Технология подготовки специалистов в средней профессиональной школе

 

Специфика современной системы профессионального образования связана с расширением разнообразия, усложнением, усилением динамичности содержания образования и форм реализации профессиональных образовательных программ. Одним из проявлений указанных процессов является развитие многоуровневых профессиональных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений. Среднее профессиональное образование России развивается как звено в системе непрерывного профессионального образования, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами образования, профессиональной квалификации и компетенции.

Педагогическая технология самого процесса подготовки специалиста в условиях средней профессиональной школы и с учетом названных компонентов целеполагания и структурно-содержательной части его реализации – это определенный способ реализации содержания профессионального образования, представляющий систему форм и методов обучения,обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей в этой сфере профессионального образования.

Реализация учебных планов и программ

 

Основными документами, представляющими в средней профессиональной школе Госстандарт подготовки специалиста, являются учебные планы и учебные программы.

Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных предметов и основных видов производственной практики. Учебный план составляется в соответствии с квалификационной характеристикой специальности, представленной в Госстандарте по каждому профилю подготовки.

В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий).

Базисный учебный план ссуза – это основной государственный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня профессиональной подготовки специалистов. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов этих учебных заведений и исходным документом для их финансирования.

Типовые учебные планы для ссузов носят обычно рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

Учебные планы среднего профессионального учебного заведения составляются с соблюдением нормативного базисного учебного плана с учетом формы обучения (дневной, вечерней, заочной), уровня базовой подготовки (основной или в полном объеме общеобразовательной средней школы).

Можно выделить два типа учебных планов ссузов:

собственно учебный план, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретного среднего профессионального учебного заведения (в качестве учебного плана может быть принят один из типовых учебных планов по соответствующему профилю подготовки специалистов);

рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом профессионального учебного заведения ежегодно.

Во всех учебных планах, как и в Государственном стандарте среднего профессионального образования для повышенного и обычного уровней, выделяются федеральный (инвариантный уровень – ядро профессиональной подготовки данного направления) и национально-региональный (вариативный – дополнительные профили подготовки и специализации).

В таких планах учебные предметы в зависимости от их назначения объединены в блоки социогуманитарной, общепрофессиональной и специальной предметной подготовки.

Выделен также специальный раздел «Производственная практика», который определяет основные этапы и виды производственной практики, их объемы и ориентировочные сроки проведения.

Учитывая, что средние специальные учебные заведения должны обеспечить общеобразовательную подготовку на уровне полного объема общеобразовательной средней школы, в учебные планы для групп на базе второй основной ступени образования введен общеобразовательный цикл. В него входят те же учебные предметы, которые изучаются на третьей ступени полного среднего образования массовой общеобразовательной школы. Задачи этой подготовки: дать учащимся глубокие и прочные знания основ гуманитарных и естественно-математических наук в соответствии с современными требованиями общества и производства, выработать умения и навыки применять их на практике, сформировать научное мировоззрение, способствовать гармоничному развитию личности.

В зависимости от профиля подготовки специалистов возможны различные модификации перечня общеобразовательных дисциплин и различные их объемы. Так, в технических средних специальных учебных заведениях, как правило, значительно увеличен объем подготовки по физике и математике, отдельные разделы общеобразовательных дисциплин могут быть выделены в самостоятельные учебные предметы (например, «Основы электроники и электротехники»); в сельскохозяйственных техникумах в качестве самостоятельного из курса биологии выделен предмет «Основы генетики»; специфическим является содержание курса химии для специальностей химического профиля. Возможны и объединения общеобразовательных дисциплин. Например, в большинстве техникумов и училищ преподается объединенный курс физики и астрономии.

При разработке новых учебных планов обычно соблюдается единство требований к составу и объему общеобразовательных дисциплин в рамках профессиональной группы и разрабатываются единые учебные программы для каждой группы специальностей или для близких по профилю групп специальностей.

Специальная подготовка обеспечивается за счет блоков учебных предметов общепрофессиональной и специальной предметной подготовки и производственной практики.

Назначение общепрофессионального блока учебных предметов: дать будущему специалисту фундаментальные знания в области профессиональной деятельности, это позволит ему ориентироваться в своей профессии, обеспечит в определенной мере мобильность, поможет в случае необходимости быстрее переквалифицироваться и освоить другую специальность, а также новую технику и технологию. Как правило, в пределах одной профессиональной группы формируется единый общепрофессиональный блок, который включает в себя общенаучные (собственно общепрофессиональные) и управленческие группы учебных предметов.

Общенаучные предметы дают основы знаний тех наук, на которые опираются специальные учебные предметы: в педагогических училищах и колледжах – это педагогика и психология; в технических – техническая механика, черчение или инженерная графика, основы электроники; в геологических – геология; в химических – различные области химии (аналитическая, органическая и неорганическая, физическая и др.).

Общепрофессиональные предметы дают основополагающие знания по профессии. Так, для строительных специальностей общими будут предметы «Строительные материалы и детали», «Строительные машины и механизмы», «Нормирование труда и сметы»; для машиностроительных – «Металловедение и конструкционные материалы», «Металлорежущие станки и инструменты», «Общая технология машиностроения» и т.д.

Управленческие предметы являются общими для профессиональных групп и включают такие предметы, как «Экономика образовательного учреждения», «Экономика и маркетинг», «Менеджмент», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Хотя программы по общепрофессиональным предметам могут быть абсолютно или почти одинаковыми для группы специальностей, тем не менее в практике преподавания содержание обучения по разным специальностям неодинаково. Преподаватель, готовясь к занятию, отбирает примеры, типичные для конкретной специальности, планирует решение задач, связанных с определенной профессиональной деятельностью. Если отобранный материал имеет особую значимость для данной специальности, преподаватель увеличивает время на его изучение за счет времени для менее значимого материала. Так осуществляется процесс профессионализации содержания общепрофессиональных предметов.

Содержание блока дисциплин специальной предметной подготовки отражает конкретное содержание деятельности специалиста и направлено на подготовку его к выполнению определенных функций. Различным в разных специальностях может быть объект труда. Так, в группе специальностей «Металлообработка и машиностроение» для специальностей «Производство станков с программным управлением и роботов», «Производство подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», «Химическое, нефтяное и холодильное машиностроение», «Машиностроение для текстильной, легкой, пищевой промышленности и торговли» объекты труда разные. В одном случае – это станки с программным управлением и роботы, в другом – подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины, в третьем – оборудование для химической, нефтяной и холодильной отраслей промышленности, в четвертом – оборудование для текстильной, легкой и пищевой промышленности. Но для всех этих специальностей общими являются машины и механизмы, с помощью которых изготовляется оборудование, одинаковыми – материалы, принципиально общей – технология машиностроения.

В специальности в зависимости от широты ее профиля могут быть выделены специализации, в рамках которых осуществляется целевая подготовка специалистов с учетом конкретных нужд производства, отрасли. Специализации отражены в так называемой вариативной части учебного плана, которую разрабатывают непосредственно потребители специалистов – отраслевые министерства и ведомства. Как правило, специализации включают объект труда и специфику технологии.

Практическая подготовка специалиста осуществляется в ходе практических занятий, курсового и дипломного проектирования, производственной практики, которые предусмотрены учебным планом как формы организации процесса обучения. В учебном плане указывают основные этапы производственной практики, которые различаются по целям, назначению и уровню предшествующей подготовки. Так, по большинству технических специальностей первым этапом практической подготовки является учебная практика в мастерских; ее назначение – ознакомить учащихся с рабочими профессиями, которые специалисту среднего звена следует знать, чтобы выполнять свои функции. Учащийся должен овладеть умениями и навыками работы на станках, с помощью различных инструментов, измерительных приборов и т.п. Рабочие профессии, по которым осуществляется обучение, должны наиболее соответствовать тем функциям, которые предстоит выполнять специалисту. Так, технологу по обработке металлов важно владеть навыками работы на разных металлообрабатывающих станках, специалисту по техническому обслуживанию и ремонту машин и механизмов – слесарными умениями и навыками, мастеру строительных и монтажных работ – умениями и навыками выполнения различных видов строительных работ.

Умения и навыки по рабочей профессии совершенствуются на производстве во время прохождения технологической практики. Назначение этого этапа практики состоит также в том, чтобы учащийся смог овладеть умениями и навыками, необходимыми для работы непосредственно по специальности.

Содержание обучения должно быть разработано так, чтобы каждой функции специалиста, каждому умению, которым он должен владеть, соответствовали практические задания и занятия. Чаще всего это практические занятия и задания, связанные с изучением учебных предметов. Некоторые задания в силу того, что для их выполнения необходимы знания не по одному, а по двум-трем предметам или более, могут выполняться только на межпредметных практических занятиях.

Межпредметные практические занятия входят в учебный план либо в виде практикумов – цикла практических занятий, связанных с обучением конкретной деятельности (например, практикум по лабораторному анализу – для химических специальностей, практикум по сельскому хозяйству – в педагогических училищах и т. п.), либо в виде комплексных задач или деловых игр (в том случае, если они являются межпредметными и требуют не менее четырех – шести часов на проведение), либо в виде учебной практики на старших курсах, которая ориентирована на обучение решению комплексных производственных задач и проводится в учебных лабораториях и кабинетах под руководством преподавателя.

Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала. Программа содержит пояснительную записку – своего рода методическое руководство для преподавателя. В ней раскрываются место (назначение) предмета в системе подготовки специалиста, образовательные и воспитательные задачи, а также задачи развития, которые должны быть решены в процессе обучения, указываются связи учебного предмета с другими предметами, с производственной практикой и пути реализации этих связей преподавателем, даются рекомендации по использованию различных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы учащихся. Изучение преподавателем пояснительной записки к программе и применение рекомендаций в практической деятельности обеспечивают целенаправленность и рациональность организации учебного процесса.

В учебной программе приводится примерный тематический план, который раскрывает структуру учебного предмета, его разделы и темы, определяет время, отведенное на изучение каждого из них, соотношение теоретической и практической подготовки по предмету в часах.

Основная часть учебной программы – раздел «Содержание предмета», в котором дается информация об учебном материале. Учебная программа только обозначает основные понятия, законы, теоретические положения, факты, методики, практические рекомендации, которые должны быть усвоены учащимися. Содержание учебного материала описано в учебной литературе, предъявляется в виде изложения преподавателем, демонстрируется с помощью современных аудиовизуальных дидактических средств. Преподаватель определяет степень раскрытия, наполненность содержания с учетом времени, отведенного на изучение раздела, темы. Раскрывая материал учащимся, преподаватель учитывает степень его значимости для освоения последующего учебного материала или для будущей практической деятельности. В разделе «Содержание предмета» указываются также темы практических и лабораторных работ.

В учебных программах (в пояснительной записке или в самом тексте программы) могут быть рекомендованы темы или вопросы для самостоятельного изучения учащимися по учебнику или учебному пособию, самостоятельные практические работы, которые учащиеся выполняют в качестве домашних заданий. Результаты самостоятельной работы проверяются путем письменного или устного опроса, в ходе практических работ, для выполнения которых необходимо знание самостоятельно изученных теоретических положений.

Учебные программы содержат списки литературы, тематику курсовых проектов и работ, если они предусмотрены учебным планом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: