Психологические барьеры в профессиональном самоопределении

 

Отношения человека с миром представляют собой активную форму взаимодействия с окружающей действительностью, направленного прежде всего на преодоление различных трудностей, препятствий, барьеров, в том числе психологического характера, возникающих на пути удовлетворения потребностей.

В профессиональном самоопределении личности психологические барьеры можно рассматривать как субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализации планируемого будущего, а также в собственном психическом состоянии. Возникновение психологических барьеров во время профессионального самоопределения и их осознание, объективация являются важнейшим условием усиления интеллектуальной деятельности, возникновения проблемной ситуации выбора профессии, стимулирования новых средств и способов самоопределения в профессии.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль о том, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. В содержании данного понятия выделена двойственность явлений выбора профессии: с одной стороны – тот, кто выбирает {субъект выбора), а с другой – то, что выбирают {объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным набором характеристик, объясняющим неоднозначность профессионального самоопределения.

Выбор профессии – это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологии принято рассматривать выбор профессии как выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности также распространено мнение о том, что основным условием правильного выбора являются профессиональный интерес или профессиональная направленность.

Выбор профессии очень важен в целостном жизнеопределении человека. Он связан с прошлым опытом личности, процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа Я, определяя в конечном счете течение жизни. Это требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, и в частности временного аспекта, учета прошлого опыта личности и ее представлений о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни.

Можно выделить следующие показатели профессионального самоопределения: информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии; сформи-рованность интересов и склонностей; появление новых качественных сочетаний способностей; возникновение специфических взаимоотношений с родителями, однокурсниками, представителями различных профессий, учителями; образование новых качественных факторов в самосознании; построение личностных профессиональных планов.

Одной из центральных идей концепции профессионального самоопределения является положение о том, что этот процесс направлен на увеличение вероятности самореализации. Самореализация становится возможной только при определенной степени актуализации положительного (позитивного) личностного смысла Я. Именно через самоотношение открывается субъекту его личностный смысл, который выполняет функцию замыкания процесса самоопределения, указывая на возможность и способность личности разработать и реализовать те или иные источники смысла. Личностный смысл ^определяется тем, насколько те или иные качества препятствуют или благоприятствуют самореализации субъекта в профессиональной деятельности. В зависимости от жизненного контекста одна и та же черта или отдельные качества могут приобретать положительный или отрицательный личностный смысл, не быть его источником и даже приобретать конфликтный личностный смысл. Переходя в сознание, личностный смысл выражается в значениях через констатацию личностных черт, через переживания. В ситуации успешной самореализации он определяет упорядоченность, внутреннюю согласованность самосознания личности. Если не происходит самореализации, возникает конфликтность самосознания, необходимость перестройки Я и переосмысления отношения к себе. Этим во многом характеризуется профессиональное личностное самоопределение.

Успешность и продуктивность профессионального самоопределения с необходимостью предполагает изменения тех представлений о себе, которые стали препятствием для самореализации. Консервативная самодостаточность, ригидность* оказывают отрицательное влияние на этот процесс. В то же время относительная легкость изменения представлений о себе может привести к невозможности стабилизировать и сохранить новые представления о себе. Это делает представление о себе чрезмерно динамичным и сильно подверженным различным ситуативным факторам.

* Ригидность (от лат. rigor – твердость) – негибкость. – Примеч. ред.

 

Равновесие внутреннего мира учащихся может нарушаться необходимостью самоопределения. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение связано с отказом от других возможностей, т. е. с самоограничением, что, в свою очередь, порождает внутреннюю напряженность. Периоду юности свойственно стремление подростка, юноши доказать себе и другим свою способность к самостоятельным решениям и к взрослой жизни. Проблема самоопределения часто решается двумя разными способами: поиск сходства, даже тождества между собой и другим человеком (идентификация) и отрицание сходства, поиск только различий между собой и другим человеком (негативизм).

Смысл Я не является следствием знания о себе или эмоциональной реакцией на определенные аспекты Я -образа. Важными условиями, определяющими продуктивность профессионального личностного самоопределения, являются, с одной стороны, наличие опыта реальных жизненных достижений и их адекватная самооценка, а с другой – способность правильно осознать степень и особенности своей причастности к этим достижениям (Столин В.В., 1983).

Таким образом, самоопределение включает два процесса: во-первых, формирование достаточно высокого уровня самоуважения и, во-вторых, осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых профессиональных достижений.

Самоотношение порождается столкновением Я с мотивами, опредмечивающими потребность в самореализации, и представляет собой результат самооценок и чувство симпатии к самому себе. Мотивом выбора является состояние напряжения, в котором находится человек. Оно может быть уменьшено благодаря удовлетворению потребностей. Профессия выбирается для удовлетворения определенных потребностей человека, которые могут быть осознанными и неосознанными, однако в обоих случаях они влияют на выбор профессии. Профессиональное самоопределение начинается тогда, когда человек впервые осознает, что данная профессия может удовлетворить его потребности. Это, в свою очередь, зависит от того, что субъект знает о профессиях и о самом себе. Эти знания помогают ему понять, какие личностные качества и черты характера могут реализоваться в той или иной профессиональной деятельности. Фактически это выражает глубокое или поверхностное самопознание, свою открытость или закрытость по отношению к себе.

Успешность профессионального самоопределения, его не случайность во многом определяются глубиной самопознания, что, в свою очередь, может вызвать появление внутренней конфликтности и психологических барьеров. В них отражается наличие сомнений, несогласия с собой. Это проявляется как тенденция к чрезмерному самокопанию и неконструктивной рефлексии, протекающих на общем негативном фоне. Такое чувство сопровождается тревожно-депрессивным состоянием, низкой самооценкой, фруст-рированностью* ведущих потребностей, подчеркиванием трудностей и самоуглублением.

* Фрустрированность (от лат. frustratio – обман, неудача) – неудовлетворенность. – Примеч. ред.

 

Напряженность может зависеть как от субъективных, так и от объективных факторов. К субъективным факторам, определяющим степень напряженности, относят силу мотивации, значимость ситуации для субъекта деятельности, наличие опыта подобных переживаний, ригидность психических функциональных структур, вовлеченных в деятельность. К объективным факторам относят напряженность, связанную с неожиданностью воздействий, временными ограничениями, дефицитом информации и т.д.

Состояние напряженности и напряженную ситуацию можно охарактеризовать как барьер психической напряженности.

Наряду с этим можно выделить психические состояния, предшествующие возникновению психической напряженности. К таким состояниям можно отнести тревогу. Тревога – состояние, которое хорошо знакомо каждому человеку. По сути дела, любое изменение равновесия системы человек – внешняя среда, ведущее к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей, или же предвидение такой ломки порождает состояние тревоги.

Тревога характеризуется как чувство неопределенного опасения, тревожного ожидания, неясного беспокойства или же как ощущение скрытой угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. Тревога – результат возникновения фрустрации или ее ожидания и является первичным психологическим проявлением стресса.

В результате экспериментов Ф.Б. Березин выделил целое «семейство» адаптивных состояний так называемого тревожного ряда, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги. В этом ряду им установлены шесть трудных состояний. Ощущение внутренней напряженности является началом упомянутого тревожного ряда и соответствует наименьшей степени тревоги. Напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности и тягостный душевный дискомфорт – вот переживания, характерные для первого этапа. Это всего лишь сигнал, позволяющий обратить внимание на поиск приближающейся или вероятностной угрозы.

Именно на этапе зарождения и развития тревоги целесообразно заняться поиском ее источника. Разумеется, задача эта решается непросто, однако правильно выбранная методика общения с собой может подсказать оптимальные средства преодоления потенциально опасной или просто неприятной ситуации.

Следующий тип реакций носит название «гиперстезические* реакции». Суть этого явления состоит в том, что определенный вид ранее нейтральных раздражителей приобретает особые воздействующие свойства, вызывая нарастание тревоги. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться целые группы стимулов, бывших ранее безразличными. В результате человеку начинают «действовать на нервы» события и обстоятельства, которым ранее он не придавал никакого значения. То есть на этом этапе появляется много добавочных, неадекватных стимулов, генерализующих чувство тревоги. Для восстановления душевного равновесия в подобных ситуациях, когда тревога порождается комплексом различных стимулов, ранее совершенно безобидных, важно выяснить среди множества реально нейтральных факторов истинную причину тревоги и устранить именно эту причину.

* Гиперстезический (от греч. hyper – сверх, над; eisthesis – восприятие, чувствование) – относящийся к гиперстезии, т.е. обостренной чувствительности. – Примеч. ред.

 

Собственно тревожность – центральное состояние в рассматриваемом ряду. Проявляется как переживание неопределенной угрозы, чувство неясной (неосознаваемой) опасности. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с недостатком информации о потенциально опасной ситуации или является результатом того, что получаемая информация о причинах тревоги находится в противоречии с установками субъекта, его представлениями о собственной личности («со мной не может этого быть»; «это не для меня» и т.п.).

Неосознаваемость причин тревоги затрудняет их поиск и устранение, не дает возможности организовать деятельность по ликвидации угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации заставляет человека искать причины тревоги. Довольно часто они усматриваются в конкретных внешних явлениях и обстоятельствах. У человека начинает формироваться боязнь именно этих конкретных ситуаций (боязнь одиночества или, наоборот, боязнь толпы, боязнь поездки в общественном транспорте и т.п.). Складываются различные виды ограничительного поведения. Тем более что такого рода поведение хоть и не затрагивает истинных причин трудного состояния, но временно может уменьшать интенсивность тревоги. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – следующий этап роста чувства «тревожности». У человека в таком состоянии складывается впечатление, что невозможно избежать угрозы. Неотвратимой в этих случаях кажется даже неопределенная угроза. Ощущение безысходности, неотвратимости, угрозы, чувство надвигающейся катастрофы вызывают повышенную двигательную активность, стремление разрядить атмосферу, панические поиски помощи. Тревожно-боязливое возбуждение – это крайнее выражение тревоги. Вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности в этих случаях практически исчезает.

Наряду с вышеуказанными характеристиками напряженных психических состояний отмечаются также возбудимость, раздражительность, волнение, плохое настроение, досада, замешательство, сомнение, безразличие к своей будущей работе, усталость, утомление и переутомление, скука, вялость, беспокойство, огорчение, грусть, неуверенность в себе. Данная классификация психических состояний обусловлена тем, что, по нашему мнению, именно они создают предпосылки для возникновения напряженных психических состояний.

Для ситуации профессионального самоопределения в юношеском возрасте характерны самообвинение и внутренняя конфликтность, но они являются временными и ситуативными.

Таким образом, в процессе профессионального самоопределения актуализируются следующие психологические структуры: мотивы самореализации, особенности саморегуляции, самоотношения, профессиональные ориентации личности, переосмысление имеющихся возможностей, преодоление личностного кризиса.

Одной из возможных причин возникновения психологического барьера является склонность к использованию штампов. Незаметно для себя человек попадает на «традиционный» путь мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового, оригинального придумать не может. Влияние барьера выражается в том, что решающий ту или иную задачу не только чрезмерно сужает зону поиска гипотез, но и направление этого сужения уже предопределено штампом. Выделяют следующие виды психологических барьеров: 1) самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления; 2) преклонение перед авторитетами; 3) запреты, основанные на ложной аналогии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: