По теме 1 : «Права и обязанности работников и работодателей»

Методические указания

к изучению УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Право»

(в форме дистанционного обучения)

 

 

Каменск-Уральский

2020

 

 

Методические указания к изучению учебной дисциплины «Право» (в форме дистанционного обучения) разработаны в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Право» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

 

Организация разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральский агропромышленный техникум»

 

Разработчик:

Довгаль Светлана Борисовна, преподаватель, первая квалификационная категория

 

 

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам на базе основного общего образования с получением среднего общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда.

Методические указания подготовлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Право» для специальности 46.01.01 «Секретарь» и призваны помочь студентам при самостоятельном изучении вопросов курса.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.

Одной из важных задач в подготовке специалистов является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Основной формой самообразования является самостоятельная работа студента (СРС).

СРС может быть истолкована в двух смыслах:

Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспектирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.

Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле самостоятельная работа студента является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.

Самостоятельная работа студента предусматривает:

- подготовка сообщений, эссе, портфолио;

- составление проектов, положений, алгоритмов, предложений, характеристик;

- составление таблиц, схем;

- подготовка к практическим (семинарским) занятиям, экзамену;

-изучение нормативных актов, литературных и других источников по определенной теме с последую­щим конспектированием и устной беседой с преподавателем.

За каждое правильно выполненное задание студент получает 1 балл.

Для изучения каждой темы обучающимся предлагается познакомиться с материалом и выполнить ряд заданий. Работа выполняется в отдельном документе в текстовом редакторе Microsoft Word. Документы со своими ответами на вопросы и выполненными заданиями по каждой теме необходимо высылать преподавателю на адрес электронной почты: svetoch7525@yandex.ru не позднее следующего по расписанию урока.

В теме письма необходимо указывать название дисциплины «Право». Сам файл должен носить название с указанием группы, фамилии обучающегося и номером темы.

Например: С357_Сидоров_тема 1

Самостоятельная работа

по теме 1: «Права и обязанности работников и работодателей»

Цель: 1. Конкретизировать знания по изучаемой теме.

       2. Научить самостоятельной работе с источниками права и специальной литературой.

       3. Проанализировать участие работников в управлении организацией.

Задание: сформировать предложения по совершенствованию правовой деятельности организаций, касающейся участия работников в управлении организацией.

Согласно ст. 52 ТК РФ право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

 Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

- участие в разработке и принятии коллективных договоров;

- иные формы, предусмотренные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации (ст. 53 ТК РФ).

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам:

- реорганизации или ликвидации организации;

- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

 - профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

 - по другим вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором.

Кроме того, представители работников вправе вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху. Одна из основных причин этого — отчужденность работников от участия в управлении производством. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. К сожалению, изменения в политической системе страны никак не сказалось на предприятиях – принятие решений замкнуто на генерального директора, который наделен практически диктаторской властью. Подобная система управления предприятиями, конечно, позволяет решать текущие задачи, но, одновременно, лишает их перспективы, так как не позволяет в полной мере задействовать в процессе производства работников, раскрыть их потенциал.

Новое российское законодательство, которое начало активно формироваться в 1990 году, также как и позднее союзное законодательство не только не ставило своей целью расширение правомочий трудового коллектива в сфере управления предприятием, но и существенно сужало эти полномочия.

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года к ведению трудового коллектива предприятия отнес только вопросы о коллективном договоре, самоуправлении трудового коллектива, о предоставлении работникам предприятия социальных льгот из фондов трудового коллектива и некоторые другие. Полномочия трудовых коллективов были расширены только для государственных и муниципальных предприятий, а также для предприятий, в имуществе которых вклад государства или местного Совета составлял более 50%. К их ведению дополнительно относилось: рассмотрение и утверждение совместно с учредителем изменений и дополнений в устав предприятия; определение совместно с учредителем условий контракта при найме руководителя; принятие решений о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия; принятие решения о создании на основе трудового коллектива товарищества для перехода на аренду и выкупа предприятия.

Процесс массовой приватизации, запущенный принятием 3 июля 1991 года Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», наделил трудовые коллективы значительными, но, увы, краткосрочными полномочиями. Им стала принадлежать, наравне с органами управления государственным и муниципальным имуществом, инициатива в проведении приватизации своих предприятий.

По мере того как, в силу различных причин (отсутствие или мизерный размер дивидендов, задержки заработной платы, социальная апатия и др.), снижались доли рядовых работников в акционерном капитале, сокращались и возможности их участия в управлении предприятиями. Большая часть работников рассталась с акциями, а оставшиеся редко принимают участие даже в общих собраниях акционеров. Таким образом, работники вновь оказались фактически «отодвинутыми» от принятия управленческих решений.

Как же можно преодолеть сложившееся отчуждение работников от управления предприятием? Какие формы производственной демократии являются наиболее перспективными для современной России?

Для того, чтобы эти права могли быть реализованы в объемах, обеспечивающих действительную демократизацию внутрипроизводственного управления и, соответственно, повышение эффективности производства, в отечественную модель корпоративного управления должен быть внесен ряд законодательно закрепленных изменений.

Используя сеть Интернет, проанализируйте различные мнения и сформулируйте собственные предложения (минимум 3 предложения) по данной проблеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: