Профессиональное образование как достояние личности

 

Результат профессионального образования – это приобретенная индивидом в ходе образования способность к выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач, т. е. профессионализм.

Ступени восхождения человека «по лестнице» профессионализма изучались Б. С. Гершунским, Э. Ф. Зеером, А. К. Марковой, Ю. П. Поваренковым, В. Д. Шадриковым и другими исследователями. На основе их подходов, а также с учетом изложенного выше представляется целесообразным выделить следующие этапы (ступени) развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональные квалификация, компетентность и культура личности.

Функциональная грамотность – это минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования. Функционально грамотным можно считать также работника, способного применять общеобразовательные знания и умения в своем труде (умения достаточно быстро считывать текст и помнить необходимую информацию, мысленно выполнять математические действия, грамотно заполнять документацию и др.).

Профессиональная квалификация это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы. В современной системе непрерывного профессионального образования выделяют пять основных ступеней квалификации.

Первая ступень – это основное (девятилетнее) общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в разных формах.

Вторая ступень – основное общее образование и профессиональное образование на одно- или двухгодичных отделениях учреждений начального профобразования.

Третья ступень – это сочетание среднего общего образования и профессионального образования на двух- или трехгодичных отделениях учреждений начального профобразования.

Четвертая ступень – среднее общее образование и профессиональное образование в учреждениях среднего профобразования.

Пятая ступень – это различные уровни высшего образования.

Уровень квалификации, характеризующий профессиональное мастерство конкретного работника в рамках данной ступени, зависит от знаний и умений, от их объема и качества.

Профессионализм в стадии узкоспециализированной квалификации чреват «профессиональным шовинизмом»: профессиональный интерес может заслонить все остальное, даже интересы всего человечества (пример тому – изречение: «Пусть рушится мир, но торжествует закон»). Нынешние острейшие экологические проблемы в значительной мере являются следствием квалифицированной профессиональной деятельности. Аналогично бюрократизация – побочный, но удушающий общество продукт высокой квалификации профессиональных управленцев (Сараф Г., 1996).

Заложенная в понятии «профессиональная квалификация» нейтральность в социальном, гражданском и этическом отношениях восполняется в определенной мере оценкой результатов профессионального образования в зависимости от масштабов и уровня компетенции работника.

Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

В понятие «профессиональная компетентность» включают следующие три аспекта:

проблемно-практический – адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной ситуации;

смысловой – адекватное осмысление производственной ситуации в более общем социокультурном контексте;

ценностный – способность к правильной оценке ситуации, ее сути, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Профессиональная компетентность специалистов любого профиля включает такие разновидности, как:

практическая (специальная) компетентность – высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

социальная компетентность – способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;

психологическая компетентность, обусловленная пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;

информационная компетентность, включающая в себя владение новыми информационными технологиями;

коммуникативная компетентность, предполагающая знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;

экологическая компетентность, основывающаяся на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;

валеологическая компетентность, означающая наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.

Профессиональная компетентность основывается на владении специалистом всей совокупностью культурных образцов, известных к настоящему времени в данной области человеческой деятельности. По мере их освоения в процессе профессионального становления личности задачи профессиональной деятельности следует рассматривать как часть производства культуры, а субъекта, реализующего эти задачи, – как работника, обладающего профессиональной культурой, что будет рассмотрено в одной из следующих глав.

Рекомендуемая литература

 

1. Андреев А. Г., Гретченко А. И. Рынок труда и профессиональное образование. Развитие кадрового потенциала общества на этапе реформирования национальной экономики России. – М., 1998.

2. Долженко О. В. Очерки по философии образования. – М., 1995.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования – Екатеринбург, 2000.

4. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. – 2002. – № 3.

5. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М., 2002.

6. Профессиональная педагогика / Ред. колл.: С. Я. Батышев и др. – М., 1997.

7. Сараф Г. Культура – духовность – профессия // Высшее образование в России. – 1996. – № 2.

8. Семушина Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов – М., 1993.

9. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский П. Б. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов, 1987.

10. Филиппов Ф.Р. Социология образования: Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

12. Чекмарев В. В. Экономические проблемы сферы образования: В 2 ч. – Кострома, 1996.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: