Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования

 

Общетехнические и специальные предметы в общей структуре начального профессионального образования играют определяющую роль в подготовке будущего специалиста. Они базируются на общеобразовательных знаниях учащихся и расширяют их, становятся основой производственного обучения и связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего специалиста. В связи с этим при изучении общетехнических и специальных дисциплин используются как общепедагогические формы и методы, применяемые в общеобразовательной подготовке работника, так и специфичные (характерные для производственной сферы) формы организации учебного процесса.

Формы и методы учебного процесса, как правило, определяются содержанием изучаемого учебного материала. Содержание общетехнических дисциплин частично, а специальных дисциплин в целом различается в зависимости от осваиваемой профессии. В то же время фундаментальные понятия, заложенные в учебных программах общетехнических и специальных дисциплин, объединяют учебный материал и позволяют сгруппировать его.

Первая группа включает в себя учебный материал, связанный с техническим оснащением промышленных предприятий: теоретические основы, описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс (средства и орудия труда, инструменты, приспособления и др.); описание устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов. С этим материалом, как правило, тесно связан графический материал (диаграммы, схемы, рисунки, графики, чертежи и т.д.).

Вторая группа учебного материала посвящена технологии производства: теоретическим основам технологических процессов (технология решения, основы термодинамики и др.); описанию технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и соответствующих отдельных профессий; проблемам техники безопасности, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.

Третья группа – учебный материал о сырье и материалах, о видах, получении, физических, химических, технологических и других свойствах обрабатываемых и применяемых материалах и сырье.

Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства.

Все эти группы учебного материала в общем объеме общетехнической и специальной подготовки имеют определенный удельный вес (%): техника – 40 – 50; технология – 30 – 40; сырье и материалы – 10 – 15; организация и экономика производства – 8-10.

Основной формой организации учебной работы в учреждениях начального профессионального образования в блоке общетехнических и специальных дисциплин, так же как и в общеобразовательных предметах, является урок – занятие, проводимое преподавателем с определенной группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки.

Урок, как классическая форма организации учебной работы, соответствует определенным общедидактическим требованиям: четкость цели и содержания, непрерывность образовательных и воспитательных задач, выбор наиболее эффективных методов обучения на каждом этапе урока, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы с учащимися, организационная четкость, руководящая роль преподавателя на уроке.

Уроки по общетехническим и специальным дисциплинам отличаются друг от друга по содержанию, целям, структуре, методам, объему используемого материала и др. Учебный материал таких-уроков, как правило, имеет ярко выраженный доказательный характер и базируется на вскрытии причинно-следственных связей производственного процесса. Поэтому на уроке в значительном объеме присутствуют расчеты, лабораторно-практические работы, требующие от учащихся умения применять знания в различных ситуациях производственной деятельности.

По общетехническим и специальным дисциплинам в зависимости от целей и содержания урока используются различные типы организации учебной работы: уроки по сообщению нового материала, уроки закрепления и применения знаний, повторительно-обобщающие уроки, контрольно-проверочные уроки, комбинированные уроки.

При организации изучения общетехнических и специальных предметов типы уроков применяются в определенной системе. Система уроков по предмету обусловливает построение учебного процесса в определенной логике, чтобы каждый урок, имея свое соответствующее место в ряду других, обеспечивал дидактически обоснованное развитие учебного процесса. Система уроков предполагает, что в пределах относительно ограниченной части учебного материала (тема, подтема, раздел), а также курса в целом учебный процесс включает все основные звенья: сообщение учебного материала, закрепление и совершенствование знаний и умений учащихся, применение знаний и их контроль (Батышев С.Я., Шапоринский С.А., 1977).

Урок есть динамичная, постоянно меняющаяся, развивающаяся организационная форма учебного процесса. В его совершенствовании и повышении эффективности в системе начального профессионального образования можно выделить ряд аспектов:

устранение шаблона и стандарта в их проведении, применение уроков в учебном процессе, разнообразных по типу, содержанию и структуре;

включение (в учебный процесс) системы учреждений как важного средства активизации учебной деятельности учащихся и их технического мышления;

применение разнообразных способов учебной работы, повышающих уровень индивидуализации учебной деятельности;

повышение удельного веса самостоятельного изучения нового материала учащимися на основе ранее полученных знаний, широкое включение в урок самостоятельной работы учащихся со специальной технической литературой, справочниками, производственной документацией;

осуществление на уроке эффективной системы закрепления учебного материала;

тесная взаимосвязь учебного материала, изучаемого на уроках по специальным и общетехническим предметам, с производственным обучением и др.

Учебный процесс в учреждениях начального профессионального образования представляет собой единство содержания, организационных форм и методов обучения.

Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (Т. В. Кудрявцев).

В образовательном процессе методы обучения классифицируются по уровню развития самостоятельности учащихся в познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, упражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).

Специфика изучения общетехнических и специальных предметов требует широкого применения методов, способствующих активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, формированию умений применять полученные знания в различных условиях. Наиболее полно этим требованиям отвечают беседа, самостоятельная работа с книгой, применение наглядных пособий и технических средств обучения, упражнения, лабораторно-практические работы.

Беседа как метод сообщения нового учебного материала характеризуется тем, что преподаватель выдвигает вопрос, подлежащий изучению, и подводит учащихся путем совместных логических рассуждений к определенному выводу. При этом преподаватель побуждает учащихся применять ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять явления, процессы, факты, делать умозаключения. Метод самостоятельной работы учащихся с книгой применительно к изучению общетехнических и специальных предметов направлен на формирование умений работать с учебником, учебным пособием, дополнительной литературой, справочниками, таблицами государственных стандартов (ГОСТ), различной технической литературой и др. Учащиеся должны понимать смысл прочитанного, выделять в нем главное.

Важнейшими дидактическими принципами, пронизывающими все стороны учебного процесса в учреждениях профтехобразования, являются принципы систематичности обучения и прочности усвоения общетехнических и специальных знаний, умений и навыков. В образовательных заведениях, готовящих квалифицированных рабочих, важным критерием реализации этих принципов является умение правильно и уверенно применять полученные знания при выполнении учебно-производственных заданий, которые проявляются, с одной стороны, в правильном применении знаний для решения различных производственно-технических задач, а с другой – в технически грамотном обосновании применяемых (на практике) приемов и способов выполнения работ. Достигается это за счет правильно организованных упражнений учащихся: в выработке умений применять полученные знания; в творческом применении знаний и умений; поисковых.

Одной из форм практического применения знаний, полученных в ходе изучения общетехнических и специальных предметов, являются лабораторно-практические занятия. Лабораторные работы связаны с наблюдением и анализом технических явлений и формированием у учащихся умений и навыков постановки эксперимента в целях исследования определенных технических процессов, закономерностей, причинно-следственных связей. Практические работы направлены на формирование у учащихся умений и навыков, связанных с оперированием техническими объектами в целях более глубокого их изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: