цыкнула струей коктейля ему в лицо.

Долин (утираясь, отвернулся). Ты… Зачем ты так? Все может быть… Даже если я тебе неприятен, так нельзя. Не сердись, Люба, но я устал. (Помолчав.) Я не сравниваю себя с Пашей…

Люба (затягиваясь сигаретой). Пашу не трожь.

Долин. Ты знала, сколько я вынес, женившись на тебе. От меня отвернулись друзья, считая, что я на этом грею руки… Считают, что я предал Пашу, а я только полюбил тебя. Вот моя беда. Если я тебе не нужен, скажи мне. Давай решим что‑нибудь.

Молчание.

(С дрожью в голосе.) Ты для меня была единственной радостью. Пока ты мотаешься по городам, просаживая наследство… Я не упрекаю тебя. Ты, если можно так сказать, вырвалась на свободу от кастрюль, стирок… А по натуре ты хулиганиста. Я понимаю. Мы плюнули на всех – поженились. Зачем? Чтобы ненавидеть?.. Неправда. Из‑за чего нам злиться друг на друга? Я на тебя не злюсь, ты недовольна мной. (Негромко.) Я живой человек… И мне тоже может быть больно. Ты знала, за кого выходила замуж, почему же теперь тебя задевает, что я не… Возможно ведь, что у меня есть свои достоинства…

Люба (хохотнув). Импотент.

Долин. Я говорю серьезно.

Люба. Ничего себе, шуточки. (Стряхивает пепел за ворот рубахи Долина.)

Почувствовав горячее, Долин вскочил. Он бледен, губы его дрожат.

Ну заплачь, заплачь. Господи! Искривился‑то… Придержи губы, а то так и останется.

Долин (сдавленным голосом). Кто ты такая?.. Кто ты… Знаешь, кто ты такая? Тебя надо убить!

Люба поднимает с пола телефон, кладет его себе на живот, набирает номер.

Кем ты себя вообразила? Ты не человек… Ты… Рептилия!.. Иезуитка!

Люба небрежно швырнула в него стаканом. Промахнулась.

Так… Твое счастье. Твое счастье…

Люба (в телефон). Чем занимаемся?

Долин (захохотав, подходит к стеллажу и бьет по нему кулаками). Ее надо убить! Убить!

Люба (в телефон). Нахал, стыдно признаться, но…

Долин (уже спокойнее). Просто убить.

Люба. Шумит. А‑а. Телевизор. Глупость какая‑то.

Долин затих и очень внимательно слушает.

(Смеясь.) Трубку не проглоти. Ко мне? (Взглянув на Долина.) Не стоит. Угу. Я его еще спрашивать буду. (Засмеялась.) Потерпи. Прекрати, я уже вся красная. Хорошо, бери такси, я сейчас. Где? Ладно, выхожу. Да хватит тебе! Иду!

Положив трубку, встала с постели, начала переодеваться. Долин долго смотрит на нее.

Долин (прошел, сел на постели у телефона). Люба, Люба, слышишь?

Люба. Чего?

Долин. А я подумал, ты в милицию.

Люба. Подай сигареты.

Долин (подавая пачку). Даже это было бы пристойнее.

Он встает, выдергивает телефонный шнур из розетки, обрывает от аппарата.

Люба. Ты что, вешаться собрался?

Справа высвечивается туалет. Долин входит, делая петлю и поглядывая на крюк под потолком. Люба идет следом.

Ну давай, давай.

Долин прикрепляет шнур к крюку, стоя на унитазе.

Не выдержит.

Долин. Выдержит.

Люба. Такую тушу.

Долин. Я его давно приглядел.

Люба. Откуда он здесь?

Долин. Издержки строительства. Но вот, пригодился.

Люба. Может, пойдешь в комнату?

Долин. Зачем?

Люба. Попристойнее.

Долин. Мне здесь нравится. И потом… (Глядя на крюк.) Надо же его использовать. (Он уже прицепил провод. Стоит, держась за него.)

Люба (спохватившись). Э‑э! Подожди! Я уйду сначала. Интересно бы посмотреть, но… Представляешь, пойдут сплетни: «Танова замешана…» Ну, пока!

Люба выходит, хлопает входной дверью и тихо возвращается, наблюдая за Долиным. Долин медленно сползает по стене, держась за шнур. Петля стягивает его ладонь. Он сидит на унитазе, прислонившись лбом к стене. Беззвучно плачет. Затем встает и тяжелой, шаркающей походкой возвращается в комнату. Подходит к столу, наливает в стакан коньяк, выпил. Люба незаметно уходит.

Затемнение

 

Эпизод третий

 

Та же обстановка. Долин сидит на стуле, положив голову на стол. Работает телевизор. Голос диктора: «Такова наша программа передач на завтра. На этом наша студия работу заканчивает. Спокойной ночи, товарищи!». Музыка. Когда музыка смолкает, с нарастающим свистом телевизора освещение приобретает неестественный, зеленовато‑синий оттенок. Одновременно Долин поднимает голову. Из затемненного пространства выходит человек и негромко, чуть встревоженно бросает Долину: «Человек живую собаку ест».

Долин (сразу). Где?

Человек. На улице. (Исчезает.)

Пауза.

Долин. Кто здесь? (Резко оглянулся.) Зачем вы прячетесь? Я все видел. (Встал, прошел по комнате.) Кто здесь? (Вернулся к столу и резко его опрокинул.) Эй. (Увидел на полу бутылку с коньяком. Быстро поднял ее.) Хотите выпить? Не хотите? Ах, вот вы где. Я вас нашел. Ботинки, ботинки видать из‑под шторы. Уберите их! Хорошо, я сам. (Обрывает штору.) Здесь нет. (Нервно смеясь.) Вы хорошо укрылись, приятель… Забрался под кровать? Гад. Сейчас я тебя достану. Швабру… (Ставит бутылку на пол.) Не перепрятываться, чтоб все честно. (Убегает на кухню. Возвращается со шваброй.) Сейчас проверю везде, а потом под кроватью. (Бьет шваброй по стенам, по стеллажу, по полу.) Пошел отсюда! Уходи! Съел собаку, а хочешь на меня свалить?.. Вот тебе! Чтобы имя мое трепали?.. Вот!

Пауза.

Бедная собака. (Подошел к кровати.) Вылезай. Я слышу, как ты дышишь. Попробуй укуси! (Отбежал к стене.) Что делать? Мамочка, он убьет меня. Где спрятаться?.. (Застонав.) Помогите мне, кто‑нибудь, помогите. Вот здесь, в углу, он меня не найдет. (Садится в угол на пол, сжавшись в комок.) Как хорошо в углу, в темном уютном углу. Что же он не выходит? Догадался! Пойду на вокзал. Нет, сначала в домоуправление. Все расскажу. Старуха мне поможет. Потом быстро‑быстро на вокзал, и в ящик… Как он называется? Тяжелая железная крышка. Старуха его поймает, а потом на вокзал к вагонам. (Смеясь.) Никто и не догадается, что я в буксе. Он маленький, лучше угла. Скорее. (Осторожно пробирается к шкафу.) Скорее, скорее. (Исчезает в шкафу.) Скорее.

 

Обыкновенный комнатный свет. Три человека в белых халатах. Долин и Барасенко. Двое уводят Долина. Барасенко поднимает опрокинутый стол. Доктор берет с пола бутылку с коньяком.

Доктор. Кажется, французский. (Барасенко.) Пили?

Барасенко. Куда нам… Надолго теперь его?

Осторожно входит Вика. В халате, волосы растрепаны, из‑под халата видна ночная рубашка.

Вика. Можно?

Доктор. Кто с ним живет?

Барасенко. Жена, но она, вроде, уехала… Или должна была уехать.

Доктор. Не знаете?

Барасенко. Их сам черт не разберет.

Доктор. Хорошо. Вы можете закрыть квартиру и дать знать жене?

Вика. Конечно. Обязательно, доктор.

Доктор. До свидания. Спокойной ночи.

Вика, Барасенко (вместе). До свидания.

Доктор ушел. Барасенко направился к стеллажу. Освещение постепенно опять переходит в зеленовато‑синий цвет.

Вика (шепотом). Куда ты?

Барасенко достает со стеллажа книгу и сует ее за пазуху.

Ахматову еще. (Достает сама.) Вот… и Булгакова.

Барасенко. Хватит.

Вика хотела поставить книги на место.

Ладно.

Вика спрятала обе книги в халат.

Барасенко налил в стакан коньяк. Вика взяла со стеллажа коробку из‑под сигар, раскрыла, быстро что‑то достала и прижала к животу, хитро глядя на Барасенко.

(Заметив.) Что?

Вика (заговорчески). Деньги…

Барасенко (выпив, озорно). Бери. Идем.

Оба уходят.

Барасенко (задержавшись). Возьми коньяк.

Вика подхватила бутылку, выключила свет.

Затемнение

 

 

Картина третья

 

Эпизод первый

 

Скамейка в больничном саду. На скамье, освещенный лучом, сидит Долин. На нем длинный серый халат. Он спит. Справа в луче появляется Катя, слева выходит Доктор. Загородив Долина, громко и длинно свистит. Его свист как бы рождает другой свист – свист работающего телевизора. Услышав его, Доктор прекращает свистеть. Дальнейшее происходит в преувеличенно‑мелодраматическом тоне.

Доктор (Кате). А вы все ходите, ходите.

Катя. Я жду. Я жду его.

Доктор. Он не придет.

Катя. Он не хочет меня видеть?

Долин (подняв голову). Доктор, я хочу ее видеть!

Доктор (Долину). В этом не вижу смысла я.

Катя. Вы меня не пустите?

Долин. Катенька, он не имеет права!

Доктор. Что вы ему скажете?

Катя. Я не знаю.

Долин. Катя, скажи, что это не его дело. Мы будем очень долго говорить! Правда, Катя?

Доктор. Увидите из‑за решетки сада, когда он выйдет на прогулку.

Катя. Я боюсь.

Долин. Я тоже боюсь! Забери меня, Катенька.

Доктор. Чего вы боитесь?

Катя. Я боюсь увидеть его по ту сторону решетки.

Долин. Мы оба боимся. Зачем вы нас мучаете, доктор?

Доктор. Никто не собирается держать его здесь вечность.

Катя. Прошу вас, пустите меня к нему.

Долин. Видите! Она любит меня! Разве вы не видите?!

Доктор. Я понимаю, когда влюбляются в героев, я понимаю, когда влюбляются в молодых красивых жеребцов; я могу понять любовь к старику, задурившему такую девушку, как вы, ложным равенством сверстника; я даже готов поверить в любовь к черту – здесь тайна может завлечь, – но я не понимаю любви к уроду. К уроду, который не способен ни летать, ни ползать.

Катя. Он очень болен?

Доктор (отдышавшись). Мы его отпустим.

Катя. Значит, он здоров?

Доктор. Здоровых мы лечим.

Катя. Я ничего не понимаю.

Доктор. Вы хотите его видеть?

Катя. Да.

Доктор. Зачем?

Катя. Я сделала ему больно.

Доктор. Именно это привело вас к нему?

Катя. Не только.

Доктор. Что же еще?

Катя. Не знаю.

Доктор. Любовь?

Катя молчит.

Сострадание? Совесть?

Катя. Я не знаю.

Доктор (патетически). Родившийся лишь для того, чтобы съесть свой кусок хлеба, утешить свое тщеславие и с разжиревшим мозгом вылакать как можно больше водки, дабы не жалеть за гробом о недопитом (вдруг тихо и просто), достоин такого равенства?

Катя (тоже тихо и просто). Вы не должны так говорить о человеке.

Доктор, пожав плечами, исчезает.

Катя. Почему ты не бреешься?

Долин молчит.

Ты, наверное, хочешь курить? Хотела по дороге купить и забыла.

Долин. Ничего.

Катя. В халате смешной.

Долин. Да.

Катя. Что тебе принести? Вас хорошо кормят?

Долин. Ничего.

Катя. Не улыбайся так.

Долин. Да.

Пауза.

Катя, Долин (вместе). Ты…

Катя. Что?

Долин. Ты молодец, что пришла… Ты… Я Бога молил, чтобы ты пришла. Они меня здесь замотали. Каждый день доктор вызывает, все спрашивает.

Катя. Я его видела.

Долин. О‑о. У него и как родился вспомнишь. Потом пилюли, уколы… Как‑то устал… Ты молодец, что пришла. Я Бога молил… Несуразно тогда получилось. Я страшно по тебе тосковал. Страшно. (Со слезами на глазах.) Это у меня все от болезни, наверное, Катя. Да? Или нет, как‑то еще хуже. (Тихо плачет.) Я страшно по тебе тосковал.

Катя (тоже тихо плачет). Я ведь пришла.

Долин. Я страшно по тебе тосковал.

Катя. Да что ж мы плачем‑то? (Улыбнувшись.) Пока никто не видит. Андрюшенька, миленький мой, успокойся.

Долин. Как странно, как это… я, в самом деле, как ребенок.

Катя. Тебе надо отдохнуть…

Долин. Катенька, что творится?

Катя. Дай мне руку. Успокойся. Знаешь, что я решила?

Долин. Вот опять. Ты что‑то решаешь, все кругом что‑то решают, а…

Из глубины сцены раздался крик: «Долин!». Все быстро погружается в темноту, и тут же сцена заливается ярким солнечным светом летнего утра. На скамье сидит один Долин, сзади подходит Доктор.

Доктор. Долин! Долин, проснитесь. Пойдемте.

Долин. Куда?

Доктор. В палату. Приехал профессор. Вероятно, вас выпишут.

Долин. Одну минуту… Голова кружится. Сейчас.

Доктор. Не спали ночью?

Долин. Разморило немного.

Доктор. Что же вы на самом солнцепеке сели?

Пауза.

Ишь, раскричались.

Долин. А?

Доктор. Воробьи.

Долин. Да, хорошо.

Доктор. Может, еще месяц у нас поживете?

Долин. Не пугайте.

Доктор. Ну пошли.

Входит Катя. Она видит, как уходят Долин и Доктор. Долин обернулся.

Долин (на ходу). Катя, я сейчас! Подожди!

Катя. Я здесь!

Долин. Меня отпускают! Катюша…

Катя. Я жду.

Долин. Приехал профессор! Я быстро!

Катя. Иди‑иди, я подожду!

Долин и Доктор уходят. Катя садится на скамью. Через некоторое время возвращается Доктор.

Доктор. Здравствуйте.

Катя. Здравствуйте.

Доктор. Дождались?

Катя. Дождалась.

Молчание. Доктор закуривает.

Доктор. Хорошо бы сейчас подальше от цивилизации, чтобы соблазнов не было.

Катя. Я не могу, у меня работа.

Доктор. Постарайтесь, чтоб не пил как можно дольше.

Катя. А разве вы…

Доктор. Ну что вы. Какие могут быть гарантии. От него зависит, от вас.

Катя. Я понимаю.

Доктор. Может, и обойдется.

Пауза.

Так ни одной партии я у него и не выиграл.

Катя. В шахматы?

Доктор. В шахматы. Хорошо играет. Пойду. До свидания.

Катя. Спасибо вам.

Доктор (махнув рукой). Ну…

В глубине сцены он сталкивается с Долиным. О чем‑то недолго говорят, и Доктор уходит.

Долин (целуя Катю). Мамушка моя.

Катя. Наконец‑то. Давай щетку, бритву. (Достает из сумки газету и, сев на скамейку, аккуратно заворачивает зубную щетку и электробритву.)

Долин внимательно смотрит.

Долин. Я сделаю все, чтобы ты была счастлива, чтоб тебе было хорошо. Катя, если ты меня не бросишь… Не оборачивайся. На твоем месте я бы и в сторону мою не посмотрел. Меня обманули. Крепко обманули. С самого рождения… А потом стал обманывать я… И себя, и других. И никакой я не талантливый, и не умный, и не умеющий. И все, что давало мне право судить других, требовать к себе участия, любви, был самый страшный обман. Я, Катя, ничтожность. Я даже ничтожность неинтересная. Я только запутывал, обманывал всех, что я человек. Я – фикция, Катя.

Пауза.

Когда я это понял, вот здесь, на этом месте, мне расхотелось жить, Катя. Ты меня удержала… Только ты. Если не ошибаюсь, я тебе нужен… хотя бы пока. Когда стану не нужен, узнаю, пойму и уйду. (Глядя на Катину сумку.) Я даже вещью согласен быть, любой твоей вещью, пока она нужна. Уж лучше полезной вещью, чем фикцией.

Пауза.

Катя. Поедем завтра на озеро?

Долин. На озеро?

Катя. А потом катером поплывем на остров. Возьмем с собой палатки, разведем большой костер…

Долин. Палатки?

Катя. С нами будут ребята.

Долин. Какие ребята?

Катя. Мои ученики. Если ты не хочешь, мы можем не ехать, Андрей. Я успею предупредить, что… В общем, озеро может и подождать.

Долин. Я не испорчу настроение юному поколению своей невеселой фигурой?

Катя. Не испортишь.

Долин (смеясь). Какое ему до нас дело? Видишь, какой я противный.

Катя. Тебе надо отдохнуть.

Долин (с болью). Катенька, что творится?

Катя. Дай мне руку, успокойся. Знаешь, что я решила?

Долин. Вот опять. Ты что‑то решаешь, все вокруг что‑то решают, а… (Быстро встал. Он бледен.) Что ты сказала?

Катя. Андрей…

Долин (повторяя). …все вокруг что‑то решают, а… Что было дальше.

Катя. Ничего. Ты крикнул…

Долин. Нет! Не здесь, а там?

Катя. Где?

Долин. Что я должен сделать, чтобы получилось как там? Там был какой‑то выход, а я забыл. Я всегда хотел поймать источник этого странного совпадения, и не мог. Я смотрел через решетку сада в переулок, откуда всегда приходишь ты. Когда за мной пришел доктор, я почувствовал на губах соленый привкус.

Катя. Ты плакал?

Долин. Наверное, во сне. Пекло солнце, а я заснул. Да, там был доктор и ты. Там, в моем сне. Как странно.

Катя. Совсем забыла. Ты хочешь курить?

Долин (отстраненно). По дороге купила?

Катя. Да.

Долин. Покажи.

Катя достает пачку сигарет.

Что‑то где‑то напутано. Или во сне, или здесь… Ты их должна была забыть. А может, мы и сейчас спим? А? И вся жизнь – это запутанный, повторяющийся сон? А проснуться сил нет или не умеем проснуться? А, Катя? Может, самое главное для человека – это проснуться? Жизнь положить, но… увидеть утро. (Помолчав.) Знаешь что? Я буду работать. Я могу быть водителем автобусов. У нас будет дом. У меня никогда не было дома. Квартира моя – это скорее дом свиданий, кабак, место, где кому‑то можно переждать свой семейный конфликт, но не мой дом.

Катя. У нас будет дом.

Долин. Утро… Осенью пахнет. Чуешь?

Катя. Вот видишь?

Долин. Что?

Катя. Я не могу тебе объяснить, не хватает слов, но жить – хорошо, поверь. Мне кажется, отчаяться гораздо легче, чем продолжать верить и любить жизнь.

Долин (улыбаясь). Маленькая моя!

Катя. Послушай, Андрей! Послушай!

Долин. Идем.

Они медленно уходят из сада.

Катя. Просто ты что‑то перестал видеть. Или не так стал видеть.

Долин. Я понимаю. Ты мне поможешь.

Катя (перебивая). Конечно, помогу!

Долин. А правда, водителем хорошо? (Не дав ответить.) Иногда бежишь за автобусом… Ну что бы, казалось, водителю ждать? Захлопнул дверцу и уехал. А ты остался. И оставляют, но вот когда ждут… И задохнулся, пока бежал, и сердце колотится, а так приятно сознавать, что не зная, куда ты спешишь, кто ты, ничего не требуя, ждут. Ждут, потому что ты просто человек. Один человек помогает другому человеку. Хорошо. Правда, Катя?

Затемнение

 

Финал

 

Городской парк. Часов семь вечера. За столиками, а где и прямо на скамейках сидят мужчины, играют в шахматы. Есть просто шатающиеся наблюдатели. На одной из скамеек сидят Борода с Мулей. Оба высокого роста, в плащах. Пьют вино. Делают все это не спеша, со скукой поглядывая по сторонам. Курят. Сверху из репродуктора несется: «Солнце на небе – это очень хорошо…». Когда песня кончается, ее повторяют еще раз, еще, еще… В глубине от одного из столиков отходит Долин. На нем мятые пиджак и брюки, вместо рубахи майка‑футболка. Небрит, глаза воспалены.

Борода (Долину). Пустой?

Долин (махнув рукой). А, боятся. Пьете?

Муля. Сухарь. Налить?

Долин. Давай.

Муля наливает вино в стаканчик из‑под мороженого.

Борода. Мастер был?

Долин отрицательно помотал головой.

Долин. Не стоило с ним садиться.

Борода (Муле, протягивающему стакан вина Долину). Подожди. (Долину.) Ты же выиграл?

Муля. Скока?

Долин. Тридцать. По червонцу за партию… Три партии. (Протянул руку к стакану.) Ну, примем.

Борода. Стой. Хочешь выпить?

Долин (заискивающе засмеялся). Что за вопрос?

Пауза.

Борода (Муле). Дай.

Муля подает стакан Долину, тот пьет.

Муля (Долину). А че ты говоришь, не стоило?

Борода. Клиентуру распугал.

Долин. Теперь он вряд ли придет, а остальные боятся.

Муля (Бороде, глядя в аллею парка). Борода, голуби.

Долин возвращает стакан Муле.

(Долину). Еще хочешь? Счас будет.

Слева появляется парочка. Она ест мороженое. Муля встал у них на дороге.

(Парню.) Прикурить. (Положил руку девушке на плечо, как бы опираясь.)

Парень. В чем дело?

Муля (не отпуская девушку). Че ты? Ну, дай прикурить?

Парень достает зажигалку. Муля свободной рукой забирает ее, прикуривает.

Парень. Убери руку. (Опасливо поглядывает на Бороду и Долина.)

Муля. Займи трояк.

Парень. Убери руку.

Муля. У тебя же есть. (Положив зажигалку к себе в карман, лезет в карман к парню.)

Девушка (слабо, белая как стена). Пусти‑те.

Парень толкнул от себя Мулю и тот сразу схватил парня за мошонку. Парень застонал, за спиной у него уже стоит Борода.

Девушка. Саша, дай. (Она вот‑вот упадет.)

Муля (парню). Че ты?

Девушка. Саша…

Парень. Пусти‑те.

Муля (отпуская). Цок‑цок‑цок.

Борода дружески обнял сзади парня. Тот начинает рыться в карманах, вытаскивает десятку.

(Сразу взяв деньги.) Чух‑чух‑чух. (Его рука скользит с плеча девушки к ее груди.)

Девушка стоит, не шелохнувшись.

Пауза.

Борода (Муле). Верни зажигалку.

Муля. А?

Борода. Мухтар…

Муля достает зажигалку и кладет парню в карман.

(Муле). Иди.

Муля уходит. Борода садится на скамейку.

(Долину.) Гроссмейстер, сейчас выпьем.

Парень и девушка стоят на месте.

Долин. Да.

Борода (парню). Эй, свободны.

Парень уводит пошатывающуюся девушку. Из репродуктора: «Солнце на небе – это очень хорошо…» и т. д.

Чего заскучал?

Долин. Нет.

Молчание.

Борода. Не понравилось.

Долин. Что?

Борода. Под дурака не молоти, не надо.

Долин (не сразу). Меня за всю жизнь били два раза. Сильно били. А, ладно.

Молчание.

Борода. Говори.

Долин. Ладно, не стоит.

Борода. Повторять? Встань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: