Социальный эксперимент. Его виды. Преимущества и недостатки метода. Процесс подготовки и проведения социального эксперимента

Социальный эксперимент — это способ получения информации, в процессе которого создаются условия, необходимые для проявления и измерения причинно-следственных связей между явлениями.

Эксперимент является методом углубленного аналитического исследования, который позволяется исследовать не только факторы воздействия на объект, но и степень эффективности этого воздействия. Суть социологического эксперимента заключается в том, чтобы проследить как изменяются некоторые контрольные характеристики под воздействием тех или иных обстоятельств.

Факторные характеристики группы — это характеристики, которые вводятся или изменяются в процессе эксперимента.

Нейтральные характеристики — это характеристики, которые не участвуют в эксперименте.

Виды социологического эксперимента:

По характеру экспериментальной ситуации:

1) Лабораторный эксперимент (истинный эксперимент) (проводится в искусственно созданных условиях. Цель - проверка научной гипотезы);

2) Полевой эксперимент (проводится в естественных условиях. Цель - оценка степени эффективности тех или иных программ, методов воздействия, методик. Экспериментальная группа может быть не осведомлена о том, что участвует в социологическом эксперименте).

По логической структуре доказательства гипотез:

1) Линейный эксперимент (одна и та же группа является и экспериментальной, и контрольной. До начала эксперимента фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. Затем изменяется фактор, характеристики групп и по истечении определённого времени вновь изменяется состояние объекта и его контрольные характеристики. Очень важно, чтобы в процессе линейного эксперимента было исключено воздействие анализа решающих факторов).

2) Параллельный эксперимент (одновременное участие двух разных, но идентичных по своим характеристикам групп: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным характеристикам, а также по тем нейтральным, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего эксперимента, а характеристики экспериментальной группы изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и масштабах произошедших изменений);

По характеру ситуации:

1) контролируемый эксперимент (выравнивание всех условий в экспериментальной и контрольной группах, кроме экспериментального фактора);

2) неконтролируемый эксперимент (на результаты могут оказывать воздействие нейтральные факторы).

Преимущества Недостатки
Возможность наблюдения социальных переменных Трудности с обеспечением условий проведения
Контроль исследовательской ситуации Трудности с различением факторов
Возможные сочетания с другими методами  

Требования к эксперименту

1) Описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих;

2) Описание условий существования объекта исследования;

3) Формулирование гипотезы;

4) Определение понятий сформулированной гипотезы;

5) Выделение независимой переменной;

6) Выделение зависимой переменной;

7) Описание условий времени и места проведения эксперимента

Экспериментальная переменная, вводимая исследователем в определенных программой параметрах (количество, направленность) и контролируемая им, называется независимой, (экспериментальный фактор).

Фактор, изменение которого определяется независимой переменной, называется зависимой переменной.

Подготовка и проведение эксперимента.

Выделяют три основных фазы эксперимента:

1) Подготовительная фаза (определение единиц и признаков исследования, анализ исходной ситуации, установление перечня изменяемых и неизменяемых условий);

2) Экспериментальная фаза (создание положительной установки участников, разъяснение цели, задач и правил проведения эксперимента; при необходимости - тренировочного этапа)

3) Заключительная фаза (проведение систематизации полученных данных, их описания с точки зрения программы и гипотез исследования)

Понятие гипотезы исследования. Виды гипотез. Требования к формулировке гипотез.

Гипотеза исследования — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений или процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Она не должна:

*содержать понятий, которые не находят своего места в данном исследовании

*противоречить ранее установленным научным фактам

*быть слишком простой и банальной

Гипотеза должна быть проверяемой в ходе проведения исследования при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностях.

Тема Жилищные проблемы молодых семей в условиях небольшого города
Основная гипотеза Большинство молодых семей предпочитают сначала решить свои жилищные проблемы, и только после этого официально зарегистрировать брак
Вспомогательные гипотезы 1) Для решения жилищного вопроса практически все молодые семьи обращаются за материальной поддержкой к родителям 2) Нерешённый жилищный вопрос в основном отрицательно сказывается на взаимоотношениях между молодыми супругами, между молодым и старшими поколениями 3) Нерешённый жилищный вопрос преимущественно негативно отражается на планах деторождения 4) При решении жилищного вопроса молодые семьи как правило не рассчитывают на поддержку со стороны государства

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: