Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук

Теория государства и права тесно взаимосвязана со всей системой юридических наук (правоведения). При этом следует иметь в виду, что под юридической наукой (юриспруденцией, правоведением) понимают целую группу научных дисциплин, изучающих закономерности государственно – правовой жизни.

Система юриспруденции включает в себя следующие науки:1) теория государства и права – общетеоретическая наука правоведения;2) историка – правовая наука – исследует конкретные исторические процессы и события, связанные с развитием правовой сферы (история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений);3) Отраслевые юридические науки – исследуют закономерности какой- либо отдельной отрасли права (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и др.)4) правовые науки, связанные с отраслевыми, но имеющие свой, самостоятельный предмет исследования (правоохранительный органы, муниципальное право, криминология и т. д.);5) комплексные юридические науки – используют данные иных неправовых наук (физики, химии, статистики, медицины и др.) для решения практических правовых проблем (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия);6) наука международного права – изучает международное законодательство и практику его применения.

Особое место теории государства и права в системе правоведения заключаются в следующем.

Во- первых, она выступает по отношению к правоведению в целом как фундаментальная наука, поскольку аккумулирует в себе знание о наиболее закономерном и необходимом в государственно – правовой сфере общественной жизни, образующее теоретический «фундамент» всей правовой науки.

Во-вторых, она по отношению к остальным юридическим дисциплинам выступает как наука методологическая, поскольку её знания широко используются иными правовыми науками как средства научного исследования.

Взаимосвязь теории государства и права с остальными юридическими науками является двухсторонней, так как общая теория правоведения не только является базой для развития отраслевых, прикладных и других юридических наук, но в то же время развивается сама, опираясь на конкретные наработки этих наук, анализирую и обобщая их данные.

Теория государства и права тесным образом взаимосвязана не только с правовыми дисциплинами, но и со многими науками гуманитарного характера, например с философией, общей историей, экономической теорией, политологией, социологией. Подобное взаимодействие также носит двусторонний характер и выражается в «обмене» методами исследований, теоретической информацией, понятиями, конкретными данными и т. п. Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно—правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно—правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно—правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

5) Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию.

4- Вопрос. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества.
Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства.
1. теологическая (религиозная, божественная) (Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: священна, их возникновение, упразднение не зависит от человека, являются выразителями воли Бога на земле. Автор Фома Аквинский);

2. патриархальная (отеческая Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи, то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье) (Автор концепции Аристотель);

3. договорная (естественно-правовая);(Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в так называемом «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. (Автор Трубецкой)

4. органическую; Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: - люди образуют государство, как клетки - живой организм; государственные институты подобны частям организма: между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (организованные) (Автор Спенсер)

5. психологическую; Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются: • желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; • желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. (Автор Петражицкий)

6. ирригационную; Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).Крестьянин один не мо использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. (Автор Виттфогель)

7. насилия (внутреннего и внешнего); государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. (Автор Каутский)

8. Расовая теория Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые - “недочеловеки” (славяне, евреи, цыгане и т. д.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими. (Автор Ницше)

9. Инцестная (половая) теория Содержание данной теории составляет идея о том, что причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае его неисполнения. Постепенно они стали исполнять и иные общественные, а позднее и государственные функции. (Автор Леви-Стросс).

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: