Концептуальные основы TQM

 

Всеобщее управление качеством (TQM) – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения требований всех заинтересованных сторон.   Заинтересованная сторона – лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации    

 

 


Концепция TQM ориентирована на применение подходов качества на всех уровнях компании ко всем ее функциям.


                   
QUALITY
     
 
Цели TQM • Ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. • Возведение качества в ранг цели предпринимательства. • Оптимальное использование всех ресурсов организации.    
Факторы, обеспечивающие возможность управлять качеством   · уже достигнутое качество продукции, · производительность труда, · мобильность и временной фактор, · людские, материально-технические ресурсы, · грамотный менеджмент, · всеобщая культура качества.  

 

 


Базовые принципы TQM 1 Ориентация на потребителя.Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Обеспечение обратной связи от конечного потребителя не должно зависеть от наличия между организацией и конечным потребителем промежуточных звеньев. В настоящее время многие организации продают свою продукцию через сеть дилеров или посредников и считают, что забота о продукте заканчивается после получения за него денег. Отсутствие взгляда вперед на перспективу приводит к тому, что временный успех предприятия становится краткосрочным. Если не пытаться выяснить потребности конечного потребителя, то завтра дилер найдет другого поставщика, который удовлетворяет эти потребности наилучшим образом. 2 Лидерство руководителя.Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. 3 Вовлечение работников.Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. Руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям организации. Большую роль здесь играет материальное и моральное поощрение. 4 Процессный подход.Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Качество перестало ассоциировать только с качеством продукции. Любая выполняемая работа (или совокупность работ) – процесс. Качество охватило и это понятие. Управлять процессами следует, основываясь на принципах качества. Процессная модель организации состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для потребителя и самой организации. 5 Системный подход к менеджменту.Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. Системный подход к управлению органично связан с процессным подходом. Производство товаров (услуг) и управление – система взаимосвязанных процессов, а каждый процесс, в свою очередь, – система, имеющая вход и выход, своих внутренних поставщиков и потребителей. 6 Постоянное улучшение.Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Цели и задачи улучшения основываются на результатах оценки степени удовлетворенности потребителя и на показателях деятельности самой организации. 7 Принятие решений, основанное на фактах.Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Реализация этого принципа исключает необоснованные (волевые) решения. 8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценность. Реализовывать этот принцип необходимо по отношению, как к внешним, так и к внутренним поставщика.

 

 


             
Рост степени удовлетворенности потребителей
Увеличение прибыли

 


Преимущества организации от использования методологии TQM

 






Контрольные вопросы и задания к разделу 3

 

1. Дайте развернутое определение современной концепции менеджмента качества.

2. Раскройте сущность концепции TQM.

3. Каковы общие и общесистемные принципы TQM?

4. Назовите составляющие TQM?

5. Охарактеризуйте основные принципы всеобщего управления качеством. В чем заключается ее отличие от традиционного подхода?

6. Какова взаимосвязь всеобщего управления качеством с общим менеджментом?

7. Раскройте содержание принципа «ориентация на потребителя». Почему сфокусированность на потребителе так важна для всеобщего качества?

8. Укажите потребителей образовательной услуги вуза, профессионального училища.

9. В чем проявляется лидерство руководителя?

10.  В чем вы видите преимущества партнерских отношений с поставщиком?

11.  По каким признакам можно определить ориентированность компании на качество?

12.  Раскройте содержание принципа «вовлечение работников». Как вы представляете практическую реализацию этого принципа.

13.  Каковы преимущества организации, следующей принципам Всеобщего управления качеством?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: