Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2, и пути их преодоления

Случаи создания сочинения без привлечения литературного материала крайне редки.

Ниже приведен пример сочинения без привлечения литературного материала.

 

Всякая ли мечта достойна человека?

Мечта, что это такое? Рассмотрим поподробнее. Каждый человек в течение своей жизни о чем-нибудь мечтал. Кто-то из известных людей сказал: «Все, что существует в этом мире, когда-то было обычными мечтами». Каждый житель планеты рисует в своем воображении желаемую мечту. Человеческая мечта – это не богатство реальности, а необходимость, что-бы каждый понял свое преднозночение в этом мире. Самая большая глупость – это тогда, когда человек отказывается от своей мечты, из-за того что ему слишком сложно. Мечту нельзя просто так воплотить в реальность, к ней надо стремиться, добиваться того, о чем мечтаешь.

Бывают сложные моменты в жизни, когда не отчаяться поможет твоя мечта, мечта может быть достойной человека, а может и нет, у всех разные взгляды на этот вопрос. Приведу свой жизненный пример. Я активно занимаюсь спортом, выступаю на различных турнирах, у меня не всегда получается побеждать, у меня бывают и взлеты и падения, но каждый раз когда я падал, я мысленно говорил себе., если я сейчас не встану, то чего стоит моя мечта? И я вставал, мне помогала моя мечта стать чемпионом, и я упорно к ней иду. Конечно, у всех не получается все с первого раза, но это не повод останавливаться на достигнутом. Надо достигать своей мечты, с помощью родных и близких, друзей и подруг, поддержки того, о чем мечта.

У меня как и всех людей проживающих на нашей планете, есть свое субъективное мнение и об этой теме. Мир не такой уж и приветливый, это жестокое место которое не терпит слабости, оно опрокинет с такой силой, что больше не встанешь, главное не то, какой у тебя удар, а кокой держишь удар, поставил себе мечту, или к ней! Люди у которых не получается будут утверждать что и у тебя не получится, не нужно никого слушать. Мое мнение если у человека была мечта и он сдался опустил руки, это не значит что он слабый и беспомощный, этому человеку всего лишь надо помочь чтобы он не сдавался и шел к своей мечте. Я очень уважаю тех людей, которые не смеются над слабыми, а наоборот им помогают. Надо всем помогать – делать добро, помогать осуществлять чужие мечты. Быть добру!

По моему мнению человека достойна любая мечта, если она идет в правильном направлении. Я не признаю тех людей которые разрушают чужие мечты, я могу приводить много таких примеров. Один из них сами экзамены, ведь учителя проводят только свою дисциплину, а учащиеся изучают очень много предметов, но есть люди которые слабы в области математики, в области истории, но есть мечта например стать спасателем, и у них это получается, но на экзамене они провалились, это и есть разрушить чужую мечту, это сугубо мое мнение. Если есть мечта надо к ней идти, у мечты есть такая привычка сбываться, но надо приложить максимум усилий и все о чем вы мечтали сбудется.

В заключении своего сочинения я бы хотел обратиться к проверяющим, ведь каждый раз когда вы ставите незачет вы разрушаете чью-то мечту. Я тоже очень сильно переживал, когда сдавал экзамены, но я шел к своей мечте и благодаря упорству и труду сдал все экзамены. Итог: всякая мечта достойна человека, если человек достоин этой мечты. Спасибо, я старался! (506 слов)

Комментарий эксперта

Сочинение, во-первых, написано без привлечения литературного материала (К2 – «незачет»), но его объем значительно превышает рекомендованный, так как в высказывании много общих фраз, словесных повторов одних и тех же мыслей. Во-вторых, выпускник неточно понял тему, так как не делит мечты на достойные и недостойные человека по их нравственному смыслу и возможным результатам, а делает главный акцент на необходимости настойчиво идти к своей мечте, не сдаваться перед трудностями, что является отступлением от темы и требует «незачета» и по критерию №1. Однако в целом рассуждения самостоятельны и отличаются искренностью и непосредственностью, хотя финал сочинения явно нарушает законы жанра.

 

Работы, выполненные без привлечения литературного материала, достаточно редки, однако в ходе анализа был выявлен ряд работ, в которых не было отсылки к литературным источникам (при этом работы были оценены положительно). Приведем примеры таких сочинений.

 

Чем различаются дружба и приятельство?

 Дружба, она настоящая, крепкая и надежная. Когда у тебя есть друг, ты всегда можешь положиться на него. Без дружбы жизнь невозможна.

Человек понимает цену дружбы, лишь тогда, когда его предали, или он сам кого-то предал. Если тебя кто-то предал, нельзя назвать его другом. Если ты предал кого-то, сделай так, чтобы больше не предавать никого. Говорят если человек предал один раз, то он предаст еще раз. Я с этим не соглашусь. Каждый человек воспринимает предательство посвоему. Есть люди, которые после предательства воспринимают все близко к сердцу. Они переживают, волнуются и совесть мучает, всю оставшуюся их жизнь. Приведу пример из своей жизни. Я предал своих друзей. Я променял их на деньги. Я знаю, что так делать нельзя, но почему-то я это сделал. Я потерял их раз и навсегда. Вот прошло уже много времени, я все думаю, зачем? почему? я это сделал? До сих пор, меня мучает совесть. Не могу об этом забыть и не забуду. Потому что предательство не забывается. А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог. После чего он меня предал. Эта рана останется, в моей душе, на всю мою жизнь. А ему все равно. Он не жалеет о том, что сделал. Люди понимают, что такое предательство, лишь когда их предадут самих, как когда-то они предали нас.

       Настоящий друг, тот кто без лишних слов и отговорок приедет, поможет, поддержит тебя. Настоящих друзей много не бывает. У меня в жизни, есть всего два человека, которых я называю настоящими друзьями. Когда мне нужна помощь, они всегда со мной рядом, так же как и я с ними, когда нужна моя помощь, не смотря на свои дела и обстоятельства.

       Я считаю, приятель это тот человек, скем ты учишься, работаешь, ведешь какие-то переговоры или дела. Приятель это просто знакомый. Когда ты помогаешь ему, у него нет ответа. Он думает только о себе. Дружба с приятелем возможна и она есть. Но она не такая настоящая верная, и надежная. На приятеля не всегда можно положиться. Приятель может тебя предать, променять.

       В заключений хочется сказать, что дружба и приятельство, я считаю совсем разные вещи. Приятель это тот человек, который сегодня есть, а завтра его нет. Дружба она есть, была и будет всегда. Дружбу не купишь и не продашь.

Комментарий эксперта

Работа при первичной проверке получила «зачет», однако тема раскрыта исключительно на основе личного жизненного опыта. Таким образом, не выполнено важное требование к формату сочинения, что не дает оснований положительно оценить работу.

Познается ли друг в радости?

А кто такой друг? По моему мнению, друг – это тот, кто должен тебя поддерживать, каким бы сложным человеком ты не был. Друзья всегда могут быть в беде, но всегда ли они бывают в радости. Познается ли друг в радости, но конечно же да. Давайте подумаем, вот когда нам плохо или хорошо мы обращаемся к кому? Конечно же к друзьям. Человек по своей натуре очень эгоистичное существо, если у кого-то что-то получается, а у тебя нет, то ты будешь обсуждать этого человека с большим негативом. Хотя на самом деле он ничего плохого не сделал, он просто трудился, пытался реализовать свои мечты в реальность, а просто сидел на диване. Есть люди, которые в действительности будут рады за твои успехи, но в основном каждый пытается наладить собственную жизнь, у некоторых это получается быстро, а кого-то может все остаться на том уровне, на котором и было. Но если есть друг, который может искренне за вас порадоваться, порадоваться вашим успехам, то за него нужно держаться и не отпускать от себя ни на шаг. Тема дружбы проходит через все творчество А.С. Пушкина. У него было много друзей, когда он учился в лицее. Это Пущин, Дельвиг и другие. Когда Пушкин был в ссылке в Михайловском, когда ему было очень тоскливо, печально, он вспоминал своих друзей. Однажды он услышал звук колокольчика, это приехал его навестить Иван Пущин, он не побоялся навестить ссыльного поэта. Пушкин и его няня были рады приезду этого человека. Они остались друзьями на всю жизнь. Поддерживали друг друга всегда. Друг – тот, кто должен поддерживать, кого не поражает чувство зависть. Который не спрашивает, почему он? почему не я? Он должен быть в беде и самое главное в радости. Радость – чувство более глубокое, и ему положено уделять больше времени. Настоящий друг тот, кто близок тебе и в горе и в радости.

Комментарий эксперта

Автор данной работы получил «зачет». В отличие от предыдущего сочинения в приведенном тексте есть обращение к имени писателя. Вместе с тем в работе приводятся лишь широко известные обобщенные сведения о поэте. Нет ссылки на мемуары И.И. Пущина, ни одно произведение А.С. Пушкина не названо (в данном случае уместно было бы привести пушкинское стихотворение, посвященное И.И. Пущину, «Мой первый друг, мой друг бесценный!»). Вступление носит отвлеченный характер и никак не связано с последующим рассуждением о Пушкине. Данная работа так же, как и предыдущая, не опирается на литературный материал.

 

Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

В жизни возможно следовать только чувствам, но это будет тяжело для человека. Те люди, кто в жизни поступают по уму, могут играть человеческими чувствами. А это значит, что в жизни без ума и жить только чувствами возможно, но это тяжело. Так как если действовать только чувствами, то ты чаще всего не думаешь о последтствиях. Если мы возьмем исторический фактор который случился с Александром Сергеевичем Пушкиным, то его застрелили на дуэли, так как он был очень ревнивый и из-за своих чувств и любви к своей жене, он вызвался на дуэль, так как он увидел, что около его жены ходил парень, который пытался привлечь ее внимание к себе. Пушкин не обдумав последствия и последуя только чувствам, вышел на поле боя, где свершилась дуэль. Многие люди и нашего времени совершают множества не обдуманных поступков. Я и сам чаще всего действую только чувством. Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла со мной полтора года назад. У моей девушки появился друг, с которыми она начала хорошо вести общение. Я все чаще и чаще начинал замечать, что он пытается намного ближе контакт, это заметила и она, но она мена попросила, что бы я не совершал какое либо действия в плане драки. Я ей пообещал, что не чего не буду делать, пуст она сама решит, как ей будет проще. После чего, я не сдержал свои обещания и подрался с тем парнем, я сделал необдуманный поступок, тем самым повелся на чувства.

Из этого у меня вывод, что жизнь, если следовать только одним чувствам, то нужно не забывать о том, что ты делаешь и каковы могут быть последствия.(260 слов)

Комментарий эксперта

Общий объем работы весьма скромен. При этом в ней нет ссылок на литературные произведения. Рассуждение о трагической судьбе А.С. Пушкина примитивно и не может рассматриваться в качестве литературного аргумента. В данной работе наблюдается та же подмена литературной составляющей общими отсылками к литературным именам.

 

Неудачные стратегии обращения к литературному произведению, как правило связаны с двумя факторами: 1) выпускник не знает текста произведения и поэтому ограничивается несколькими скупыми фразами о нем (негативное следствие – вынужденное «нанизывание» аргументов); 2) текст занимает доминирующую позицию: начав с аспектного пересказа, автор сочинения сбивается на подробный пересказ всего эпизода или характеристику образа (негативное следствие – утрачивается связь с тезисом, аргумент разрушается).

 

К сожалению, нельзя констатировать разнообразие подходов выпускников к отбору литературных примеров. В большинстве сочинений рассуждение строится с привлечением одних и тех же произведений.

Весьма ограничено количество произведений, привлекаемых для аргументации: возник узкий набор классических текстов, к которым выпускники обращаются систематически, используя их в работах на разные темы по разным направлениям (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Гончаров «Обломов», А.Н. Островский «Гроза», А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; М.Горький «Старуха Изергиль»; М. А. Шолохов «Судьба человека»;  А. П. Платонов «Юшка», А.И. Солженицын «Матренин двор», В.Г. Распутин «Уроки французского» и некоторые другие). Однако и к ним экзаменуемые подходят зачастую исключительно утилитарно.

 

Следует отметить, что выпускники редко используют произведения, не входящие в образовательную программу.

Выпускники не апеллируют к современной русской литературе, исключение составляют произведения таких авторов второй половины XX века, как Б.Л. Васильев, В.П. Астафьев, В.А. Закруткин, но обращения к их произведениям носят единичный характер. В отличие от прошлого года заметно сократилось число примеров из русской литературы XX века. Участники практически перестали использовать для аргументации зарубежную классическую литературу, а также зарубежную беллетристику.

В сочинениях 2018/19 учебного года можно было встретить следующие единичные примеры из произведений отечественной литературы: Алексин А.Г. «Раздел имущества», «Больные и здоровые», «Подумаешь, птица!»; Андреев Л.Н. «Предстояла кража»; Астафьев В.П. «Веселый солдат, «Гуси в полынье»; Бахревский В.А. «Пятерка по нелюбимому предмету»; Бондарев Ю.В. «Отчаяние»; Булгаков М.А. «Записки юного врача»; Бунин И.А. «Красавица», «Месть» и др.; Быков В.В. «Обелиск», «Крутой берег реки»; Габова Е.В. «Не пускайте Рыжую на озеро»; Гейман Н. «Никогде»; Глуховский Д.А. «Метро 2033»; Грин А.С. «Алые паруса»; Дегтев В.И. «Разумные существа»; Екимов Б.П. «Говори, мама, говори», «Пара осенней обуви» и др.; Захар Прилепин «Санькя»; И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»; Крюкова Т.Ш. «Костя+Ника»; Кудрявцева Т.В. «Детский дом. Лека»; Куприн А.И. «Поединок», Крупин В.Н. «Молитва матери»; Нилин П.Ф. «Жестокость»; Носов Е.И. «Кукла»; Приставкин А.И. «Ночевала тучка золотая» и др.

Также в единичных случаях привлекались произведения зарубежной литературы: Бойн Дж. «Мальчик в полосатой пижаме»; Брэдбери Р.«Вельд», «Все лето в один день», «Вино из одуванчиков» и др.; Голдинг У. «Повелитель мух»; Гюго В. «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери»; Генри О. «Последний лист» и др. Золя Э. «Творчество»; Кенилли Т. «Ковчег Шиндлера» (или по названию фильма «Список Шиндлера»); Мериме П. «Маттео Фальконе»; Олдридж Дж. «Последний дюйм»; Ремарк Э.М. «Три товарища»; Уайльд О. «Портрет Дориана Грея» и др.). Обращает на себя внимание следующий факт: многие привлекаемые произведения зарубежной литературы имеют кинематографическую версию, поэтому трудно судить, была ли осуществлена опора на книжный источник.

Обращает на себя внимание парность литературных примеров, что косвенно свидетельствует об опоре на заготовку на основе внешнего источника. Приведем примеры таких растиражированных пар литературных примеров

- А.И. Солженицын «Матренин двор» и А.П.. Платонов «Юшка»;

- А.И. Солженицын «Матренин двор» и А.И. Куприн «Чудесный доктор»;

- А.И. Солженицын «Матренин двор» и В.Г. Распутин «Уроки французского»;

- А.А. Платонов «Юшка» и В.Г. Распутин «Уроки французского»;

- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» и Л.Н. Толстой «Война и мир»;

- А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и М. Горький «Старуха Изергиль»;

- А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и Н.С. Лесков «Дурачок»;

- М.А. Шолохов «Судьба человека» и А.И. Куприн «Чудесный доктор»;

- В.К. Железников «Чучело» и В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

 

Обучающиеся редко используют примеры из лирических и лиро-эпических произведений, практически не используют философские произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества.

Литературное произведение привлекается формально.

Нередко в сочинении книга только названа, выпускник знает ее содержание поверхностно, заполняя свое сочинение общими словами и фразами. Аргументы и литературные примеры подобраны заранее к выбранным направлениям. Выпускники с низким уровнем обученности не могут изменить заготовку, поэтому сочинение пишется по направлению, но не соотносится с поставленным вопросом, иногда противоречит ему.

Неизбежен ли конфликт между поколениями?

Столкнувшись с этим вопросом и разобрав его, я пришел к мнению, что конфликт между поколениями неизбежен. Ведь у каждого поколения свои мысли и своя точка зрения. Как пример или же подтверждение к словам, можно привести произведение «Тарас Бульба». В выбранном мною произведении наглядно виден конфликт межу совсем молодым, особо не пожившим в этом мире поколением и поколением которое уже прошло многое, видело то, что еще предстоит увидеть и прожить молодому поколению.

Тарас в роли пожившего и пройдящего через многое и его сын который хотел и мечтал жить легкой, беззаботной и свободной жизнью. Так вот, конфликт в данном случае неизбежен лишь потому, что люди из разных поколений и прошедших разную жизнь, имеют различные взгляды и представления на то, что их окружает. Так же можно отметить, что пожелые люди прожившие одно время и современная молодежь, по большей части не будут понимать и воспринимать те ценности и морали, которые были тогда и которые есть и пришли сейчас.

Человек как отстаивал свое мнение, так он и будет продолжать это делать. Ведь люди которые сталкиваются в современности с проблемами которые им не под силу решить, но при этом в раннем времени у них небыло даже мысли о таком, начинают задумываться и утверждать, что раньше было лучше, чем сейчас. Однако те, кто не знает этой прошлой жизни, начинают протестовать. Тем самым между поколениями начинается конфликт. Он неизбежен, ведь как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Исходя из всех ранее изложенных мыслей, можно с уверенностью сказать, что из-за того, что каждое поколение будет отстаивать свои позиции, конфликт между ними будет неизбежен. (255 слов)

Комментарий эксперта

По отношению к теме сочинения подбор произведения неудачен, так как в нем конфликт происходит не между поколениями, а между идейными противниками. Ведь у Тараса нет конфликта с его старшим сыном, так как Тарас и Остап ставят свободу Отечества и узы товарищества выше всех остальных ценностей. А конфликт Тараса и Андрия происходит не из-за разницы взглядов у представителей разных поколений, а из-за того, что для Андрия любовь к прекрасной полячке оказалась самой главной ценностью, и он, не задумываясь, уходит в лагерь врагов, за что и оказывается убитым собственным отцом. Но выпускник не знает текста повести и приводит для аргументации единственное произведение формально и необоснованно, что ведет к «незачету» по К2. Показательно и то, что экспертами поставлен только «незачет» по К5, по остальным критериям – «зачет», что демонстрирует пример неправильной оценки работы.

Распространено искусственное увеличение объема сочинения за счет пересказа сюжета произведений (такой путь набрать нужный объемзначительно легче, чем формулирование собственных тезисов и обеспечение их доказательствами).

Следует отметить, что привлечение двух и более литературных примеров часто коррелирует с примитивным уровнем обращения к тексту для аргументации – в лучшем случае на уровне общего пересказа или пересказа эпизода (часто с сомнительными трактовками), в худшем – ссылки на литературный материал. Обратимся к подобной работе:

Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

Мне кажется, большинство детей, размышляя о своем будущем, так или иначе в пример берут жизнь своих родителей. Так же и в стресовых ситуациях многие думают: «А как бы сейчас поступила моя мама? Или папа?» Безусловно, дети часто прислушиваются к советам родителей вне зависимости оттого, насколько хорошие у них отношения между собой. Но гораздо более важную роль для детей все же играет пример родителей. По моему мнению, советы не будут влиять на ребенка, если родители сами не следуют им. Например, советы быть добрым и вежливым с окружающими людьми вряд ли повлияют на ребенка, если он увидит, как отец грубит своим коллегам.

Приведу в пример роман – эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Все дети семьи Ростовых росли в любви, поддержке и заботе. Граф Ростов безумно любил графиню. Оба родителя считали семейную идиллию самым важным в жизни. В итоге подросшие Николай и Наташа создали семьи, опираясь на пример своих родителей. В семье Ростовых были случаи, когда дети не слушали советы родителей. Например, Николай очень долго и упорно наперекор родителям любил Сонечку и даже хотел на ней жениться.

Еще одним примером может послужить пьеса Фонвизина «Недоросль». Один из главных героев, Митрофанушка, ни в какую не хотел учиться. Мама Митрофанушки всячески пытается убедить сына в необходимости получения образования. Она очень хочет, чтобы ее сын вырос умной и разносторонней личностью. Однако сами родители Митрофанушки очень ленивые и ограниченные. Подавая плохой пример сыну, все их советы становились бессмысленными. Смотря на своих родителей, Митрофанушка ничего не хотел учить и мечтал всю свою жизнь прожить за счет отца и матери.

Обратимся к серии книг Джоан Роуллинг о Гарри Потере. Один из главных героев, Гарри Поттер еще ребенком потерял родителей. Попав в школу чародейства и волшебства Хогвартс, Гарри встретил большое количество людей, которые знали его родителей, которые были для него примером двух светлых и любящих друг друга людей, которые никогда никому не желали зла.

Подводя итоги, хочу сказать, что родителям стоит обращать внимание на то, какой пример они подают детям. Ведь плохой пример автоматически «обнуляет» все советы. А нам, детям, нужно внимательнее прислушиваться к своим родителям, ведь они желают нам только лучшего.

 

Приведем еще один пример сочинения, в котором участник, чтобы увеличить объем работы и довести его до необходимого количества слов, обращается к четырем произведениям, но взятые из них для аргументов примеры заметно более поверхностны, чем из первых двух произведений, и не всегда обоснованы и удачны.

Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

Потому что великодушие требует самоотречения, самопожертвования и без внутренней силы человек не сможет самоотречься от чего-либо. А вот великодушие – это бескорыстная помощь, уступка или поддержка в чем-либо.

К примеру великодушия хочу привести произведение В.Г.Распутина «Уроки французского». В данном произведении великодушие проявляет учительница французского по отношению к Володе. Она понила, что у мальчика нет денег и приглашала к себе на вечерние занятия по французскому и старалась накормить его. Также она играла с ним на деньги и специально проигрывала, что бы он взял деньги, так как он просто так брать деньги на отрез отказывался. На выигранные деньги Володя покупал булочку и стакан молока.

Примером еще одной великодушной женщины является Татьяна Ларина из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Когда-то в юности Татьяна полюбила приезжего дворянина, но он не принял всерьез ее чувств. Она сохранила эти чувства у себя в сердце и ради благополучия семьи вышла замуж за другого. Генерала она не любила, но уважала его. И когда через много лет Евгений вернулся в город и увидел Татьяну, он полюбил ее всем сердцем. Она отвергла свое счастье ради своего супруга, ведь великодушие – это и есть самоотречение.

Так же не могу не упомянуть произведение Максима Горького «На дне». Великодушным является Лука, который, не смотря на каторгу и побег за спиной он пытается поддержать каждого обитателя ночлежки. Но после того, как он понял, что в отравленой среде никто к нему не прислушивается и не обращает внимания на его советы, он незаметно уходит. Этим примером я хочу сказать, что невозможно помочь человеку если он сам этого не хочет.

Так же в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочь» великодушие присуще Пугачеву. Он несмотря на свою разбойную жизнь спасает от гибели Петра Гринева, который в свою очередь некогда спас жизнь бунтарю. Также он отпускает из крепости Марию Миронову. Он мог того не делать, но он решил поступить благородно. Этим я хочу сказать, что любому человеку присуще великодушие, как разбойнику, так и мирному жителю.

И в конце хочу сказать, что быть великодушным очень сложно. Ведь надо уметь прощать, прощать даже кровных врагов. Хоть месть и легче, она не преведет вас ни к чему хорошему. После того, как вы отомстите, вы не почувствуете того душевного облегчения. А если пойти с другой стороны, кто мы такие, чтобы не прощать, если все наши грехи нам прощает Всевышний.

 (371 слово)

Комментарий эксперта

В итоговом сочинении объемом в 371 слово для аргументации привлечено четыре произведения вместо рекомендованного одного. Объем примерно равных текстовых абзацев, посвященных каждому произведению, распределился так: 74 слова – 80 слов – 69 слов – 61 слово. Аргументы и примеры из всех произведений, а особенно из третьего и четвертого, являются примитивными и поверхностными, тогда как глубокий анализ одного из привлеченных произведений явно добавил бы работе глубины и обстоятельности. Кроме того, в сочинении допущены фактические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки, но его композиция и логика рассуждения не нарушены.

 

Нередки случаи проявления читательской некомпетентности.

Типичным проявлением читательской некомпетентности выпускников является незнание содержания знаковых произведений отечественной классики и крайнее равнодушие к факту своей читательской несостоятельности. В результате в сочинениях встречаются разнообразные фактологические нарушения – от банальных фактических ошибок до искажения авторской позиции и псевдолитературного мифотворчества, например:

- В рассказе «Капитанская дочка»…

- Также в произведении Солженицына «Матренин двор» главная героиня находит в себе силы не таить зла на своих обидчиков, даже продолжает помогать им бескорыстно, не беря ни платы, ни даже доброго слова. Она идет на эту покорность, все осознавая, просто для того, чтобы помогать другим в меру своих возможностей. Это показывает ее с хорошей стороны, она великодушна и благородна.

- Он отправляет Петра учиться в Оренбург, потому что считает, что в Петербурге нельзя стать настоящим солдатом. («Капитанская дочка»)

- Старший Болконский относился к своим детям с особой жестокостью. Избивая детей, никогда не прислушивался к ним, хоть и дочь всегда помогала ему, ухаживала за ним.

- Главной героиней пьесы «Гроза» является Кабаниха.

- Гринев проигрывает сто рублей Швабрину.

- В конце концов пришли к примирению. Павел Петрович стал врачом, а Евгений понял, что чувства это не порок, а то без чего человек не сможет жить.

- В рассказе Куприна «Старуха Изергиль».

- Пьеса Чехова «Крыжовник»

- Девушка, которой Онегин отказал и растоптал столь юные чувства.

- В разговоре Базарова и Петра Кирсанова.

- Драма И.А. Гончарова «Гроза».

- Роман Гончарова «Обманов».

- Великодушный человек высоко ценит себя и как должное принимает преклонение перед ним других людей. Это видно, например, в поведении Наполеона перед Бородинским сражением.

- Пугачев и Швабрин предали свой народ.

-  Раскольников убил старуху, чтобы раздать её деньги бедным.

-  Катерина утопилась, протестуя против мужа и Кабанихи.

- Хочу привести в пример Николая Петровича Кирсанова и его отца Павла.

- В произведении Грибоедова «Горе от ума» рассказывается о том, как старшее поколение игнорирует представителей молодежи и не хочет считаться с их интересами и взглядами.

- Еще один пример великодушного человека можно увидеть в произведении Шолохова «Судьба человека». В нем рассказывается об Андрее Соколове. У него была семья, затем началась война, и Андрей пошел на фронт. Там он попал в плен и только воспоминания о семье помогли ему выжить. Соколову дали отпуск в родной город. Когда он доехал до дома, увидел, что от него осталась только воронка. Сын Андрея Соколова погиб позже, в самом конце войны. После войны он работал шофером. У столовой он однажды увидел мальчика, который там подъедал. У него тоже все погибли. Тут Андрею пришла в голову мысль взять Ваню на воспитание. Он назвался его отцом и стал растить его. Много пережив на войне, Андрей Соколов не ожесточился. Его добрый поступок доказывает, что он является великодушным человеком. (События жизни героя, о которых говорится в кратком пересказе, приведенном выпускником вместо анализа текста, не могут рассматриваться как пример проявления великодушия.)

- На следующий день Ассоль увидела белый корабль с алыми парусами. Все жители начали завидовать Ассоль. Именно ТАК мечта возвысила Ассоль над жителями Каперны.

- Швабрин мечтал о высоком – он хотел жениться на Марии Мироновой, дочке капитана Миронова, которая была влюблена в Петра Гринева.

- Семья Ростовых переезжает жить в деревню к дядюшке, где Николай часто ездит на охоту.

- Раскольников платит деньги старухе-процентщице за аренду комнаты. Он думает после содеянного: кто он теперь – тварь дрожащая или право имеющая? (То есть все равно «тварь», но разная.)

- Герман специально приехал к старой графине выведать тайну трех карт, а потом убить ее, чтобы никто больше об том не узнал.

- В конце романа Гончаров дает читателю понять, что не все потеряно, что будущее может быть счастливо. Эта надежда заключена в маленьком Андрее Обломове, который изменит этот мир в лучшую сторону или, если быть более пессимистичным, окончательно отправит человечество на дно.

 

Наиболее частотны следующие фактические ошибки, свидетельствующие о незнании текста произведений:

- в именах, фамилиях и инициалах писателей (произведение М.Ю. Лермонта «Старуха Изергиль»; М. В. Гоголь; Платонов Александр; Федор Васильевич Достоевский);

- в именах героев (Аркадий Кирсанов – это сын Петра Алексеевича; Чимша Гималский; Тебалд, Меркуций; Онегин убил своего друга Алексея; Лукка из «На дне»);

- в названиях произведений и их авторстве (произведение А.С. Пушкина «Обломов», произведение А.П. Чехова «Рассказ Ионыча», произведения Б. Екимова «Матерь человеческая» и «Юшка»; произведение Пушкина «Капитанская дочь»);

- в указании жанра произведения и использовании теоретико-литературных и историко-литературных понятий (в рассказе «Преступление и наказание», в рассказе «Евгений Онегин»; «в монологе [нужно: в эпилоге] мы можем увидеть, что Раскольников читает Библию», «пример из русского произведения «Ромео и Джульетта»; Островский в своих стихотворениях пишет, что Катерина – это царство «светлого мира»);

- в указании места действия («Юшка каждый год уходил в Питер», «Андрей Болконский понял, что все, к чему он стремился, оказалась иллюзией. Жизнь на лысой сопке [нужно: в Лысых Горах] больше не казалась ему скучной»);

- в сюжетной основе произведения («Раскольников смог понять всю ошибочность своей теории и пойти на исповедь»; «Маша Миронова сидела в заточении, вынуждена была выйти замуж»; «Николай Иванович Чимша-Гималайский женился на девушке и мучил ее голодом»; «Ассоль приснился сон, в котором волшебник сказал, что за ней приплывет принц»; «Конфликт Петра Гринева с отцом начинается после окончания учебы в универе»; «Молодой инженер Германн является заядлым игроком в азартные игры»; «Юшка все свои заработанные деньги отдавал детдому»; «Марфа Кабанова думает, что Катерина не заслуживает жить в ее доме, поэтому она здесь больше не живет»; «Петр Гринев хотел жениться на Маше, но на пути его мечты стоял отец Маши, который совершенно был против всего этого»);

- неточное цитирование с использованием кавычек (Скотинин признается: «Что мне ваша Софья, а вот деревня ее, в которой есть свиньи…»; Раскольников говорил Соне: «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь я или вошь дрожащая, или право имею»; совет отца Чичикову – «береги копейку»);

- вульгарная трактовка произведений, непонимание реалий времени, изображенного в произведении («В первое время, когда Дмитрий Старцев стал врачом, он ходил пешком на вызовы, ведь тогда он был еще совсем беден, и у него не было машины», «Наташа Ростова поклялась, что будет верно ждать Андрея Болконского с войны, чтобы только вернулся живым»; «Главный герой Мастер мечтал написать свой роман о Советском Союзе»);

- искажение содержания произведения с придумыванием сюжетных поворотов, отсутствующих в произведении («После смерти Матрены всей деревне стало тяжело. Соседи вспоминали Матрену как сильную духом женщину»; «Отец Гринева запретил этот брак и Марье Мироновой пришлось выйти замуж за Алексея Швабрина, но они не долго жили вместе. Швабрин стал поднимать руку на Марью Ивановну, и она ушла от него. Она хотела встретиться с Гриневым, но его сажают в тюрьму»).

С большой вероятностью можно утверждать, что эти ошибки являются следствием не только поверхностного чтения, но и систематического использования Интернет-ресурсов и справочных источников, помогающих выпускнику избегать чтения полных текстов художественных произведений.

К проявлению читательской некомпетентности можно также отнести наивно-примитивное понимание текста произведения. Приведем фрагменты двух сочинений на тему «Всякая ли мечта достойна человека?»

В подтверждение своих слов можно взять произведение одного из известных русских писателей Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». В нем автор повествует о жизни и судьбе главного героя Господина. Господин мечтал о поездке со своей семьей на отдых. Для осуществления этой мечты он много работал, но все же смог заработать достаточное количество денег. Мечта Господина так и не смогла осуществиться из-за того, что в один из дней, проведенных на корабле, он умирает (фактическая ошибка). В данном произведении мечта есть у Господина и он ее был достоин, так как для ее осуществления было вложено много сил.

Грубое искажение фактологии и общего смысла текста, а также наивно-реалистическое, примитивное толкование этого смещенного содержания, продемонстрированное в данном сочинении, типично для обучающихся с низкой мотивацией.

В рассказе «Крыжовник» Чехов показывает героя, который достоин своей мечты, потому что совершил большой путь к ее реализации, много времени работал, все делал, чтобы она исполнилась.

По мысли выпускника, которую он приписал А.П. Чехову, получается, что важен лишь вклад в мечту, а не ее качественная, нравственная оценка (благородная, мелкая, корыстная и пр.).

Нельзя не отметить, что в сочинениях возникают иногда интересные моменты, обусловленные искренностью и безыскусностью рассуждений их авторов:

Мне кажется, что на месте Ассоль многие не смогли бы или не стали так долго придерживаться своей мечты. Но жалко было бы если бы все в жизни героини произошло обычным путем. Пусть это сказочная история, но в ней есть особенная добрая красота: Ассоль стойко верила в алые паруса, и поэтому судьба наградила ее.

Однако такие примеры единичны, в то время как примитивное толкование, грубо искажающее текст, встречается значительно чаще.

Случаи неверной интерпретации текста, некорректных нравственно-этических оценок можно объяснить несколькими причинами: 1) незнанием текста; 2) его поверхностным анализом в ходе изучения; 3) стремлением непременно доказать требуемый тезис данным текстом, заготовленным заранее (в виду незнания автором сочинения других примеров). В результате происходит своеобразное «перелицовывание» текста произведения, искусственное притягивание его к ракурсу рассуждения, заданному темой. Приведем фрагменты работ, иллюстрирующие эту тенденцию:

Андрей Болконский рассказывает о том, как любил и не ненавидел возлюбленную, предавшую его. Однако перед смертью он все же смог проявить великодушие и простить девушку, чувства к которой к нему также оказались искренними и пылали с бОльшей силой.

Сальери завидовал Моцарту, тогда-то он и решает отравить Моцарта, что у него успешно вышло. Он думал, что так он поймет секрет искусства Моцарта, но так и не смог его узнать.

Сын Кабанихи вырастает безхарактерным человеком, а его жена Екатерина, вовсе покончила с собой. На такой поступок ее подтолкнули советы со стороны свекрови. Она просто не выдержала. В конечном итоге сын отказался от нее, а дочь Варвара сбежала с любовником.

В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» главный герой тоже имел мечту. Он мечтал заработать много денег, для ее исполнения он каждый день трудился не покладая рук. Когда его мечта исполнилась он с семьей отправился в путешествие, тем самым сделав себя и семью счастливее. К сожалению во время путешествия господин умирает. Его мечта хоть и была великой, имела шанс стать реальностью, так как у Господина было желание ее исполнить, он делал все возможное для этого.

 

Множество работ свидетельствует о том, что текст выбранного произведения не прочитан и не понят их авторами, даже если они и познакомились с его содержанием в пересказе. Такие сочинения представляют собой наивные примитивные рассуждения, указывающие на полную беспомощность экзаменуемых и вынужденное заимствование представлений о тексте из малоквалифицированных источников:

Какова роль искусства в жизни общества?

В отечественной и зарубежной литературе много произведений, где искусство играет большую роль в процессе становления личности. Например, в произведении великого русского писателя Булгакова «Собачье сердце» главный герой доктор Преображенский провел очень сложную операцию по пересадке человеческого гипофиза в собаку. Операция прошла успешно. Его открытие может привести медицину того времени к новым вершинам. Но, к несчастью, человек, созданный доктором Преображенским, принес много бед как самому доктору, так и окружающим, потому что у Акакия А. отсутствуют нравственные качества. Вот поэтому доктор Преображенский провел повторную операцию, в результате которого Акакий А. стал обычной собакой. Искусство гения Преображенского в том, что он смог отказаться от своего творения ради блага других людей. Мне кажется операция доктора по пересадке гипофиза стала предпосылкой возникновения нанобиологии.

Комментарий эксперта

Ошибочная, вульгарная трактовка произведения, привлеченного для аргументации, свидетельствует о непонимании экзаменуемым авторской позиции или пренебрежительном отношении к ней, об утилитарном подходе к тексту, при котором взятые из него эпизоды, отдельные сюжетные линии, образы рассматриваются обособленно, вне проблемно-тематического содержания первоисточника, и трактуются совершенно произвольно.

 

Приведем несколько фрагментов сочинений для подтверждения этого наблюдения:

Пример 1. В доказательство своей точки зрения, приведу пример из произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Отец Сони Мармеладовой много пил, тем самым оставил свою дочь без хорошего воспитания и примера, как правильно жить. Бросив ее на произвол судьбы она пошла зарабатывать своим телом. Возможно этого бы не было, если он рассказывал, а в дальнейшем показывал как можно жить и зарабатывать в доступных и нормальных сферах, не торгуя своим телом. В произведении «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева идет вечный конфликт поколений, казалось бы, из-за пустяков, но нет. Эти проблемы намного серьезнее, чем кажутся. В этих ссорах кроются вековые проблемы отцов и детей. Взрослые считают, что они больше прожили, больше повидали на своем веку. Но ведь и взрослые были детьми, которые так же не слушались, не уважали старшее поколение. Так, например, был конфликт между Гриневым и Павлом Петровичем с первой встречи. Гринев не подал руку в знак своего уважения к Павлу. Павел принял это на свой счет и к Гриневу относился неуважительно, посчитав, что он молод и глуп. Соответственно, уважения не было ни с одной, ни с другой стороны. Павел мог бы научить, показать на своем примере, как стоит уважать. А Гринев мог бы показать, как живет нынешнее молодое поколение.

Пример 2. Обратимся к роману И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой – это отличный пример человека, которого можно назвать праздным мечтателем. Илья живет по очень своеобразному графику: поздно просыпается, до двенадцати не встает с постели; завтракает и принимает гостей тоже, не вставая с дивана, после того, как встает с дивана, сразу же располагается в кресле. И это только утро! В общем он вел довольно апатичный образ жизни. Но несмотря на это, у него была мечта об его собственном идеальном имении. Обломов обдумал все: длину и ширину комнат; в какой стороне будут окна; сколько гостей он будет принимать; какие деревья будут в его саду. Илья садился за стол, чтобы начать писать план. Но ему вечно что-то мешало: то чернила плохие, то бумага не такая. Почему так происходит? Почему он настолько ленив?

Пример 3. Возьмем, к примеру, книгу «Тарас Бульба». Его сын предал народ, за это Тарас сказал тогда такие слова: Я тебя породил, я тебя и убью!». Но вот в чем вопрос – а дал ли он своему сыну то воспитание, в котором тот так сильно нуждался, ту любовь, что ребенку была так необходима? Ведь, если бы он действительно любил своего сына, слушал и слышал его, все могло быть иначе. Особенно в подростковом, переходном возрасте дети хотят быть услышанными, но, к сожалению, не все родители готовы освободить свое время, чтобы поговорить со своим чадом, либо они просто не готовы услышать, что же тревожит их ребенка, дать совет.

Пример 4. В качестве примера предалгаю вспомнить героя П.П. Ж. из романа А.Куприна «Гранатовый браслет». Влюбленный в княгиню Веру, он присылает ей в качестве подарка на именины коробочку с украшением. Это украшение было символом его любви к ней. Княгиня не осмеливалась брать в руки украшение так как считала это неправильным. Разговор между Василием, Николаем и Желтковым, не возвращает последнего в реальность. Мечту разделить чувство любви с княгиней не было возможным из-за отсутствия смелости, тем самым он сам сделал свою мечту невозможной.

К проявлениям читательской некомпетентности следует также отнести тот факт, что при написании сочинения участники в основном не демонстрируют интереса к произведениям, выходящим за пределы образовательной программы (об этом уже говорилось выше).

Во многих работах ощущается недостаточное владение литературоведческой азбукой.

В критериях требование обязательного использования литературоведческих терминов отсутствует. Однако участники, все-таки применяя определенные общеизвестные понятия, допускают фактические ошибках («мечта, фантазия – эти и другие эпитеты…»).

Проявляется указанная тенденция и в избегании ситуаций, где могло бы проявиться незнание соответствующих терминов. Характерным примером может служить частое потребление слова «жанр» вместо названия конкретного жанра. «Стирание» жанровой характеристики произведения помогает выпускнику избежать фактической ошибки. Если речь идет, например, о «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, то опасения выпускника  понятны, хотя автор сочинения с высокой мотивацией может понимать, что оба определения жанра – роман и повесть – будут приняты экспертами. В том случае, когда жанровая принадлежность произведения очевидна, нарочитое избегание нужного термина свидетельствует о терминологической неуверенности выпускника.

Другим явным проявлением читательской некомпетентности многих участников со средней и низкой мотивацией является отсутствие навыков аналитической работы с художественным текстом.

Даже если выпускник внимательно прочитали и хорошо поняли литературный первоисточник, необходимость анализировать его в определенном аспекте вызывает у них серьезные затруднения, несформированность аналитических навыков не позволяет им продвинуться дальше его пересказа. Сравним два фрагмента из сочинений с опорой на драму А.Н. Островского «Гроза». В первом участник анализирует текст, доказывая свою мысль о том, что дети часто не хотят следовать советам родителей: 

Советы родителей не всегда принимаются детьми с благодарностью и используются. Даже когда дети говорят спасибо родителям за эти подсказки, это еще не значит, что они будут так делать. Например, Варвара из «Грозы» не хочет делать то, что говорит мать, потому что Кабаниха всех замучила своими запретами, придирками и старинными правилами быта. А Варвара обладает сильным независимым характером и хочет жить по-своему. Она гуляет с Кудряшом, организовывает свидания Катерины с Борисом, насквозь видит слабого Тихона, который тайком от матери ходит пить с Диким, боится защищать Катерину. Но атмосфера родительского дома научила ее хитрить. Она не хочет перечить матери в открытую, чтобы не осложнять себе жизнь, и давно решила делать все так, лишь бы шито и крыто было, о чем и говорит бедной Катерине.

В следующем фрагменте сочинения видно, что выпускник пытается привести пример, доказывающий его тезис, и внешне оформляет его именно как аргумент. Но для выполнения задачи ему нужно анализировать текст драмы, а он не владеет этим умением и незаметно для себя подменяет анализ пересказом:

Мечты многое могут рассказать о человеке. То, к чему он стремится, показывает, какие у него черты характера, как он относится к людям.

Это, например, относится к Кулигину, персонажу пьесы «Гроза». Он хочет, чтобы в Калинове использовались громоотводы, чтобы были солнечные часы. Еще он мечтает создать вечный двигатель. Но у Кулигина нет денег на все эти идеи. Тогда он идет к Дикому, начинает его уговаривать, просит денег. А Дикой не понимает пользы этих идей, считает их лишней тратой себе в ущерб и кричит на Кулигина. Так мечтам талантливого самоучки не пришлось сбыться.

В работах многих участников проявляется неумение строить аргумент к сформулированному тезису на основе литературного примера.

В работах выпускников с хорошей мотивацией данная проблема проявляется в минимальной степени.

Анализ сочинений 2018/19 учебного года показывает, что по-прежнему актуальными остаются типичные способы привлечения литературного материала для аргументации, используемые авторами сочинений:

- подробный аспектный анализ художественного произведения с опорой на конкретные фактологические подробности; выбор отдельного персонажа или микросюжета, рассматриваемого в ракурсе темы;

- анализ конкретного эпизода в ракурсе темы; если эпизод рассматривается изолированно от остального произведения, как самостоятельный текст, не исключено, что таким образом неначитанный выпускник старается создавать иллюзию полноценной опоры на литературный источник;

- общее рассуждение о содержании произведении в ракурсе темы без отсылок к конкретным микросюжетам, героям, деталям, особенностям изобразительной манеры писателя;

- пересказ литературного произведения (выборочный, сжатый и др.).

Очевидно, что последние два пути свидетельствуют о низком уровне подготовки выпускника к сочинению. Однако и они дают ему возможность получить «зачет» по критерию 2, поскольку превышают нижнюю границу требований. Участник итогового сочинения вправе избирать любой способ и уровень привлечения литературного примера для аргументации.

Рассмотрим более внимательно типичные варианты обращения к литературному произведению для аргументации на конкретных примерах.

1. Выпускник обращается к произведению, в котором есть та же тема, проблема, аспект, что и в его собственном рассуждении, в самых примитивных случаях литературный пример выбирается на основе соответствия его содержания ключевым словам темы сочинения, к тому же пример трактуется примитивно и часто неверно. Например, в сочинении на тему: «Всякая ли мечта достойна человека?»после своего рассуждения обучающийся пишет: «Так в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников мечтает убить старуху-процентщицу, чтобы освободить людей от долгов. Это справедливо, хоть и жестоко. Но дело в том, что старушка помогала людям не умереть от голода, тем самым спасая их». Такую отсылку к тексту нельзя назвать аргументом, так как суть «безобразной мечты» героя, идейное содержание романа искажены.

В сочинении на тему «Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?» выпускник обращается к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и некорректно, с грубыми ошибками «приспосабливает» его содержание к своей теме: «В этом произведении рассказывается о жизни господина, у которого есть семья, богатство., которое он копил, работая всю жизнь. И вот когда его мечта наконец сбылась, он отправился в путешествие. На корабле было свое расписание. Сначала завтрак, потом еще один завтрак и наконец долгожданный обед, и так каждый день. Спустя некоторое время господин и его семья прибыли на место, которое, по их мнению, должно было быть самым прекрасным, но там была плохая погода. После принятия решения они отправились на Кипр (нужно: Капри). И вот когда они приплыли на долгожданный Кипр, он прошел в зал покушать, в ожидании Господин читал газету и в этот момент произошло страшное, он умер. Господин из Сан-Франциско мечтал о богатой старости и долгой жизни после многих лет работы, которая отобрала у него здоровье и молодость, что является суровой реальностью».

2. Автор сочинения подкрепляет свои тезисы общими рассуждениями об избранном им тексте в нужном для обоснования ракурсе, то есть сделанный им анализ конкретного литературного источника выполняет функцию аргумента; однако текст осмыслен на уровне самых общих вольных рассуждений о его содержании, без отсылки к конкретным микросюжетам, героям, деталям, особенностям изобразительной манеры автора, что не позволяет судить о подлинной начитанности автора сочинения и знании им конкретного литературного произведения; нередко высокая степень обобщенности коррелирует с вполне предсказуемыми фактическими ошибками в деталях и частностях текста. Иногда в трактовке участника содержание произведения меняется до неузнаваемости.

 

Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

В романе Достоевского Соня – обычная девушка, которая мечтает жить беззаботно и радоваться каждому дню. Но ее семья на грани выживания…Соне это все надоело, поэтому она и хочет изменений. Она, несмотря на внутренние противоречия, презрение к себе и стыд, работает «по желтому билету». Будучи такой юной, Соня окунулась во взрослую жизнь, выдержала ряд трудностей, который будет непосилен и некоторым взрослым».

 

Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?

 В романе «Отцы и дети» Базаров был нигилистным, отрекся от некоторой реальности, был несторонником любви. Он не верил, что мечты могут стать реальностью. Когда он встретил любовь, он в глубине души верил, что любовь взаимна. Но когда он понял, что это не так, что его мечты далеко не реальны, он уехал в деревню. Там он погрузился в работу, начал менять свою жизнь и вдруг смертельно заболел и понял, что его мечты оборотились в совершенно другую реальность. И он понял, что из-за невзаимной любви он бросил все и уехал, а не начал добиваться своей мечты. Погрузившись в работу, он хотел поменять жизнь, забыть ту самую невзаимную любовь, и его мечты так и не воплотились в суровую реальность».

3. Часто авторы сочинений для аргументации выбирают конкретный эпизод произведения. Например, повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая» (Мария жалеет раненого немца, ухаживает за ним), Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (герой учится танцевать на протезах). В удачных работах эта отсылка действительно становится убедительным аргументом; в слабых сочинениях можно выделить две типичных для такого пути крайности: а) выпускник не знает текста, поэтому ограничивается несколькими скупыми фразами о нем; б) текст оказывается «сильнее» его автора (начав с его аспектного упоминания, автор сочинения сбивается на подробный пересказ всего эпизода или характеристику образа, излишние для его задач). Ниже приведены соответствующие примеры.

 

Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

Главная героиня рассказа Солженицына «Матренин двор» всю свою жизнь помогает другим людям. Она всегда готова прийти на помощь к любому человеку –- даже к своим жадным и алчным родственникам, которые пользуются ее добротой. Каждый поступок Матрены наполнен благородством и состраданием. Она никогда не делала что-либо из-за корыстных целей, а лишь по зову сердца. Нелегкая судьба Матрены не позволила ей очерстветь душой. Даже погибает она, попадая под поезд во время того, как помогает близкому человеку…». В приведенном примере нет ни одного конкретного факта, использованы общие слова: «каждый поступок» (какой именно?); «что-либо «(что именно?) «по зову сердца» (какому?), «нелегкая судьба» (что именно произошло?)

Всякая ли мечта достойна человека?

В произведении Гоголя «Шинель» повествуется о человеке, у которого испортилась шинель. Главный герой обратился к мастеру, чтобы он ее подлатал, но мастер сказал, что с ней уже ничего нельзя сделать, нужно шить новую. И теперь для Акакия главная мечта в жизни – это новая шинель. Все это характеризует его как маленького человека, для которого важны лишь несущественные вещи. Акакий ничем не интересуется, ничем не занимается, кроме как накоплением средств на новую шинель. И в произведении говорится нам о том, к чему именно могут привести такие мечты. Акакий, купив заветную вещь, становится счастлив, но не надолго, ведь шинель у него украли. Акакий, не сумев выдержать такого горя, умирает. О чем это говорит? Да о том, что если ты будешь мечтать, а не желать о пустяках, то ни к чему хорошему все это не приведет. Выбранные эпизоды могли бы стать опорой в рассуждениях на заданную тему, если бы обучающийся не путался в типе героя, не пытался «притянуть» повесть Н. В. Гоголя как доказательство своего ответа на вопрос темы сочинения.

Нередки ситуации, когда выпускник ссылается на небольшой конкретный эпизод произведения и, что особенно важно, рассматривает его совершенно изолированно от остального текста, как самостоятельный текст. Можно предположить, что так выходят из затруднительного положения неначитанные выпускники, создавая иллюзию полноценной опоры на литературный источник. Незнание контекста всего художественного произведения и легкомысленное отношение к художественному произведению в принципе приводят к фактическим ошибкам вплоть до псевдолитературного мифотворчества:

Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя?

Также можно вспомнить Сашку гитариста из всем нам известного кабачка в порту, ведь когда он играл, то можно сказать затрагивал струны и успокаивал души людей, а когда он ушел на войну и его заменили Лешкой баянистом, то разница на лицо. (Можно предположить, что речь идет о скрипаче Сашке и гармонисте Лешке из рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»).

Почему желание мстить опустошает душу?

В произведении «Отцы и дети» автор повествует о том, что Петр который держал обиду на друга и хотел отомстить, увидел, как другу плохо. Месть сразу улетучилась, в душе появилось чувство доброты. Месть – это не выход, и то, что может сделать черствыми в конце разрушить тебя…

Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

  Пример «своеобразного» прочтения финала романа «Евгений Онегин»: «Татьяна-идеал великодушной женщины. Когда-то она влюбляется в приезжего дворянина. Он не принял ее любовь. Но Татьяна сохранила свои чувства в своем сердце навсегда. Она выходит замуж за генерала, но не любила его, но уважала и была благодарна ему за то обожание, с которым он относился к ней. Через много лет Евгений приезжает в Петербург и влюбляется в Татьяну. Но она великодушно отказывает ему, так как она не могла предать родного человека. Татьяна отказалась от любви ради сохранения семейного благополучия».

Наконец, сочинения начитанных выпускников (которые, к сожалению, далеко не составляют большинства) характеризуются использованием аспектного анализа (не без погрешностей) литературного текста для подтверждения рассуждений по теме сочинения. В таких работах нет грубых фактических ошибок. Например, в сочинении на тему «Что мешает человеку проявлять великодушие?» выпускник пишет: «Широта души определяется готовностью делать добро, сострадать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Великой становится душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен простить врага и проявить благородство к своему обидчику. Однако каждый ли из нас имеет такую душу? Думаю, что нет. Что мешает человеку быть великодушным? «Совершенство духа нельзя не взять взаймы, ни купить», -- говорил Сенека.

 На пути добродетели всегда что-то встает: то обида, то гордыня и эгоизм, то цинизм и выгода, то легкомыслие и отсутствие благородства. Так, героиня рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» живет в мире искусства, ее окружают представители творческой богемы, которые находят ее талантливой, но какого-то особого дарования выявить в ней не могут. В тени этих поклонников находится ее муж, доктор Дымов. Он любит свою жену, исполняет ее капризы, прощает измену. Ценой собственной жизни Дымов спасает больного мальчика. Если бы Ольга Ивановна смогла разделить с мужем его страдания, проявила бы интерес к его работе, любовь к нему и понимание важности его дела, доктор был бы счастлив. Но равнодушие Ольги Ивановны, ее легкомыслие, малодушие, эгоизм усугубили смертельную болезнь Дымова. Героиня, считающая себя тонкой натурой, увлечена только собой, она отдавалась пустым и глупым забавам, легко порхая по жизни, а ее муж в это время умирал.

Иногда человеку мешает проявить великодушие мстительность как крайне эмоциональная реакция на несправедливость. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Болконский не смог простить Анатолю Курагину то, что тот воспользовался наивностью Наташи.»

Что помогает мечтам сбываться?

У каждого человека есть мечта. Кто-то мечтает о чести и славе, кто-то о счастье и богатстве, кто-то о большой и крепкой семье. У всех мечты разные, но кое-что их все же объединяет – это стремление и цель. Если к мечте не стремиться – она не сбудется. Чтобы мечта сбылась, нужно иметь такие качества, как мудрость, упорство, уверенность в себе и в своих силах. Существуют и обратные качества человека, которые точно не помогут мечте сбыться – лень, трусость, пассивность. Особенно трудно идти к цели, когда нет единомышленников. Но все же, если человек сильно жаждет чего-то, ему никакие трудности не помеха.

Так в произведении А. Грина «Алые паруса» Артур Грей не получал поддержки от своих родителей в своей мечте стать моряком и отправиться в дальние странствия. Они были против мечты сына. Кроме того, отец хотел, чтобы Артур стал депутатом. Артур не захотел мириться с желаниями отца, не хотел отказываться от своей красивой мечты. У него было много твердости и храбрости, поэтому он сбежал из родительского дома навстречу своей мечте. В итоге он стал тем, кем так хотел быть и был счастлив. На этом примере можно сделать вывод о том, что для того, чтобы мечта стала реальностью, надо быть смелым, идти к своей цели, всеми силами пытаться ее добиться.

Примером качеств, при которых мечта вряд ли осуществится, может служить герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов вырос в семье, где приоритетами были еда, сон и покой. Все, что их заботило, – что будет на обед и чтобы после обеда их никто не будил. Обломов вырос ленивым человеком, склонным к мечтаниям. Днями лежал он на диване и фантазировал. Его друг Штольц полная противоположность Обломову. Он был трудолюбив и упорен, что и помогло ему многого добиться в жизни. Действительно, если человек хочет чего-то добиться, он не должен пассивно мечтать, как Обломов, лежа на диване грезить о несбыточном. Необходимо упорно трудиться и идти к своей цели, даже если трудно, не искать оправданий своей лени.

Мечта важна для человека. Если не будет мечты, не будет смысла жить. Жизнь будет бесцельной. Но и мечта тоже не наполнит вашу жизнь смыслом, если будет отсутствовать стремление к ней.

 

Нередко в конкретном сочинении сочетаются разные способы привлечения литературного материала для аргументации. Принципиально важным остается главное требование – пример должен «работать» на аргументирование позиции пишущего. Следовательно, главной ошибкой является отсутствие связи между примером и тезисом, для обоснования которого он используется. Именно так и происходит в приведенном выше сочинении, посвященном мечтам Кулигина. Начав с аспектного рассмотрения текста, автор сочинения сбивается на его пересказ, связь с тезисом утрачивается, аргумент разрушается. Иными словами, в работе проявляется неумение выпускника связывать отсылку к тексту произведения со своим тезисом так, чтобы она стала доказательством этого тезиса, то есть аргументом. Избежать формального привлечение текста, искусственного соединения содержательных элементов текста с тезисом выпускнику поможет микровывод, сентенция, в которой будет объяснено, как именно он подтверждает суждение. Слабая связь литературного материала с системой аргументов – типичный недостаток многих работ. В них отсылка к произведению не иллюстрирует позицию, не углубляет рассуждение, а существует автономно, сама по себе, в виде краткого аналитического разбора или комментария к фрагменту, то есть аргументация не имеет непосредственного отношения к тезису, а иногда вообще с ним не связана. Так, в теме «Какого человека называют великодушным?» выпускник приводит в качестве примера Сашку, героя рассказа В.Л. Кондратьева «Сашка», но дальше общих слов не идет: «В рассказе нам дается яркий пример великодушия Сашки к пойманному немцу. Сашка обычный солдат, который ради чести родины убьет любого. Но все же нам писатель показывает, что даже в годы войны можно встретить доброго человека, а злость и ненависть – гнилые чувства».

К разрушению аргументации приводят и другие ошибки.

Часто пример из текста приводится как иллюстрация к ключевому понятию темы, а не к тезису:

Думаю, что великодушие требует от человека внутренней силы, потому что для совершения великодушного поступка нужно уметь прощать обиду, делиться своими ценностями, безвозмездно делать что-то хорошее другим людям.

Примеров великодушных поступков немало в произведения русской литературы. Например, великодушие проявляет Платон Каратаев, когда к плену сам угощает Пьера картошкой».

В данном сочинения автор в первом абзаце сформулировал основную мысль своего рассуждения, являющуюся ответом на вопрос темы. Но литературный пример он связал не с этой мыслью, а только с понятием «великодушие».

Неудачным оказывается аргумент и в том случае, когда выпускник неправильно выбирает литературный материал, пытается приспособить знакомый ему пример, обычно заготовленный заранее, к конкретной теме, «вчитать» в него смыслы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: