Meia lua de compassо

(Rabo-de-arraia)

 

Наряду с растейра (с которой мы познакомимся в разделе, посвященном броскам и подсечкам) эта техника является как-бы визитной карточкой капоэйры. Это также один из самых эффективных и опасных ударов в ее репертуаре. Он наносится пяткой.

 

Не нужно расстраиваться, если в начале изучения техника исполнения меа луа де компассо покажется вам неудобной, а ее действенность сомнительной. Практика показывает, что совсем скоро удары новичка приобретают быстроту и силу. Обычно стартовой позицией для меа луа служит джинга, однако не менее распространено и эффективно использование этого удара из негачива в партере (см. серию б). Важным моментом является опора на ладони рук непосредственно перед проведением атаки, как проиллюстрировано на рисунке 3 серии б. Правильная ориентация тела по отношению к противнику станет ясна немного позже, при изучении связки номер шесть из Секвенции мастера Бимбы.

 

Упражнения:

 

По десять раз на каждую ногу выполните меа луа де компассо в соответствии и рисунками серии а.

 

Из джинги приблизьтесь к цели (вытянутой руке партнера) и нанесите удар (десять раз на каждую ногу) не упуская объекта атаки из виду ни на мгновение. Обычная ошибка начинающих - смотреть в пол.

Через месяц. Из парной джинги один партнер, предварительно предупредив другого, наносит меа луа де компассо, от которого тот выполняет интуитивный уклон (десять раз на каждую ногу).

Через три месяца. Выполняя упражнения на импровизацию стоя, без предупреждения нанесите удар, продолжайте импровизировать и, спустя какое-то время ударьте снова. Партнер уклоняется произвольным образом и, в свою очередь, дважды атакует вас.

 

Описанием техники меа луа де компассо мы завершаем обзор базовых ударов ногами капоэйры. На последних четырех занятиях, в ходе тренировок уже начали появляться элементы игры джого. На этом этапе, если вы занимались самостоятельно или с приятелем, наступает время, когда вам рекомендуется перестать вариться в собственном соку и познакомиться с другими, более опытными капоэйристами, если вы не сделали этого до сих пор. Также полезно подумать о приобретении собственного беримбау. Сначала следует научиться правильно без усилий его держать и извлекать основные звуки, а затем можно приступить к освоению базовых ритмов капоэйры.

 

Неплохо начать посещать местную капоэйристскую школу-академию. Стоит, однако, помнить бразильскую поговорку «На чужой стороне следи куда ставишь ноги.» Сначала ограничьтесь пассивной ролью зрителя - это наиболее безопасный способ узнать много полезного о капоэйре.

 

Еще долго для вас хорошим советом будет не играть с незнакомыми людьми, и даже с друзьями, более искусными, чем вы - «не зная броду не суйся в воду», или, «не задирайся с колдуном-мандингейро не запасшись охранным амулетом-патуа».

 

Только вам решать, продолжать заниматься самостоятельно или присоединиться к группе под руководством инструктора. Опирайтесь на собственную интуицию. Как было показано раньше, конечной целью, альфа и омега подлинного капоэйриста, является игра в кругу других капоэристов под звуки беримбау. Твердо помните это, и раньше, чем можно было бы предположить, вы окажетесь в центре роды, легко и раскрепощенно играя капоэйру.

 

 

Связки мастера Бимбы

 

 

Как отмечалось ранее, каждый учитель имеет собственный метод обучения. Тем не менее, с тех пор как обучение капоэйре приобрело узаконенный характер (30-е годы), инструкторами в академиях повсеместно стало практиковаться использование нескольких предопределенных последовательностей движений. К сожалению сегодня уже невозможно постигать капоэйру как часть культурного целого, как вы могли бы это делать в Сальвадоре еще тридцать-сорок лет назад. Времена изменились, и теперь с бразильским обществом происходят драматические перемены, по мере того как оно пытается модернизировать экономику к стандартам двадцать первого века.

 

Капоэйру эти перемены не обошли, иначе не могло и быть. Фактически, капоэйра является школой жизни. Она отражает окружающую среду как зеркало, как микрокосм, в котором капоэйрист специальным образом обучается как вести себя в реальной жизни.

 

Но, несмотря на все перемены, капоэйра все-же выжила и процветает, оставаясь искусством «цель которого непостижима даже для мудрейших из капоэйристов» говоря словами мастера Пастиньи.

 

Распространение капоэйры в Бразилии и в мире сопровождалось неизбежной структуризацией методики ее преподавания. Количество занимающихся увеличивалось, и учителя больше не могли уделять должное внимание каждому из них. Сегодня также и большинство учеников не имеет возможности целиком посвящать себя капоэйре, время для занятий зачастую выкраивается в заполненном неотложными делами дневном расписании, и должно быть использовано с максимальной эффективностью.

 

Польза кодифицированных упражнений в том, что учитель должен объяснить их только один раз, и затем студент может отрабатывать их вместе со всеми. Нельзя также отрицать, что постоянное повторение способствует росту мастерства позволяя оттачивать исполнение техник до совершенства.

 

Но подобная методика таит и серьезную опасность. Многие мастера сегодня, включая и меня, озабочены увеличивающейся механичностью игры, предсказуемостью ее движений. Это полностью противоречит духу капоэйры, которая основывается на импровизации и непредсказуемости.

 

На учителей и учеников, таким образом, ложится основная тяжесть задачи противостояния силам, пытающимся стандартизовать капоэйру. Фиксированные связки сами по себе не проблема - проблема в слепом и некритичном следовании этим эффективным средствам обучения. Поэтому, параллельно с освоением связок особенное внимание нужно отводить упражнениям для развития творческого мышления и импровизационных качеств учеников.

 

Среди всех структурированных методов обучения связки мастера Бимбы (полностью приводимые в данной главе), по моему мнению, остаются одним из лучших методов изучения капоэйры Регионал.

 

Связки выполняются из базовой позиции джинга в быстром темпе (например, под ритм Сао Бенто Гранде Регионал). Разумеется, сначала их следует отрабатывать медленно, пока начинающие не освоят движения настолько, чтобы исполнять их без колебаний.

 

Вы должны переходить к новой связке, как только вы запомните предыдущую, даже если не все удары еще поставлены достаточно хорошо. В среднем на удовлетворительное освоение всех восьми связок уходит от десяти до пятнадцати занятий.

 

Отныне структура тренировок должна быть следующей:

Разминка;

 

Упражнения на импровизацию движений стоя и на земле;

 

Упражнения, включающие в себя удары: синхронная джинга с партнером; сигналом предупреждаете его об атаке, от которой он уходит произвольной техникой. Отработка производится десять раз для каждой ноги, затем вы меняетесь ролями с партнером. На каждом занятии в этом упражнении используется только один из ударов (например, меа луа де френт, меа луа де компассо, армада или кишада).

 

 

Первая связка

(На рисунках мы видим двух игроков, которых для краткости в дальнейшем будем называть А - темнокожий и Б - белый.)

А: Меа луа де френте, меа луа де френте, армада и ау.

Б: Кокоринья, кокоринья и негачива.

 

Двое игроков начинают с выполнения базовой джинга подстраиваясь друг к другу.

 

А делает шаг левой ногой в направлении Б готовясь к атаке.

 

Замечание: Первое время А должен предупреждать Б о начале нападения.

 

А атакует Б ударом меа луа ди френте правой ногой, а Б защищается уходом в кокоринья (небольшой подскок вперед и положение на корточках возле опорной ноги А).

 

Б поднимается сразу после того как правая нога А прошла над его головой.

 

Немедленно А наносит удар меа луа де френте, на этот раз левой ногой. Б снова уходит в кокоринья вблизи опорной ноги А.

 

А завершает меа луа де френте, однако не убирает левую ногу в исходную позицию, как можно было ожидать, а опускает ее впереди. Это позволит ему встретить Б, поднимающегося из кокоринья, ударом армада.

 

7), 8), 9) А быстро разворачивает корпус и начинает армада, но Б не встает. Вместо этого он смещается в позицию негачива. Его левая нога выпрямлена и готова подсечь опорную левую ногу А. А бьет армада правой ногой. Б готовится выйти из негачива и поймать противника, когда он начнет выполнять ау.

 

А уходит от подсечки левым ау. Б изменяет левостороннюю негачива на правосторонюю и приближается к А пытаясь нанести удар головой ему в грудь.

 

Замечание: Подойдите к противнику как можно ближе, но не опрокидывайте его.

 

 

Вторая связка

А: Два мартело, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Две банда, армада, негачива и кабесада.

 

А и Б начинают в синхронной джинга. Б замечает, что А собирается атаковать его с мартело.

 

А делает шаг вперед-наружу готовясь ударить мартело. Б предугадывает его движение и пытается опрокинуть его при помощи банда (подсечка из положения стоя, описываемая в главе, посвященной броскам). А выполняет мартело, но не попадает в цель. Нога Б находится за опорной ногой А готовая провести подсечку, однако Б воздерживается от завершения банда.

 

После мартело А ставит правую ногу на землю, а затем быстро переключается на мартело левой ногой. Б снова разгадывает его намерения и встречает удар с банда, готовый бросить А на землю.

 

Б подтягивает правую ногу и быстро разворачивает корпус для армада. А уже завершил левый мартело и готовится к защите.

 

Б бьет армада с левой ноги, но А уклоняется при помощи кокоринья.

 

Пропустив левую ногу Б над головой А сразу же встает и наносит удар бенсао.

 

Б уклоняется от бенсао уходя в негачива и пытается зацепить выпрямленной правой ногой опорную ногу А.

 

А возвращает правую ногу и готовится уйти в ау. Б собирается сделать холэй, чтобы выйти в позицию для тычка головой.

 

А выполняет ау, а Б атакует его с кабесада.

 

 

Третья связка

А: Кишада, кишада, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Кокоринья, кокоринья, армада, негачива, холэй и кабесада.

 

Синхронная джинга. А находится в положении из которого правая нога должна делать шаг назад.

 

Но, вместо этого он делает шаг вперед-вовнутрь.

 

А атакует с кишада правой ногой. Б уклоняется падая в кокоринья.

 

Пропустив ногу противника над головой Б встает уже внутри защиты А. В реальной игре он в этот момент обладал бы значительным преимуществом.

 

А повторно наносит удар кишада на этот раз левой ногой. Б опять с небольшим прыжком вперед принимает положение кокоринья возле опорной ноги А.

 

А заканчивает второй кишада в позиции, показанной на рисунке. Б поднимается из кокоринья готовый контратаковать с армада.

 

Быстро развернувшися Б наносит удар армада, который А встречает в кокоринья.

 

Поднявшись А готовится выполнить бенсао. Б уже закончил армада и быстро уходит в негачива.

 

А грозит неприятное падение в момент, когда он бьет бенсао.

 

С помощью левого ау А выходит из создавшегося положения. Б пытается ответить атакой кабесада.

 

 

Четвертая связка

А: Галопанте, негачива, холэй.

Б: Аррастао и ау.

 

Джинга. В этой последовательности мы встретим несколько новых техник: галопанте (удар открытой ладонью в область уха противника) и аррастао (которая будет рассмотрена далее в разделе бросков).

А с шагом вперед наносит удар галопанте правой рукой. Б, пододвинув правую ногу, опрокидывает А, толкая того плечом в поясницу и подхватив под колени.

А падает на землю, и Б возвращает правую ногу назад.

 

А принимает позицию негачива, но Б уже готовится избежать нападения с помощью ау.

А использует холэй пытаясь последовать за Б и ударить его головой.

 

 

Пятая связка

А: Джиро, джоельяда, ау.

Б: Арпао-де-кабеса, негачива и кабесада.

 

Оба игрока в джинга.

А разворачивается на пятках (джиро) угрожая нанести удар. Б уходя от предполагаемого армада начинает принимать положение кокоринья, но на полпути изменяет намерения переходя в атаку техникой арпао-де-кабеса (удар головой в живот используя инерцию движения всего корпуса). Обе руки Б защищают лицо на случай контратаки.

А наносит удар коленом (джоельяда) целясь Б в лицо. Не завершив кабесада Б уходит в негачива.

 

А готовится уйти в ау.

5). Б сопровождает его собираясь нанести удар головой.

 

 

Шестая связка

А: Меа луа де компассо и кокоринья.

Б: Кокоринья и меа луа де компассо.

 

 

Игроки перемещаются в джинга. А готовится выполнить меа луа де компассо.

 

А делает шаг левой ногой вовнутрь, чтобы ударить меа луа де компассо правой.

 

А бьет меа луа де компассо, Б защищается уходя в кокоринья.

 

А заканчивает удар. Б из кокоринья уже сделал шаг вперед правой, приготовившись контратаковать левым меа луа де компассо.

 

Б проводит контратаку, и А встречает ее в кокоринья.

 

 

Седьмая связка

А: Армада, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Кокоринья, армада и негачива.

 

На рисунке мы видим без вступления сразу развитие событий. Из джинга, А сделал шаг левой и собирается ударить армада правой ногой. Его партнер реагирует опускаясь в кокоринья.

Б встает одновременно выставив вперед правую ногу и начинает контратаку левым армада не дожидаясь завершения атаки А.

А, быстро закончив удар, уходит в кокоринья от армада противника.

 

А встает с бенсао, который Б парирует уходом в негачива, готовясь подсечь опорную ногу а вытянутой правой ногой.

А переходит в ау. Б преследует его намереваясь выполнить кабесада.

 

 

Восьмая связка

А: Бенсао и ау.

Б: Негачива, холэй, кабесада.

 

Из синхронной джинга А делает быстрый шаг вперед и собирается ударить бенсао. Б опускается в негачива.

 

А ноносит удар. Б, в негачива, готов подсечь опорную ногу А.

 

А избегает падения с помощью ау, а Б использует холэй, чтобы подобравшись к А опрокинуть его ударом кабесада.

 

Замечание: Всегда выполняйте восьмую связку в быстром темпе (Сао Бенто Гранде де Регионал).

 

Все упражнения делаются на одну, а затем на другую ногу.

 

 

Кинтура деспрезада

 

 

Кинтура деспрезада это последовательность из четырех акробатических упражнений, разработанная мастером Бимбой, в которой капоэйрист учится всегда приземляться на ноги. Как показывает название (кинтура деспрезада значит буквально «презренная поясница»), старый мастер считал, что техникам бедер «джого де кинтура» уделяется неоправданно мало внимания.

 

Следует подчеркнуть, что для предотвращения травм эти упражнения нужно отрабатывать только под руководством опытного учителя. Кроме того бросающий должен понимать, что его функция это помочь партнеру приземлиться правильно.

 

 

Броски и подсечки

 

 

В обучении начинающего капоэйриста, после того как он освоит основные движения и удары и начнет разрабатывать свой стиль игры, почти неизбежно наступает этап, когда несмотря на упорную работу не видно никакого прогресса, а иногда даже наступает некоторое ухудшение.

 

Это нормальная ситуация, в капоэйре прирост мастерства наступает скачкообразно. Вы можеть месяцами топтаться на месте без видимых результатов, и вдруг, совершенно неожиданно, переступаете на новый качественный уровень в вашей игре.

 

В этой главе вы познакомитесь с наиболее утонченной и изящной разновидностью техник капоэйры (что не мешает им быть эффективными и пожалуй наиболее опасными для партнера). Речь пойдет о бросках.

 

Полноценный капоэйрист одинаково хорошо себя чувствует стоя и возле земли, он умеет танцевать в силе Регионал и Ангола, может сочинять песни, играть на беримбау, пандейро, атабаку, знает историю, философию, традиции и ритуал капоэйры.

 

Талантливому капоэйристу под силу и нечто большее. Он является экспертом в воплощении принципа: чем сильнее агрессия, тем больнее ответ. И в этом ему помогает обширный арсенал бросков и опрокидываний - бесчисленные разновидности таких приемов, как растейра, банда, тезоура и энтрада.

 

Обычно я начинаю обучать броскам только учеников, имеющих за плечами не менее шести месяцев, а то и год занятий капоэйрой. В отличие от ударов и техник Секвенции, которые можно «поставить» в течение одного занятия, на освоение одного броска уходит одна-две недели. Борцовские техники требуют от учеников выработки нового, более глубокого понимания капоэйры, и не следует форсировать этот процесс.

 

 

Растейра

Наряду с меа луа де компассо эта подсечка - один из характерных элементов, по которым узнают капоэйру. Овладев растейрой, вы вплотную приблизитесь к пониманию сути капоэйры как искусства. Всякий, кто умеет выполнять этот прием, знает как мгновенно применить его против внезапной атаки, сможет преодолеть самого агрессивного и жесткого противника. Растейра символизирует победу знания и ловкости над грубой силой, это оружие слабого в борьбе с сильным, угнетонного - с угнетателем.

 

Подобно всем броскам, растейра выполняется на атакующем противнике. В этом кроется основная трудность В разгар игры атаки следуют одна за другой очень быстро и капоэйристу не остается времени на размышления или колебания. Интуитивно он уходит в растейра, одновременно, уклоняясь от удара и подсекая опорную ногу агрессора.

 

Испытываемое при этом падение не из приятных. После хорошо выполненной растейры атакующий падает на спину, а зачастую, при отсутствии наработанных до автоматизма навыков, тыльная часть головы ударяется об пол со всеми вытекающими отсюда последствиями[18].

 

Выполняя следующие упражнения, новичок научится выполнять растейру инстинктивно.

 

Упражнения:

 

Следуя рисункам отработать технику по десять раз на каждую сторону.

 

То же используя как отправной пункт джингу.

Оба партнеры перемещаются в джинге. Один атакует с бенсао, другой уклоняется и контратакует с растейра (десять раз на каждую ногу, по-очереди). Чтобы избежать травмирования голеней, в этом упражнении растейру не следует доводить до завершения, достаточно коснуться опорной ноги противника, имитируя подсечку. Под конец занятия можно пару раз попробовать провести прием более реалистично, чтобы убедиться, что он действительно работает.

 

 

Банда

(Банда де френте, растейра эм пе)

 

Эта техника уже встречалась нам во второй связке Секвенции Бимбы. Банда часто применяется против мартело и различных прямых ударов. Кроме того с помощью банда иногда удается опрокинуть потерявшего бдительность противника, подсекая ногу, на которую приходится основная часть его веса.

 

Поместив свою голень за опорную ногу партнера, игрок обычно скручивается в пояснице, чтобы накопить энергию, достаточную для проведения приема. Инода банда называют также растейра эм пе (растейра в положении стоя).

 

Упражнения:

 

Из джинги, по десять раз на каждую сторону, отработайте банда на неподвижном партнере. Подсечку обозначать, не доводя до завершения.

 

Повторите предыдущее задание на этот раз проводя прием полностью. На первых порах рекомендуется отрабатывать подсечку в щитках, но следует помнить, что правильная банда выполняется без удара - опорная нога мягко «выхватывается» из-под противника.

Оба игрока в джинга. Один бьет мартело, другой контратакует с банда по двадцать раз на каждую ногу. Подсечка выполняется только пару раз в конце каждой серии. На первых занятиях удар наносится с предупреждением, в дальнейшем - спонтанно.

 

 

Негачива деррубандо

Наша старая знакомая негачива, может служить не только для ухода в партер, но еще и для опрокидывания оппонента. В этом качестве она применяется в третьей, седьмой и восьмой связках Секвенции. Игрок, выполняя негачиву уходит с линии удара бесон, и заводит стопу за опорную ногу противника. Из этого положения он может энергично потянуть ногу на себя и подняться на ноги, опрокидывая атакующего на землю.

 

На иллюстрациях негачива деррубандо делается из джинги, причем рисунок 1 нужно рассматривать как стоп-кадр: в реальных условиях игрок проходит эту стадию в долю секунды и никогда не застывает с приподнятой ногой.

 

Упражнения:

 

Наилучшим способом наработки этого приема является выполнение связок Секвенции Бимбы.

 

Проводящий негачива деррубандо должен стараться поймать противника до того, как он вернет ногу на землю, а нападающему следует стараться доводить удары до завершения, как-бы забыв, что против него будет выполняться контратакующий прием.

 

 

Негачива с тезура

Опустившись в позицию негачива, капоэйрист использует инерцию движения вперед и захватывает в «ножницы» опорную ногу партнера. Резкое скручивающее движение бедрами посылает противника на землю (Рис. 3).

 

Упражнения:

 

Один из игроков стоит неподвижно в одной из стоек джинги. Другой, перемещаясь в джинге, выполняет вход- негачива и тезура по десять раз на каждую из ног противника.

 

Оба партнера в джинге. Атакующий с шагом вперед наносит удар бенсао, а защищающийся уклоняется и ловит опорную ногу приемом негачива тезура (по десять раз на каждую сторону).

 

 

Аррастао

Эта техника использовалась в четвертой связке Бимбы. Рассматривая иллюстрации, особое внимание обратите на толчок плечом, выполняемый синхронно с подрывом на себя колен противника. Прием часто применяется против удара кулаком или палкой. В игре он действенен, если сопряжен с элементом неожиданности. Иногда защищаясь, бросаемый обхватывает туловище игрока сзади. В этом случае следует резкое выпрямление корпуса и противник перекидывается через голову на пол.

 

Упражнения:

 

Десять раз на каждую стороны отработайте прием из стационарной позиции на неподвижном партнере.

Аррастао из джинги на неподвижном партнере. Количество повторений - то же.

 

 

Бока де кальса

Несмотря на кажущуюся наивность, эта атака часто заканчивается успехом, если проводится быстро и неожиданно. Это излюбленный способ начала драки среди маландро.

 

В игровой ситуации бока де кальса обычно делается из кокориньи только на одну, опорную ногу противника, выполняющего оборотный удар (например армада).

 

Название приема переводится как обшлаг брюк и, как из этого следует, для броска противника захватывают за брюки ниже колен.

 

Упражнение:

 

Из позиции стоя (естественное расслабленое положение) внезапно схватить также неподвижного партнера за обшлаги брюк.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: