Всеобщее управление качеством (TQM)

В настоящее время мы являемся свидетелями 4-го этапа эволюции управления качеством – этапа всеобщего управления качеством, который стал зарождаться в середине 60-х годов как развитие идей предыдущего этапа в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Необходимость развития этого этапа связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты интересов потребителей.

Усилия Э. Деминга и Дж. Джурана по возрождению Японской экономики не пропали даром. Им удалось на практике подтвердить действенность сформировавшейся к этому моменту теории управления качеством. Япония после второй мировой войны добилась больших успехов в области качества, стала признанным лидером в автомобилестроении, радиоэлектронике, судостроении, завоевала прочные позиции на международных рынках.

Развитие управления качеством не остановилось на комплексном подходе. Обогащаясь новыми элементами, он постепенно перерос в более широкий подход к управлению качеством — в так называемое всеобщее (тотальное) управление качеством (TQM).

Формирование политики Total Quality Management (TQM) относят к 80-м годам. Концепция представлена как направление, ориентированное на применение подходов качества на всех уровнях компании ко всем ее функциям. Основная идея концепции заключается в установлении четких целей для организационного развития, а затем проектировании деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей. К настоящему времени управление качеством становится основой управления организацией.

Практической основой концепции TQM послужило появление международных стандартов ИСО серии 9000, нашедших широкое применение на предприятиях с конца 80-х годов.

В рамках этапа всеобщего управления качеством удается практически преодолеть противоречие между качеством и эффективностью производства.

В настоящее время происходит становление 5-го этапа развития управления качеством – качества среды. Зарождение этого этапа явилось следствием возросшего влияния общества на предприятия, а предприятия все больше стали учитывать интересы общества. Следствием этого стало появление стандартов ИСО 14000, которые устанавливают требования к системам качества с точки зрения охраны окружающей среды и безопасности продукции.

Кроме акцента на экологию, в системах качества последних лет усилилось внимание ко всем заинтересованным в деятельности предприятия сторонам. Не только потребители, но и работники предприятия, общество, акционеры и поставщики попали под пристальное внимание руководителей предприятий

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: