Мотивационно-ценностные отношения к будущей профессиональной деятельности

Внастоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение; в другом – как совокупность мотивов; в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность; в четвертом – как психическая регуляцияконкретной деятельности, как действие мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Мотивация (по В. Д. Шадрикову, 1982) обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация рассматривается как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов.

Нам представляется, что мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами.

Когда говорят о внешних мотивах и мотивации, то имеют в виду либо обстоятельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, действий), либо какие-то внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива (например, вознаграждение); в том числе имеют в виду и приписывание самим человеком этим факторам решающей роли в принятии решения и достижении результата, как это имеет место у людей с внешним локусом* контроля. В этих случаях более логично говорить о внешне стимулируемой (или внешне организованной) мотивации, понимая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения его потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

* Локус (от лат. locus – место) – место нахождения, расположения. – Примеч. ред.

 

Мотивация к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками человека. Устойчивые системы отношений в профессиональной деятельности образуют его профессиональный менталитет и определяют его профессиональные позиции.

Мотивационно-ценностные отношения обусловлены системой мотивов. Выделяются несколько групп мотивов, например:

понимания предназначения профессии;

профессиональной деятельности;

профессионального общения;

проявления личности в профессии.

Мотивы понимания предназначения профессии возникают и развиваются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей обучения. Профессиональная направленность рассматривается как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Она является сложным многомерным образованием и включает в себя представление о цели; мотивы, побуждающие к деятельности; эмоциональное отношение к этой деятельности; удовлетворенность ею.

Профессиональная направленность как обобщенная форма отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок (субъектом) степени личностной значимости, ее содержания и условий осуществления.

Мотивы профессиональной деятельности выражают ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). Этот вид мотивов связан с такими личностными качествами, как:

усилия, понимаемые как физическое, умственное, душевное напряжения, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности;

старания как усилия, направленные на достижение профессиональной деятельности и характеризующиеся усердием, прилежанием в работе и т.д.;

настойчивость как решительность, упорство, требовательность в достижении конечного результата деятельности;

добросовестность как честность, старательность, тщательность выполнения профессиональной деятельности;

нацеленность как направленность личности на результат своей деятельности, своего стремления.

Мотивы профессионального общения отражают стремление человека утвердиться в профессиональной группе, гордость за коллектив, принадлежность к престижным группам, солидарность в деятельности, стремление к труднодостижимой, но привлекательной цели. В процессе профессионального общения человек не только приобретает необходимые навыки и умения, но и овладевает опытом творческой деятельности. Профессиональное общение сопровождается повышением преданности интересам организации. По мере усиления мотивации профессионального общения улучшается психологический климат в группе, повышается эффективность труда, упрощается управление организацией.

Мотивы проявления личности в профессии выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намеченный путь и есть «мое призвание» и т.п.).

На этапе формирования мотивации первостепенное значение приобретают актуализация профессиональных интересов учащихся и студентов, включение формулируемой задачи в контекст будущей профессиональной деятельности. Большую роль играет также использование элементов деловых учебных игр, активного социально-психологического обучения, применение компьютеров и других технических средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: