Глава 2. Становление и развитие системы профессионального образования

 

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем. Такая направленность использования исторического опыта становления профессионального образования соответствует объективному подходу к осмыслению социально-экономических, социально-культурных, ментальных, теоретико-методологических, организационно-педагогических и других условий его развития (эти вопросы освещены в работах Е. П. Белозерцева, П.Л. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.В. Громыко, О.В. Долженко, В.К. Розова, В.Н. Сагтовского, В.А. Сластёнина и др.).

Аксиологический, культурологический, формационный, цивилизационный подходы позволяют выделить объективные (существующие независимо от сознания и воли человека) условия становления профессионального образования. А субъектно-деятельностный фактор – это изменения, происходящие в профессиональном образовании, деятельность его субъектов, приводящая к названным изменениям.

Деятельность этих субъектов демонстрирует совокупность их ценностных предпочтений (аксиологическая доминанта), отношение к другим субъектам данной системы и к другим способам ее преобразования. В этой связи задачу, связанную с пониманием сущности профессионального образования, особенностей его становления и развития, можно решить, рассмотрев деятельность его субъектов в конкретной исторической ситуации.

Совокупность данных подходов создает предпосылки для выявления тенденций, закономерностей, условий, направлений для изучения становления и развития (генезиса) профессионального образования не только по хронологическому принципу, но и по этапам этого генезиса. Это позволяет выделить шесть периодов становления и развития профессионального образования: первый – XVII в. – 1917 г.; второй – 1917 – 1940 гг.; третий – 1941 – 1945 гг.; четвертый – 1945 – 1970 гг.; пятый – 70 – 90-е гг. XX-начало XXI в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: