Общесоциальные функции права

Экономическая функция – право оказывает регулирующее воздействие на экономику посредствам принятия и реализации соответствующих законов, путем юридического закрепления различных форм собственности и установления механизма распределения материальных ресурсов;

Политическая функция – право в своих нормах определяет основные «правила игры» в сфере политики; закрепляет основы политического строя страны, институты представительной и непосредственной демократии, избирательной системы; устанавливает меры ответственности участников политической борьбы;

Культурно – историческая функция – именно в нормах права сосредотачиваются, закрепляются и развиваются основные духовные ценности и достижения национальной и мировой культуры;

Воспитательная функция – право, отражая определенную идеологию, оказывает соответствующее воздействие на сознание людей, формирует их правосознание, убеждает в необходимости и целесообразности правомерного поведения;

Функция социального контроля – в праве устанавливается система мер по контролю за поведением людей; наиболее социально полезные варианты поведения с точки зрения права оно стимулирует, поощряет, а наиболее социально вредные – наоборот, ограничивает, наказывает;

Коммуникативная функция – в связи с тем, что право есть не что иное, как система норм и соответственно информационная система, оно служит средством связи между субъектом и объектом управления, играет роль специфического «посредника» между законодателем (субъектом управления) и населением (объектом управления).

Специально – юридические функции права

На специально – юридическом уровне право выполняет две основные функции – регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений – и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда,   когда нарушается нормативный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

К признакам нормы права относят:

Общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

Формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

Связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);

Предоставительно – обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

Микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав), которые определяются путем закрепления юридических фактов;Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;Санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

Прямой способ – имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

Отсылочный (ссылочный) способ – имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;Бланкетный способ – имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких – то нормативных актов, правил.

Виды норм права.

Классификация позволяет четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

В зависимости от функциональной роли они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, и т. д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские, административные, земельные;

в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно – процессуальные, гражданско – процессуальные);

 в зависимости от методов правового регулирования – на:императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: