Методики коррекции кратковременной памяти

 

1. Методика запоминания словесного материала в заданной последовательности. Перед ребенком выкладывается 10–12 картинок с изображением предметов и ставится задача показать предмет в ответ на называние педагогом в случайном порядке его словесного эквивалента, а также задача запомнить, в каком порядке назывались и показывались предметы. Через 10–15 минут карточки с изображением предметов требуется разложить по порядку.

Использование зрительной опоры помогает запомнить и удержать в памяти достаточно большой по объему стимульный материал.

2. Методика «распространения» предложений. При слуховом способе предъявления ребенку вербальной информации дается предложение («Девочка сидит») и предлагается добавить слова (действия, определения, дополнения и т. д.) для усложнения структуры предложения («Девочка сидит на стуле», «Маленькая девочка сидит на высоком стуле», «Маленькая красивая девочка прямо сидит на высоком стуле» и т. д.).

Поскольку в памяти необходимо удерживать предыдущую версию фразы для последующего ее расширения, методика развивает такие параметры, как объем памяти в динамике повторения, помехоустойчивость слухоречевой памяти.

Вариант задания.  Для группы детей предлагается игра, в которой надо действовать следующим образом – один ребенок называет слово (стол), другой ребенок повторяет названное слово и добавляет свое (стул). Игра длится до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не собьется. После этого можно подсчитать количество названных слов, обратить внимание на порядок их воспроизведения. Повторяя эту игру достаточно часто, вы сможете убедиться, что количество и порядок удерживаемых в памяти слов будет постепенно и неуклонно расти.

3. Предлагается внимательно выслушать следующий ряд слов: красный, кровать, стол, синий, огурец, белый, свекла, диван, зеленый, чашка. После чего необходимо ответить на такие вопросы:

? Сколько всего слов было названо?

? На какие группы можно разделить все слова?

? Сколько и какие названия цветов использовались?

? Какое слово третье (пятое, последнее и т. д.)?

4. Методика подсчитывания количества слов в предложениях, предъявляемых на слух. Особенность методики состоит в подборе фразового материала, где применяются слова, содержащие приставки, сходные с предлогами. («Машина въехала в гору», «Санки съехали с горы и перевернулись», «Посреди обширных лугов рос дуб», «У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный…» и т. п.)

 

Важным моментом при выполнении задания являются указания на ошибки, т. е. актуализация механизма обратной связи.

Для развития оперативной памяти также полезны могут быть следующие упражнения.

1. Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается постукиванием карандашом по столу. Необходимо запомнить текст и сосчитать число ударов (лучше использовать хорошо известные детские стишки).

 

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

 

2. Запоминание цифр. Предлагается запомнить ряд цифр (1, 7, 5, 2, 4). Запоминание проводится после ответов на вопрос, из каких стимульных цифр можно получить заданное число (например, число 8). Если учащийся отвечает 5 и 3, указывается, что ответ неверный, так как в запоминавшийся ряд цифра 3 не входила.

3. Перевод из слуховой формы в зрительную. Задаются 1–3 слова, предъявляемые зрительно, которые необходимо как можно быстрее найти в тексте. Затем эти слова предъявляются на слух. Отыскав слова, учащиеся их подчеркивают. Затем задача усложняется – предъявляются уже 5, 7, 10 и т. д. слов.

Коррекционная работа, направленная на развитие разных видов памяти, сутью которой являются описанные в данном разделе упражнения, отобранные из множества других, позволяет эффективно компенсировать недостаточную развитость как смысловой и механической долговременной памяти, так и оперативной (кратковременной) памяти. Однако, успешность мнемической деятельности возможна лишь при включении ее в процесс мышления, его обобщающую функцию, придающую определенную структуру имеющимся знаниям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: