Всеобщее управление качеством (TQM) – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения требований всех заинтересованных сторон.
Заинтересованная сторона – лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации
| |
Концепция TQM ориентирована на применение подходов качества на всех уровнях компании ко всем ее функциям.
| | | | | | | | | | |
| | |
| | | | | |
|
| | | |
|
|
|
| Цели TQM
• Ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.
• Возведение качества в ранг цели предпринимательства.
• Оптимальное использование всех ресурсов организации.
| |
|
| Факторы, обеспечивающие возможность управлять качеством
· уже достигнутое качество продукции,
· производительность труда,
· мобильность и временной фактор,
· людские, материально-технические ресурсы,
· грамотный менеджмент,
· всеобщая культура качества.
| |
Базовые принципы TQM
1 Ориентация на потребителя.Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Обеспечение обратной связи от конечного потребителя не должно зависеть от наличия между организацией и конечным потребителем промежуточных звеньев. В настоящее время многие организации продают свою продукцию через сеть дилеров или посредников и считают, что забота о продукте заканчивается после получения за него денег. Отсутствие взгляда вперед на перспективу приводит к тому, что временный успех предприятия становится краткосрочным. Если не пытаться выяснить потребности конечного потребителя, то завтра дилер найдет другого поставщика, который удовлетворяет эти потребности наилучшим образом.
2 Лидерство руководителя.Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3 Вовлечение работников.Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям организации. Большую роль здесь играет материальное и моральное поощрение.
4 Процессный подход.Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Качество перестало ассоциировать только с качеством продукции. Любая выполняемая работа (или совокупность работ) – процесс. Качество охватило и это понятие. Управлять процессами следует, основываясь на принципах качества.
Процессная модель организации состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для потребителя и самой организации.
5 Системный подход к менеджменту.Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Системный подход к управлению органично связан с процессным подходом. Производство товаров (услуг) и управление – система взаимосвязанных процессов, а каждый процесс, в свою очередь, – система, имеющая вход и выход, своих внутренних поставщиков и потребителей.
6 Постоянное улучшение.Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Цели и задачи улучшения основываются на результатах оценки степени удовлетворенности потребителя и на показателях деятельности самой организации.
7 Принятие решений, основанное на фактах.Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Реализация этого принципа исключает необоснованные (волевые) решения.
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценность.
Реализовывать этот принцип необходимо по отношению, как к внешним, так и к внутренним поставщика.
| |
| | | | | | | |
| | Рост степени удовлетворенности потребителей
| |
| | |
|
|
| | |
| |
|
Преимущества организации от использования методологии TQM
Контрольные вопросы и задания к разделу 3
1. Дайте развернутое определение современной концепции менеджмента качества.
2. Раскройте сущность концепции TQM.
3. Каковы общие и общесистемные принципы TQM?
4. Назовите составляющие TQM?
5. Охарактеризуйте основные принципы всеобщего управления качеством. В чем заключается ее отличие от традиционного подхода?
6. Какова взаимосвязь всеобщего управления качеством с общим менеджментом?
7. Раскройте содержание принципа «ориентация на потребителя». Почему сфокусированность на потребителе так важна для всеобщего качества?
8. Укажите потребителей образовательной услуги вуза, профессионального училища.
9. В чем проявляется лидерство руководителя?
10. В чем вы видите преимущества партнерских отношений с поставщиком?
11. По каким признакам можно определить ориентированность компании на качество?
12. Раскройте содержание принципа «вовлечение работников». Как вы представляете практическую реализацию этого принципа.
13. Каковы преимущества организации, следующей принципам Всеобщего управления качеством?