Метод анкетного опроса, его виды. Особенности организации и проведения. Преимущества и недостатки метода

Анкетирование/анкетный опрос является самым распространённым и наиболее универсальным методом сбора информации. Он предполагает общение социолога с опрашиваемым лицом с помощью анкеты. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

Виды

В зависимости от содержания и конструкции задаваемых вопросов, места проведения опроса и формы контакта с респондентами различают следующие виды анкетных опросов:

 

Заочные опросы (респондент заполняет анкету самостоятельно)

Прямые опросы (в присутствии анкетёра)

 

Индивидуальные (при обращении к отельному респонденту)

Групповые (одновременное заполнение анкет опрашиваемыми в какой-либо аудитории)

 

Опросы “на месте” (дома, на работе)

Почтовый опрос

 

Зондажные опросы (для апробации выборки и самой анкеты)

Основные опросы

 

В привязке к тематике выделяют:

Событийные анкеты

Анкеты на определение ценностных ориентаций

Статистические анкеты

Хронометражные

 

По форме и характеру вопросов:

Открытые опросы

Закрытые опросы

 

К вышеизложенным можно добавить еще такой специфический вид, как экспертные опросы – ситуацию, когда в качестве респондентов выбираются специалисты-эксперты в сфере соответствующей исследовательской проблемы (объекта)

Когда целесообразно и возможно применение анкетирования? Пожалуй, в самом общем виде такую ситуацию можно обозначить как стремление в относительно сжатые сроки охватить возможно большее количество людей по достаточно широкому спектру вопросов, причем получаемая информация допускает разнообразные методы математико-статистической обработки с помощью компьютерной техники. К этой общей констатации следует добавить и несколько частных условий (обстоятельств) применения анкетного опроса:

-в отличие от наблюдения и эксперимента, доступными для исследователя становятся так называемые «факты сознания» (оценки, мнения, мотивы, установки);

-в дополнение к «фактологии» анкетирование позволяет установить причины действий, поступков и взглядов опрашиваемых;

-в качестве фактора-«ограничителя» при изучении внутреннего мира человека анкетирование предполагает соблюдение принципов добровольности и анонимности;

-в целях повышения обоснованности и достоверности получаемой субъективной информации (поскольку речь идет об индивидуальном опросе) анкетирование должно предполагать средства «дополняющей» проверки – в виде контрольных вопросов, вопросов-фильтров и т.п.

Преимущества Недостатки
• Большой содержательный спектр информации; • Возможность выявить «внутренний мир» человека; • Возможность целенаправленной тематической ориентации; • Большая концентрация материала • Возможность проведения зондажного исследования • Сочетаемость с другими методами • Возможность сравнительного анализа и перепроверки данных • Широкие географические рамки метода • Возможность вторичного анализа • Традиционность метода. • Субъективированная информация; • Влияние факторов памяти и знаний; • Трудоемкость раздачи и сбора; • Возможная неискренность респондентов; • Проблема интерпретации вопросов респондентами;  • Проблема интерпретации ответов исследователем; • Возможная недостаточная мотивация участия в анкетировании со стороны респондентов; • Относительная слабость контроля при заочном анкетировании; • Кажущаяся лёгкость проектирования инструментария; • Чрезмерная увлеченность методом без учета ситуации;

 

Структура анкеты. Виды вопросов и типы шкал, применяемые в анкете.

Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Любая анкета включает в себя три основные части: вводную, содержательную (основную) часть, заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, выражается благодарность за участие в анкетировании, а также прилагается инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка содержит в себе вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Вопросы анкеты должны быть понятными респондентам, достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: