ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одним из наиболее важных событий в развитии отечественной медицинской психологии было создание В. М. Бехтеревым в 1907 г. психоневрологического института, включавшего в качестве научного подразделения и психологическую лабораторию, первым заведующим которой стал А.Ф.Лазурский. Именно эта лаборатория явилась центром формирования петербургской школы медицинской психологии, в особенности после создания в институте медицинского (психоневрологического) факультета в 1911 г.
Нельзя не сказать и о роли, и о значении созданной В.Н.Мясищевым проблемной комиссии "Медицинская психология" при АМН СССР в 1962 г. Это был период "оттепели", и ситуация требовала, среди прочего, и "легализации" психологии, особенно в медицине. Проблемная комиссия под руководством В.Н.Мясищева и М.С.Лебединского собрала единомышленников. Во многом благодаря рекомендациям комиссии стали возможными новые направления в официальных планах исследований, диссертационных работах, в совершенствовании организационных форм и содержании преподавательской работы, в частности в Ленинградском университете, где преподавал в те годы В. Н. Мясищев. Несколько позже он впервые добился введения аспирантуры по этой, тогда казавшейся экзотичной, дисциплине.Лазурский
, Александр Фёдорович
Бехтерев, Владимир Михайлович
|
|
Основные методы исследования в медицинской психологии:
наблюдение за поведением пациента,
Эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,
Анкетирование - анкетный опрос
Беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),
Интервью,
Исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)
клинические диагностические тесты.
Задачи медицинской психологии:
психокоррекционная работа (психотерапия)\
психогигиена
психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных\
По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.
Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:
Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.
Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.
Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.
|
|
Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.
общую психотерапию
Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:
Особенности психологии у конкретных пациентов при определенных формах болезней, в частности при пограничных нервно - психических расстройствах
психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;
особенности психики больных, страдающих различными заболевани-ями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);
психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);
психику больных алкоголизмом и наркоманией;
особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;
С известной долей условности можно считать, что медицинская психология является совокупностью двух тесно взаимодействующих блоков
Лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.
Лечебно-диагностический блок включает в себя патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую диагностику.
лечебно-реабилитационный блок включает психотерапевтические,психокоррекционные, психопрофилактические и социотерапевтические мероприятия.
Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.
Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).
Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.
Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.
Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.
Сейчас мы покажем таблицу детской патопсихологии (Аутистические синдромы у детей) после фразы нужно включить таблицу.
На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние
Взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.
|
|
Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: