Личность как социальная система. Социальные роли, статусы: понятие и типы. Ролевые конфликты

Проблема человека и личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. Каждый человек связан с внешней средой множеством нитей, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это взаимодействие индивида и общества рассматривает социология. Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Таким образом можно сформулировать следующее определение: личность — это индивид, включенный в социальные связи и отношения.

Факторы, влияющие на развитие личности

Биологические (наследственные) Социально-культурные
• Особенности физиологии высшей нервной деятельности • Анатомо-физиологические • Задатки • Темперамент • Семья • Трудовая деятельность • Общение • Социальная принадлежность • Культура • Наука • СМИ • Жизненный опыт

• Природно-географическая среда

Особенности физиологии высшей нервной деятельности - специфика функционирования нервной системы, проявление темперамента, эмоций, чувств, поступков и т.д.

Анатомо-физиологические особенности - характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающие влияние на психику и поведение человека (слабое зрение, слух).

Задатки - врождённые анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей (тембр голоса, подвижность нервной системы)

Темперамент - обобщённая индивидуально-устойчивая характеристика, реализующаяся в физической и коммуникативной среде.

Природно-географическая среда оказывает воздействие на развитие личности, черты характера.

Социальный статус и социальные роли

Установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями среды, так и ее индивидуальностью, особенностями мировосприятия. Они реализуются в социальной деятельности, где каждая личность выполняет определенные социальные функции.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению - предписанный статус (статус дворянина), другие приобретаются или достигаются в процессе жизни - достигнутые/достигаемые статусы (статус руководителя предприятия, статус учителя). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль — это набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером-технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза. Важно сказать, что все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности.

Каждому человеку приходится исполнять и множество социальных ролей. Однако, иногда они могут вступать в противоречие друг с другом, вызывая ролевой конфликт. Выделяются следующие виды ролевых конфликтов:

• Внутриролевой возникает тогда, когда требования одной роли противоречат друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним.

• Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин: на работе и в быту.

•Личностно-ролевой возникает тогда, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: