Профессионально важные психологические качества

 

В психологии труда для определения требований к той или иной профессии, выделения профессионально важных качеств используют метод профессиографии – изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизическим и психофизиологическим возможностям человека. Данный метод используется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку и решение практической задачи профессионального труда для оптимизации и повышения его эффективности. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, коррекционная профессиография, направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая профессиография, обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Профессиональный отбор представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные (функции, задачи, цели); операциональные (точность исполнения; временных, пространственные, логические характеристики); организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, проводить отбор и диагностику профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации; ее возникновению и упрочению способствуют система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение потребностей в профессиональном росте и другие факторы.

В своей будущей профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств. Профессионально важные качества (ПВК) влияют на эффективность труда, являются предпосылкой и результатом профессиональной деятельности, совершенствуются в ней. В качестве ПВК выступают психические процессы (мыслительные, сенсорные*, речевые, мнемические**), психические состояния, а также мотивы профессиональной деятельности.

* Сенсорный (от лат. sensus – чувство) – относящийся к чувствам, восприятиям. – Примеч. ред.

** Мнемические (от греч. тпéте – память) – процессы запоминания. – Примеч. ред.

 

При всем своеобразии комплексов ПВК в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих как практически важные для любого вида профессиональной работы. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющиеся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические качества: эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики* и некоторые свойства темперамента (в частности, экстраверсия и интроверсия**) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогики и психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование ПВК личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность и т.д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватно высокой самооценки.

* Нейродинамика – подвижность нервной системы. – Примеч. ред.

** Экстраверсия – обращенность вовне; интроверсия – погруженность вовнутрь. – Примеч. ред.

 

Важная роль в профессиональной деятельности отводится самооценке. Общая успешность деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и с ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала, используя прошлый опыт, оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности; а роль эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях.

Самооценка во многом определяет формирование целого ряда ПВК. Так, склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой. Но работа, включающая принятие ответственных решений, тоже во многом регулируется отношением к риску. Высокая самооценка приводит к тому, что деятельность профессионала обусловливается потребностями аффективного* плана; типичны недооценка требований ситуации и переоценка собственных возможностей. Низкая самооценка связана с боязнью принятия решений, медлительностью и пассивностью. В обоих случаях нарушено вероятностное прогнозирование в деятельности, результатом чего является существенное снижение общей эффективности труда.

* Аффективный (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относящийся к аффекту – краткой сильной, бурной эмоции (гнев, ярость, ужас и т.п.). – Примеч. ред.

 

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью – свойством, существенно обусловленным биологически. Оба эти качества профессионально значимы во многих видах деятельности, в которых важной оказывается и эмоциональность – интегральная способность к сильным переживаниям. Особенно серьезные требования к этой сфере предъявляют профессии, требующие высокого уровня эмоциональности и одновременно эмоциональной устойчивости (например, работа учителя, профессионального музыканта, актера).

Свойство экстраверсии – интроверсии принято считать профессионально важным прежде всего для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, что интроверсия связана с более высоким уровнем деятельности коры головного мозга в состоянии покоя, поэтому интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней стимуляции. А экстраверты стремятся к такой стимуляции, предпочитают деятельность, дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной вовлеченности.

Интроверты более устойчивы в условиях монотонной работы, лучше справляются с трудом, требующим повышенного внимания, точности. Но в напряженных ситуациях на работе они больше склонны к тревожным реакциям, отрицательно влияющим на успешность деятельности. А экстраверты менее точны, но лучше ориентируются в напряженных ситуациях на работе. При групповой работе необходимо учитывать большую внушаемость и конформность* экстравертов.

* Конформность (от лат. conformis – подобный) – усвоение (индивидуумом) определенных общественных (групповых) норм поведения, привычек, ценностей; приспособляемость. – Примеч. ред.

 

Из собственно личностных свойств ответственность является универсальным профессионально важным качеством, характеризующим направленность личности, влияющим на процесс и результаты профессиональной деятельности через отношение к своим рабочим обязанностям.

Другие личностные качества являются более специфическими и важными лишь для определенных видов профессиональной деятельности. Особенности личности могут выступать как ПВК практически в любом виде профессиональной деятельности.

Важным психологическим ресурсом человека являются его профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Наряду с профессиональными способностями важной сферой профессионально-личностного развития специалиста являются профессиональное сознание и самосознание. Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. Профессиональное самосознание включает осознание человеком:

норм, правил, моделей своей профессии;

профессионально важных качеств у других людей, сравнение себя с другими;

отдельных сторон своей личности (профессионального поведения, уровня профессионализма и своей эмоциональности);

сформированной позитивной Я-концепции.

В системе профессионального образования необходимо проводить профессиональную консультацию и профессиональную ориентацию с целью развития способности к прогнозированию своих профессионально важных качеств.

Профессиональная ориентация (от фр. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства молодежи в соответствии с ее желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, а также с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. Профессиональная ориентация состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии.

Профессиональная консультация (от лат. professio – род занятий; consultatio – совещание) – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Она должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о методах получения профессии – с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: