Священник Доложского погоста отец Яков Яновский

 

В связи со строительством нового каменного храма в пог. Пенино следует сказать слово о благочинном 2-го Гдовского (Старопольского) округа, священнике о. Якове (Яновском), настоятеле храма во имя Св. Успения в Доложском пог. Именно он вместе с Н.Н. Никоновым осматривал место для нового храма, и, видимо, был своего рода «куратором» строительства в пог. Пенино. Он так же, как архитектор и причт храма, излагает в своем рапорте «официальную версию» проекта, и так же перечисляет все материалы, которые прихожане заготовили за 5 лет до начала строительства.

Без его подписи бумаги попросту не могли уйти в инстанции, и с ним советовался и согласовывал все на первых порах пенинской священник о. Симеон (Никольский). И староста церковный без его благословения ничего в принципе сделать не мог.

После престарелого священника Никольского краткий совсем период в Пенино будут писать на первом месте священника Добровольского, но он в ходе строительства умрет, а Никольский умрет уже через год после освящения главного престола в 1900 г.

Примечательно, что общаясь с епархиальным архитектором в пог. Пенино, Яновский уже в 1896 г. залучил его к себе для работы в погост на оз. Долгом. Там Никонов в это же самое время первым этапом осуществил реконструкцию («переустройство») старого деревянного храма во имя Успения Божией Матери, освящение придела которого состоялось в 1899 г. Чертеж «переустройства» этого храма Никоновым, по счастью, сохранился

Примечательно, что Никонов так же «переустроил» в Доложске, фактически – украсил резьбой и небольшую деревянную Св.-Ильинскую часовню, издавна стоявшую при дороге в том месте, где ее пересекал Попов ручей. Чертеж ее по счастью тоже сохранился[168].

Надо упомнить при этом, что в это же самое время, когда строился храм в пог. Пенино, в северогдовском же пог. Поля священником о. Николаем (Кузнецовым) строился так же под руководством Н.Н. Никонова еще один замечательный храм, который был освящен в 9.05.1898 г. во имя Св. Николая Чудотворца.

Этот храм простоял на Гдовских сланцевых рудниках до конца 1930-х гг, когда его взорвали по указке старших товарищей местные комсомольцы. Храм, видимо, «слепил глаз» руководству строительства рудников, которое решило строить новый город без «элементов церковного мракобесия».

Таким образом, одно тут строили, другое рушили, при всем при том, что главная улица города, названная в честь лидера большевиков Ленина, изначально была ориентирована строго на храм архитектора Н.Н. Никонова.

То было выдающееся по своим качествам здание, равно было выдающемся строением здание храма в пог. Пенино.

Все, что ни строил Никонов на Северной Гдовщине, все было изначально памятниками национальной культуры.

Между тем, какие-то хамы в атеистическом раже думали о храмах совсем иное. – Храмы мешали им проводить оголтелую политику атеизма, о чем говорят найденные документы Кингиссепского церковного стола 1923 – 1925 гг. – Абсурд и религиозная война налицо[169].

 

Приведу же здесь для полноты смысла фрагмент рукописи моей «Доложск. Павел Яновский и другие» (2014 – 2019):

 

«Священник Яков Дмитриевич Яновский (1829 – 1908) в 1863 г. окончил XXVII курс С.-Петербургской Духовной Семинарии со званием «действительный студент». После учебы в столице ему пришлось служить в С.-Петербургской губернии. Об этом живописует епархиальная статистика, клировые ведомости и архивные материалы. В перечне духовенства С.-Петербургской епархии за 1867 г., напр., сообщается, что в церкви Уторгощского погоста, выстроенной в 1864 г. служит «священник Иаков Дмитриевич Яновский, 27 л., рукоп. 1864 г., из Петербургской епархии, студент семинарии»[170].

В клировой ведомости за 1900 г., писанной в пог. Доложском, Я.Д. Яновский сообщает, что в свое время он был председателем Строительной комиссии с. Уторгощ[171]. В одном из епархиальных изданий имеется трогательное повествование о том, как крестьяне Уторгощского погоста решили купить и перевезти к себе в деревню старую неиспользовавшуюся церковь. Это «предприятие» возглавил молодой священник Яновский. Он включился в процесс на пике проблем. При стартовом капитале в 75 руб. он приступил к закладке перевезенной уже церкви.

Впоследствии Я.Д. Яновский доставлял церковные суммы и материалы из С.-Петербурга, осуществлял функции надзирающего за строительством, заключал договора с мастерами.

Погост Уторгощ в Лужском уезде – не только место первого пастырского служения Я.Д. Яновского, но и место его первого строительного подвига[172]. Уже в Доложском погосте Гдовского уезда он выстроит 5 церковно-приходских школ и произведет реконструкцию старого деревянного храма XVIII в. Для этого надо было немало моральных и физических усилий, а так же большие деньги. Просветительство края имело последствием большой нравственный эффект, хотя о качестве школьного обучения в Доложске имеется критическое сообщение еженедельника «Гдовско-Ямбургский листок»[173].

О материальных проблемах нового священника свидетельствуют строки описания уторгощской церкви, в которой он служил. – Крестьяне прихода не стали выделять причту землю и уговорились платить ему ругу и плату за требы[174]. Этот уговор нарушался, а сделанная от епархии небольшая прибавка, не удовлетворила Яновского. Вследствие этих невзгод, он просил о переводе, но смог получить только место учителя в указанной матокской школе, в которой так же существовали проблемы с оплатой труда учителя[175]. Эту школу пришлось впоследствии покинуть, чтобы перейти в другие школы Токсовского и Горболовского округов, где существовали те же проблемы:

 

«При открытии прихода (в с. Уторгощ – В.Б.) крестьяне обязались: 1) взамен земли платить причту по четверику ржи и овса, с ревизской души, 300 пудов сена и 200 пудов соломы со всего прихода; 2) платить за крестины и похороны младенца по 30 коп., за похороны взрослого – 75 коп, за молебен – 20 коп. и за венчание – 3 р. с. Но так как этого обязательства прихожане не исполняли, то причт стал просить начальство обеспечить его жалованьем. В 1867 г. эта просьба исполнена. Соседний первоклассный Вшельский приход был переведен во 2 класс и оставшаяся вследствие этого, сумма в 150 руб. была дана в жалованье Уторгощескому причту. Церковь здешняя отнесена была к 6 классу и священнику положено 100 р., а причетнику – 50 руб. в год. Ныне священник получает жалованья 220 р., а причетник 75 руб. Дохода за требы получается до 200 руб»[176].

 

В клировой ведомости за 1881 г. (в Доложске) он делает записи, в которых указывает, что некогда трудился в школе без денежного вознаграждения:

 

(Я.Д. Яновский – В.Б.) «Состоит Законоучителем при Матокской Народной школе без определения награждения (1.10.1878). (Я.Д. Яновский – В.Б.) Состоит Законоучителем в школах Императорского С.-Петербургскаго Воспитательного дома, в Токсовском и Горболовском Округах, без определения вознаграждения (1878)»[177].

 

Очевидно, что такая постановка дела не устраивала Я.Д. Яновского. Тем или иным образом он при большой семье искал лучшего места, по возможности отдавая детей в обучение на казенный счет.

 

О тяжелой доле сельского учителя сообщала газета Гдовско-Ямбургский листок:

 

«…При настоящих условиях» сельской жизни, положение сельскаго учителя весьма грустное и тяжелое. Труд его очень мало вознаграждается; крестьяне, не довольные обучением их детей, презирают его; не аккуратное посещение детьми школы ставит его в самое затруднительное положение пред попечителем школы. Материальное-же вознаграждение учителя так не значительно, что едва едва хватает на насущный кусок хлеба, да и то только взимние месяцы, а в остальное время он не знает куда деваться...

 

М. Маеров» [178]

 

«…Известно, что большая часть сельских учителей и учительниц в нашей губернии получает плату от сельских обществ и волостнаго начальства. Эта материальная зависимость сельских учителей и учительниц от крестьян – самая тяжелая сторона в горемычной жизни наших сельских наставников и наставниц. Иной староста нашей губернии прежде, нежели даст учителю cледуемыя ему деньги, считает своею обязанностью известное время поломаться над нуждающимся тружеником. Случаются весьма часто и такие факты. Учитель крайне нуждается в получке своего жалованья. Старшина отвечает ему, что он денег еще не собрал с крестьян; но учитель обращается к старшине с просьбою ссудить ему хоть несколько. После долгих упрашиваний старшина входит в положение учителя и дает ему копеек 20 или 50!

На эти грустные факты пора-бы обратить внимание! Они не могут быть терпимы обществом, которое понимает и сознает, что нравственное значение учителя для сельскаго населения необходимо. Мы убеждены, что уездныя земства в этом случае могут помочь сельским учителям и учительницам, без всякаго ущерба для земских средств: стоит только сбор денег, назначаемых учителям и учительницами и выдачу жалованья учителям и учительницам принять в управах на себя, – и господство самодуров и невежд над честными тружениками в начальных школах падет само собою.

 

Ругодивцев» [179].

 

География пребывания Я.Д. Яновского включает ближние и дальние пригороды столицы, а так же храмы и школы Лужского и Гдовского уездов, в отдалении от С.-Петербурга. Последним местом служения был известный на с.-з. погост Доложский, с храмами во имя Успения Божьей Матери, старым и новым.

 

«Указом Духовной Консистории за № 668 по собственному прошению (Я.Д. Яновский – В.Б.) перемещен Помощником Настоятеля к сей (Доложской – В.Б.) церкви (7.03.1880). … Имеет собственный деревянный дом с хозяйственными постройками на церковной земле»[180].

 

Будучи священником в Доложске, Я.Д. Яновский привлекался в качестве следователя в соседний уезд: «По Указу Духовной Консистории от 4 июня 1881 года за № 2415: поручено было ему произвести следствие в селе Кейкине Ямбургскаго уезда»[181].

Можно представить, как приходилось перебираться с места на место большой семье священника, у которого к 1880-му г. было уже 8 детей. Когда приходил возраст, дети отдавались в обучение. Супруга священника, Мария Петровна, была на 12 лет моложе мужа. С честью и достоинством несла она тяготы скитальческой жизни.

О деятельности Я.Д. Яновского в Доложске сообщается в клировой ведомости за 1892 г.:

 

«Указом Духовной Консистории за № 668

по собственному прошению перемещен к сей

[Доложской Успенской] церкви                                               1880. 7.

Состоял депутатом Епархиального съезда в 1882 – 83 – 84 – и 85 гг.

Состоит Председателем

Доложского Приходского Попечительства                                     с 1881.

Указом Духовной Консистории за №2034

назначен Исправляющим должность Благочинного

2-го Гдовского округа                                                             1899. 9.

Всемилостивейше награжден камилавкою,

на что имеет Указ Духовной Консистории за № 2337                    1891 Мая 15.

Грамоту за № 1223 и Указы имеет»[182].

 

О священнике Я.Д. Яновском пишется в статистике 1899 г.:

 

«Церковь во имя Успения Божией Матери,

что в Доложском погосте[183]

 

Причта положено по штату: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

Жалованья получают: 1-й священник 200 руб. 2-й священник 160 руб., диакон и 1-й псаломщик по 80 руб. и 2-й псаломщик 60 руб. в год. Кроме того, причт пользуется 2/3 дохода с арендной платы от торговых балаганов. Капитал причта 1633 р. Дома у членов причта собственные, кроме одного псаломщика помещающагося в ветхом церковном доме.

При церкви имеется церковно-приходское попечительство и в приходе ея девять школ, из коих: 7 церк.-приход., земская школа и 1 одноклассное училище.

Священник Яновский, Иаков Дмитриевич. Оконч. курс в СПБ. дух. сем. с званием студента 1863 г., рукоположен во священника к село Уторгощской церкви, Лужскаго уезда, 1864 г.. перемещен к сей церкви 1880 г. Им. камилавку с 1891 г.

Священник Беляев, Михаил Николаевич, из СПБ епархии. Оконч. курс в СПБ дух. сем. 1889 г., рукоположен во диакона к Осьминской Георгиевской ц., Гдов. у., 1890 г. рукополож. во священ. к Редкинской Николаевской ц., Ямбург. у. 1892 г., перемещ. к сей церкви 1896 г. Им. набедренник с 1895 г.

Диакон (штатн.) Прокофьев Александр Иосифович, из СПБ eпархии. Оконч. курс в Гатчинской учит. сем. 1884 г., определен псаломщиком к сей церкви 1893 г., рукоположен во диакона 1894 г.

Псаломщик Аннинский, Александр Васильевич. Выбыл из I класса Александро-Невскаго дух. учил. 1876 г., определен псаломщиком к село-Рождественской церкви, Царскосельского уезда, 1885 г., перемещен к сей церкви 1892 г.»[184]

 

Освящение храма в селе Долоцком, Гдовского уезда

 

В 1899 г. в издании «С.-Петербургский духовный вестник» была дана статья, видимо, студента П.Я. Яновского, в которой сообщалось об освящении выстроенного Н.Н. Никоновым в Доложске нового деревянного храма.

Между тем, о его участии в этом строительстве автор корреспонденции почему-то ни словом не помянул, и, видимо, на то была «своеобразная» воля самого архитектора, который «проходные» работы в официальном списке не поминал:

 

«Освящение храма в селе Долоцком, Гдовского уезда // 16 августа [1899] в с. Долоцком. Гдовского уезда, освящен, в переустроенном, двухпридельном Успенском храме, второй придел во имя Святого Архистратига Михаила. Церковь построена на месте древнего храма, освященного еще в 50-х годах прошлого столетия; на постройку частью шел и прекрасно сохранившийся лес прежней церкви. Новый храм деревянный, трехглавый, с наружною и внутреннею живописью, исполнен в древне-русском стиле. Построение церкви велось на средства приходского попечительства, благодаря, главным образом, материальной поддержке председателя попечительства, петербургского купца И.П. Павлова. Освящение придела было совершено местным священником-настоятелем о. И.Д. Яновским в сослужении отцов иереев окрестных погостов. Божественную литургию совершил пом. благочинного 2-го Гдовского округа, священник А.И. Солнцев; на литургии, вместо запричастного стиха, студентом С.-Петербургской Духовной Академии, П.Я. Яновским было сказано слово[185].

Освященный храм богат и новою церковной утварью – приношением благочестивых прихожан и древнего, оставшегося от прежней церкви; из последней обращают на себя внимание антиминс на холсте, освященный в 1761 году новгородским архиепископом Дмитрием Сеченовым и, особенно, икона Страшного суда новгородского письма ХVII века; икона эта, отчасти, напоминает икону, хранящуюся в Петербургском Музее Императора Александра III, в отделе церковных древностей, но превосходит последнюю, как своим громадным размером, так и большим фигурным разнообразием изображенных фигур (например, на иконе находятся изображения «немцев» в старинных рыцарских костюмах «арапов», «жидов» и проч.)»[186].

Н.Н. Никонов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: