Напомним, что внимание в самом общем виде рассматривается как состояние устойчивого сосредоточения на каком-либо объекте, какой-либо деятельности. Современная тенденция к обучению скорописи, чтению словами у значительной части школьников вызывает трудности в формировании умения грамотного письма и чтения. Едва научившись читать, ребенок додумывает слово по первым буквам, стараясь угадать его смысл из контекста. В результате часто получается, что вместо одного слова он прочитывает другое. То же самое происходит и с русским языком: ребенок прочитывает смысл предложения, «не видя» особенностей написания слов, и никакие призывы быть внимательным не помогают. Такое же стремление идти от смысла присутствует и в очень конкретных заданиях – списать упражнение, прочитать задачу.
Как правило, причина такой глобальной невнимательности учащихся заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи – они схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Иными словами, у детей сформировался способ работы без достаточной отработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) – мелки и «не удостаиваются» внимания детей без направленного обучения.
Поэтому задача развивающих занятий должна состоять в преодолении такого глобального восприятия, в попытке научить учащихся воспринимать содержание заданий с учетом элементов на фоне смысла целого, т. е. уметь осознанно концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, единиц, частей, деталей целого.
Для тренировки и коррекции внимания могут использоваться задания на восприятие, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мыслительной деятельности, поскольку внимание само по себе не является отдельным познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса. При этом, осмысленность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным. Поэтому коррекционно-развивающие задания включают в себя нижеперечисленные разновидности заданий.
1. Задания, направленные на концентрацию, переключение и распределение внимания в разных видах познавательных процессов при выполнении различных видов упражнений-игр.
2. Задания на сравнение между собой различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом, и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность, необходимые при анализе признаков, качеств, условий, лежащих в основе операции сравнения.
3. Задания направленные на формирование осознанности управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах по русскому языку.
С помощью приведенных ниже материалов учитель сможет помочь учащимся стать внимательнее. Так, на концентрацию внимания можно предложить учащимся следующие задания.
1. Как можно скорее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность.
2. Внимательно слушайте слова и записывайте их с конца:
нос, дом, село, дело, вода, вечер, молва, молоко и т. д. (сон, мод…)
лес, бор, вата, шея, крот, рука, двор, скала, пирог, туфли (сел, роб…)
3. Внимательно посмотрите и запомните, что написано на доске:
цветы – роза, тюльпан, ландыш, георгин…
животные – тигр, олень, лев, кошка…
фрукты – слива, лимон, банан, яблоко…
Ответьте на такие вопросы:
Какие слова во всех группах начинались с буквы «Л»?
Название какого животного было вторым?
Какие слова заканчивались на букву «Н»?
4. Задача. Переписать без ошибок следующие строчки:
АЛАЙОНОСАНДЕРА МЛЗОВРЛТОНИЛОТОЗАКОН АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
5. Полезным является упражнение на отделение «склеенных» слов в предложении и «склеенных» предложений (выделение отдельных слов из квазислова или предложения). Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой:
ШЛРКОРЗИНЛБОТИНКИБИНОКЛЬЕДЛОБЕЗЬЯНКА.
6. Аналогично выполняется задание на отделение «склеенных» слов в предложении и «склеенных» предложений:
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛО
ВЫПАЛОМНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУИЗСНЕГА
7. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует сформулировать так: учащемуся предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной, либо по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую – подчеркивать, а третью – обводить кружком. Например:
Тренировка распределения и концентрации внимания
Задача 1. Вычеркивайте букву «е», а букву «м» – подчеркивайте.
Пример: Говорила мышка мышке – не хочу читать я книжки.
Задача 2. Среди буквенного текста найти и подчеркнуть реально существующие слова:
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылоквтсумкалдчеврыбай
Задача 3. Называть точки в том порядке, который задаст учитель (слева-направо, справа-налево, сверху-вниз). Точки могут быть красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного и т. п. цветов.
Число используемых цветов (точек) не должно быть меньше 3-х и больше 5-ти. Точки располагаются в семь строк по 14 точек в каждой строке.
При этом учитель следит: соблюдается ли заданный порядок точек, соблюдается ли заданное направление точек во время чтения.
Примечание: эта игра полезна и для отработки психологического механизма процесса чтения.






