Рождества Божией Матери, что в погосте Пенино за 1916-й г

 

а) Церковь построоена в 1900-м [г.] тщанием прихожан и церковного старосты Симеона Гаврилова.

б) Зданием каменная с такою же колокольней, в одной связи, крепка, покрыта железом.

в) Престолов три: во имя Рождества Бож[ией] Матери, Сретения Господня и Св. Благоверного Князя Александра Невского.

г) Утварию достаточна.

д) По штату при ней положены: два Священника, диакон и два Псаломщика.

е) Жалования положено: 2-м Священникам по 400 р. Диакону 200 р. и 2-м Псаломщикам по 150 р.

ж) Кружечных доходов за истекший год получено: 1063 р.

з) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: % - ты с капитала в 6580 р., положенного на вечное поминовение, в количестве 240 руб.

и) Качество церковной земли: среднее.

й) Средний доход ею приносимый: обрабатывается самими членами причта и доход приносит около 150 р.

к) Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле каменный и 4 деревянных построены тщанием (4 деревянных) церковн[ого] старосты Симеона Гаврилова в 1896 году и составляют собственность церкви.

Другие здания, принадлежащие церкви: двух-классная церковно-приходская школа и церковная сторожка.

Все хозяйственные деревянные постройки при каменном доме составляют собственность Священника Никольского.

л) Расстоянием сия церковь от Консистории в 150 верстах, от местного благочинного в гор. Гдове в 90 верстах, от уездного гор. Гдова в 90 верстах, от почтовой станц[ии] Козья Гора в 5 верстах; почтовый адрес церкви: почтов. отдел. «Козья Гора».

м) Ближайшая к сей церкви: Поречская женская община в 5 вер., Николаевская, в селе Рель в 7 верю, Воскресенская, в селе Алексеевском в 10 вер.

н) Приписанных к сей церкви часовен 19.

о) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных нет.

п) Опись церковному имуществу заведена в 1898 года, хранится в целости, проверена в 1905 году.

р) Приходно-расходные книги в суммах свечгой и церковной за шнуром и печатию, 6 писанных листов, 44 не писанных.

с) Исповедные росписи находятся в целости с 1811 года.

т) Книги, до церковного круга подлежащие есть все.

В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 426 томов.

у) Церковные деньги в целости за ключем церковного старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 6000 руб. … коп., а билетов находится в целости в церковном денежном ящике.

ф) Имеющиеся в приходе школы одна двух-классная церковно-приходская в погосте Пенино с 1907 г., две одноклассные церквно-приходские школы: Буряжская с 188 4 г., Ожевская с 1903 г. и три земские: Кошелевская с 1879 г., Гонежская с 1905 г. и Даниловская с 1907 г.

Церковная школа помещается в доме собственном на содержание ее отпускается от Епархиального Совета 200 р. В сем году в ней обучается 56 мальчиков и 49 девочек.

х) При церкви состоит старостою церковным проводятся выборы нового церковного старосты который должность свою проходит с

ц) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1913 году.

 

I. Священник Сергей Николаев Иванов, рожд. 30.06.1873 г.

Сын священника Петроградской Епархии.

В 1895 г. окончил курс Петроградской Духовной Семинарии по 1 нагр. со званием студента.

Состоял классным надзирателем в Петроградском Александро-Невском Духовном училище в 20.09.1896 – 1.06.1901 гг., и в то же время занимал должность библиотекаря.

В 1900 г. Высочайше утвержден в чине коллежского секретаря.

15.04.1901 г. Указом Духовной Консистории за № 2222 определен к сей церкви старшим священником.

26.06.1901 г. рукоположен в сан священника.

Указом Духовной Консистории за № 7380 назначен на должность следователя 4 благочинного округа, Гдовского уезда.

Грамоту и Указ имеет.

 

В 1903 г. награжден  скуфьею.

В 1906 г. награжден набедренником.

В 1910 г. награжден камилавкою.

В 1913 г. награжден наперсным крестом.

В 1915 г. награжден орденом Св. Анны 3 ст.

Содержание от казны получает 400 р. в год.

Кружечных доходов 440 р. 11 к. и % с причтового капитала 72 р. в год.

 

Жена Мария Александровна 22.01.1884 г.р.

 

Дети:

 

Галина 29.01.1903 г. р.

Милица 3.06.1904 г. р.

Ростислав 21.12.1905 г. р.

Мстислав 3.06.1911 г. р.

Злата 28.08.1913 г.р.

 

Находятся при родителях.

 

II. Священник Николай Симеонович Никольский род. 14.10. 1872 г.

Сын Священника Петроградской епархии.

 

В 1896 г. окончил курс Петроградской Духовной семинарии по 2 разр.

10.04.1901 г. Указом Духовной Консистории за № 2050 определен к сей церкви священником.

10.09.1901 г. рукоположен в сан Священника.

7.09.1909 г. Указом Духовной Консистории за № 3659 утвержден помощником благочинного.

10.09.1910 г. Указом Духовной Консистории за № 6063 возложена обязанность по страхованию от огня церковных строений по 2 Гдовскому округу.

31.01.1911 г. Указом Духовной Консистории за № 2714 назначен благочинным 4-го Гдовского округа.

Грамоту и Указ имеет.

 

В 1903 г. награжден набедренником.

В 1906 г. награжден скуфьею.

В 1908 г. награжден камилавкою.

В 1912 г. награжден крестом.

В 1915 г. награжден орденом Св. Анны 3 ст.

Содержание от казны получает 400 р. в год.

Кружечных доходов 440 р. 11 к. и % с причтового капитала 72 р. в год.

Жалованья по должности благочинного 300 р. в год.

 

Жена Евдокия Николаева 18.02.1881 г. р.

 

Дети:

 

Анна 24.06.1903 г.

Вера 20.08.1904 г.

Павел 10.08.1906 г.р.

Капитон 25.06.1908 г.р.

 

Находятся при родителях.

 

III. Диакон Василий Валентинов Кедров род. 9.03.1878 г.

Сын Священника Петроградской епархии.

Содержание от казны получает 200 р. в год.

Кружечных доходов 293 р. 41 к. и % с причтового капитала 48 р. в год.

 

В 1899 г. уволен из II класса Петроградской Духовной Семинарии.

15.09.1899 – 20.10.1901 гг. состоял учителем Хрельской церковноприходской школы

15.09.1899 г. определен к сей церкви …

5.03.1903 г. посвящен в стихарь.

21.11.1907 г. рукоположен в сан диакона на вакансию псаломщика.

С 18.03.1908 г. состоит законоучителем в Буряжской церковно-приходской школе.

С 11.01.1908 г. [состоит учителем] в Овсищенской и Кошелевской и Гонежской земских школах.

19.01.1911 г. Указом Духовной Консистории за № 501 определен к сей церкви штатным диаконом.

Грамоту за № 10593 имеет.

 

Жена Елизавета Васильева 12.08.1878 г.р.

 

Дети:

 

Зинаида 12.08.1907 г. р.

Евгения 8.12.1908 г. р.

Нина 14.01.1909 г. р.

Ольга 1.06.1912 г.р.

Николай 15.09.1913 г.р.

Серафим 4.03.1915 г.р.

 

Находятся при родителях.

 

IV. Псаломщик Николай Иоаннов Рахманин 4.05.1822 г. рожд.

Сын диакона Введенского, Лейб-Гвардии Семеновского полка, …

В 1898 г. уволен по прошению из I класса Петроградской Духовной Семинарии.

10.01.1902 г. допущен к исправлению обязанностей помощника при Успенско-Сясьской церкви Новоладожского уезда.

9.04.1903 г. утвержден в сей должности.

7.10.1903 г. в видах пользы службы переведен к церкви Никольско-Сясьского погоста, того же уезда.

18.03.1914 г. переведен к церкви Кусягского Спасо-Пребраженского погоста.

18.06.1916 г. согласно прошению, переведен на настоящее место.

 

Жена Елизавета Феодорова 22.11.1879 г. р.

 

Дети:

 

Нина 31.12.1904 г.р.

Николай 7.06.1907 г. р.

Софья 1.08.1912 г. р.

Павел 23.01.1916 г. р.

 

V. Просфорня дочь Протоиерея Вера Николаева Верховская 35 лет от роду.

3.04.1915 г. Указом Духовной Консистории за № 1611 определена к сей церкви просфорней[351].

 


 

 

Пенино.

Интерьер храма во имя Рождеста Богородицы.

Фотография неизвестного происхождения.


 



Архивы

 

Об устройстве и ограждении нового кладбища на Пенинском и Старопольском погосте Гдовского е.и.в. имения. 17.06.1843 – 15.03.1849. ЦГИА. Ф. 1205. О. 11. Д. 3363. Л. 19.

О рассмотрении проекта церкви в Пенинском погосте Гдовского у.

13.05.1893 – 26.01.1895. ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 20. Дело 59. Л. 10.

 

Протоколы общих собраний первичной комсомольской организации колхоза «Декабрист». 20.11.1948 – 20.11.1948. ЦГАИПД СПБ. Ф. Р-87К. О. 4. Д. 29. Л. 2.

Сообщено учит. Доложского земск. училища Гаврил. Петр. Полосухиным." (Архив ИИМК РАН Ф. 37. 1900 - 1901. д. 1. Сведения о древностях по Гдовскому у. Петербургской губ., собранные Спб Археолгич. ин-том для составления археологич. карты губ. л. 3 - 3 об.).

 

Пенино.

Роспись в барабане храма. 2008.

 

 


[1] Церковь Рождества Богородицы в Пенине // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. С. 210.

[2] Описание С.-Петербургской губернии по уездам и станам. СПБ. 1838. С. 41.

[3] Церковь Рождества Богородицы в Пенине // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. С. 210.

 

[4] ЦГИА. Ф. 262. О. 5. Д. 257. О возобновлении межевых признаков дворового места крестьянина Исакова, находящегося внутри дачи Пенинской церковной земли. 1871. Л. 14.

 

[5] Видимо, прямо через дорогу.

[6] Ведомость о церкви Рождества Божией Матери С-Петербургской Епархии Гдовского уезда Пенинского погоста за 1900 г. Без выходных данных. Архивные изыскания М.И. Критской (СПБ – Кошелевичи).

 

[7] Ведомость о церкви Рождества Божией Матери, С.Петербургской Епархии, Гдовского уезда, Пенинского погоста за 1868 г. // Ведомость Пенинской Рождества Богородицы церкви с 1833 по 1871 гг. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 39 а. Л. 122 об.

[8] Ведомость Пенинской Рождества Богородицы церкви с 1833 по 1871 гг. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л.81.

[9] Будько В.И. Доложск. Павел Яновский и другие. Рукопись. 2014.

[10] Мнушко А.И. Пенино, Козья Гора // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28 – 29. Сс.79 – 80.

[11] Об оскорблении и избиении дьячка Степана Ефимова священником Пенинского погоста Гдовского у. Михаилом Ивановым. 03.01.1812 – 26.10.1815. ЦГИА. Ф. 19. О. 122. Д. 150.

[12] Бароны Штакельберги в 1838 г. владели в приходе пог. Пенино девятью деревнями, в т.ч. дд. Кошелевичи 1-я, 2-я, 3-я, где у них был усадебный дом с парком. В наше уже время Кошелевичи называли «Деревня трех аллей». До войны в деревне сохранялись во множестве крестьянские дома с богатой резьбой.

[13] В приходе пог. Пенино имением Кошелевичи в нач. XIX в. владели остзейские бароны Штакельберги. Видимо, один из них, некий Метор Шакельберг, исполнял должность земского исправника.

[14] Д. Липо.

[15] ЦГИА. Ф. 19. О. 122. Д. 150. Лл. 16 – 17.

[16] ЦГИА. Ф. 19. О. 122. Д. 150. Л. 23, 23 об.

[17] ЦГИА. Ф. 19. О. 122. Д. 150. Л. 26.

[18] ЦГИА. Ф. 19. О. 122. Д. 150. Л. 27.

[19] Ведомость церкви Рождества Божией Матери, состоящей Гдовского уезда в Пенинском погосте за 1833 год. // Ведомость Пенинской Рождества Богородицы церкви с 1833 по 1871 гг. Ф. 652. О. 1. Д. 39а. Лл. 1 – 8.

[20] Предыдущая документация по храму сгорела в 1811 в доме местного священника Иванова.

[21] Петергоф.

[22] Цифра, указанная в таблице – неверна. – На ее месте должна быть цифра – 749.

[23] Имеется в виду то, что документы на спорную пустошь «Донец» сгорели в 1811 г. в доме священника Иванова. Тогда же в его доме сгорели другие церковные документы.

По пустоши «Донец» в Пенино будет вестись серьезное дело, которое дойдет до самых высоких судов и инстанций. Документов по этой части в ЦГИА много.

[24] Ведомость церкви Рождества Божией Матери, состоящей Гдовского уезда в Пенинском погосте за 1833 год. // Ведомость Пенинской Рождества Богородицы церкви с 1833 по 1871 гг. Ф. 652. О. 1. Д. 39а. Лл. 1 – 8.

 

[25] Описание С.-Петербургской губернии по уездам и станам. СПБ. 1838. С. 41.

 

[26] Петербургская губерния. Гдовский уезд. Погосты Пенино и Лосицы. Церковь Рождества Богородицы и Кладбищенский храм. РГИА. Ф. 1293. О. 169. Д. 1324.

[27] О постройке колокольни при Пенинской церкви Рождества Богородицы. 09.10.1842 – 11.09.1848. ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Л. 13.

[28] В.А. Назаров. Сайт «Гдовские усадьбы». – «Усадьба Томсона».

[29] РГИА. Ф. 536. О. 9. Д. 11090.

[30]

[31] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Л.1.

[32] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Лл. 2, 2 об.

[32] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Л. 1.

 

[33] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Л. 3.

[34] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Лл. 7, 7 об.

[35] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Лл. 9, 9 об.

[36] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Л. 10.

[37] Л.

[38] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Л. 12.

[39] ЦГИА. Ф. 1936. О. 1. Д. 6. Л. 15.

[40] Л. 6.

[41] Л. 8.

[42] О купленных Священником Села Пенина Федором Скроботовым, самовольно проданных крестьянами сего ведомства деревень: Дретна Карпом Симановым и Любитова Тимофеем Авдеевым домах.27.08.1842 – 28.02.1857. ЦГИА. Ф. 1205. О. 11. Д. 3477. Лл. 90, 90 об.

[43] Об устройстве и ограждении нового кладбища на Пенинском и Старопольском… 17.06.1843 – 15.03.1845. ЦГИА. Ф. 1205. О. 11. Д. 3363. Л. 5.

[44] ЦГИА. Ф. 1205. О. 11. Д. 3363. Лл. 6 – 7.

[45] ЦГИА. Ф. 1205. О. 11. Д. 3363. Лл. 14, 14 об.

[46] ЦГИА. Ф. 1205. О. 11. Д. 3363. Л. 18.

[47] О пустоши Донце состоящей в заведовании Священноцерковнослужителей погоста Пенина принадлежащей крестьянам дер. Дретна и Коленца. 4.10.1843 – 16.05.1852. ЦГИА. Ф. 1205. О. 11. Д. 3366. Лл. 38 – 39.

[48] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43. Л. 1.

[49] По жалобе дьякона Пенинского погоста Гдовского уезда Павла Положенского на священника Стефана Покровского за принуждения его подписывать ложные документы. 20.06.1849 – 12.10.1850. Ф.19. О. 41. Д. 43. Обложка.

[50] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43. Лл. 1 – 2 об.

[51] 9 об.

[52] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43.

[53] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43. Л. 29.

[54] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43. Лл. 37 – 38 об.

[55] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43Л. 64.

[56] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43. Л. 16.

[57] ЦГИА. Ф. 19. О.41. Д. 43. Л. 64.

[58] Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Село Пенино. Хозяйственная переписка и смета. 1833 – 1871. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 2, 2 об.

[59] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 3.

[60] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 5, 5 об.

[61] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 9.

[62] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 13.

[63] Ведомость Пенинского погоста; Церкви Рождества Божией Матери; состоящей в Гдовском Уезде за 1842-й год // Ведомость Пенинской Рождества Богородицы церкви с 1833 по 1871 гг. Ф. 652. О. 1. Д. 39а. Л. 17 об.

 

[64] Ведомость о церкви Рождества Божией Матери Санкт Петербургской Епархии,

Гдовского уезда, Пенинского погоста за 1858 г. // Ведомость Пенинской Рождества Богородицы церкви с 1833 по 1871 гг. Ф. 652. О. 1. Д. 39а. Л. 9.

[65] Кашкаровы имели основным имением Щепец, пог. в среднем течении р. Плюссы.

[66] Ведомость о церкви Рождества Божией Матери Санкт Петербургской Епархии,

Гдовского уезда, Пенинского погоста за 1858 г. // Ведомость Пенинской Рождества Богородицы церкви с 1833 по 1871 гг. Ф. 652. О. 1. Д. 39а. Лл. 9 – 18.

[67] Рудно // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 172 – 177.

[68] Церковь Архангела Михаила в погосте Сижно // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. С. 205.

[69] В этом месте оторван угол листа.

[70] Живописцев.

[71] Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Село Пенино. Хозяйственная переписка и смета. 1850 – 1871. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 15, 15 об.

[72] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 16, 16 об.

[73] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 18.

[74] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 19.

[75] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 21.

[76] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 22.

[77] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 22.

[78] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 26, 27 об.

[79] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 28, 28 об.

[80] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 29 – 30 об.

[81] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 32.

[82] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 33 – 34.

[83] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 35.

[84] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 36 – 37.

[85] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 38.

[86] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 39, 39 об.

[87] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Л. 40.

[88] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 41, 41 об.

[89] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 42 – 43.

[90] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 37. Лл. 45, 45 об.

[91] Будько В.И. Ефим Андреев. Доложск и Выскатка. Рукопись. 2016.

[92] Императорская Санктпетербургская Академия Художеств 1764 – 1914. II Т. Составитель С.Н. Кондаков. С. 159.

[93] Там же.

[94] Обычно в селах за недостатком средств иконостасы бронзировали, т.е. красили бронзовой пудрой «на припорх». Детали предварительно крыли отмученной глиной и даже левкасили мелко протертым мелом. Эту операцию повторяли многократно, пока не скрывали огрехи резчиков. – Покрытые глиной детали каждый раз зачищали шкуркой и полировали до блеска фланелью, после чего покрывали лаком, на который в момент отлипа мягкой кистью напылялась порошковая бронза. – При таком способе бронза не обволакивалась частичками связующего, а потому – долго не окислялась и давала хороший эффект.

[95] Сегодня специалисты делат книжки по 10, 30 и 60 листов золота. Очевидно, что это – стандарт исторический.

[96] «Искусство иконописцев, вообще, должно быть свидетельствуемо духовными лицами; впрочем, признано полезным посредничество между заказчиками и мастерами иконописания со стороны академии художеств. Чаще всего, современные иконописцы пользуются руководством, одобренных св. синодом «иконописных подлинников», составленных академиком Солнцевым по древним византийским и русским подлинникам». Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

[97] Старорусские мастера широко пользовались прорисями, разметка которых в виде черт в левкасе древних досок хорошо видна.

[98] «Искусство иконописцев, вообще, должно быть свидетельствуемо духовными лицами; впрочем, признано полезным посредничество между заказчиками и мастерами иконописания со стороны академии художеств. Чаще всего, современные иконописцы пользуются руководством, одобренных св. синодом «иконописных подлинников», составленных академиком Солнцевым по древним византийским и русским подлинникам».

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

[99] Андреев Е.А. Погост Доложский // Указ. соч. Сс. 150 – 178.

Очень важные свидетельства Е.А. Андреева.

Никто кроме него никогда не перечислял лиц, причастных к строительству храма в Доложском погосте.

[100] Дело о постройке Успенской церкви в Доложском погосте. Ч. 2. 17/24.09.1857 – 28.12.1862. ЦГИА. Ф. 19. О. 49. Д. 33. Л. 41.

[101] Там же. Лл. 44, 44 об.

[102] Там же. Л. 58. Бланк Строительной комиссии.

[103] Там же. Лл. 59 – 60.

[104] РГИА. Ф. 759. О. 40. Д. 1103. О награждении Неклассного Художника Постемского орденом Св. Станислава 3 ст. 22 янв. 1872 г. Лл. 2 об., 3.

[105] О нежелании крестьян деревни Дретна дать усадебного места, для постройки избы солдатки Кириловой. 25.08.1862 – 21.09.1863. Ф.1205. О. 11. Д. 3524.

[106] Церковь Рождества Пресв. Богородицы, в Пенинском погосте // Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской Епархии. СПБ. 1867.

 

[107] Л. 24 об.

[108] Л. 26.

[109] Не совсем ясная помета карандашом, расположенная безотносительно указанной графе, очевидно, обозначающая дату рождения С.Ф. Никольского.

[110] Клировая ведомость С.Петербургской епархии, Гдовского уезда Пенинского погоста Рождество Богородицкой церкви за 1872 год // Книга Рождества Богородицы церкви с 1872 по 1884 г. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 40. Лл. 4 об., 5.

 

[111] ЦГИА. Ф. 262. О. 5. Д. 257. О возобновлении межевых признаков дворового места крестьянина Исакова, находящегося внутри дачи Пенинской церковной земли. 1871. Л. 2.

 

[112] ЦГИА. Ф. 262. О. 5. Д. 257. О возобновлении межевых признаков дворового места крестьянина Исакова, находящегося внутри дачи Пенинской церковной земли. 1871. Л. 17.

 

[113] ЦГИА. Ф. 262. О. 5. Д. 257. О возобновлении межевых признаков дворового места крестьянина Исакова, находящегося внутри дачи Пенинской церковной земли. 1871. Л. 16.

 

[114] Описание С.-Петербургской губернии по уездам и станам. СПБ. 1838. С. 41.

[115] ЦГИА. Ф. 262. О. 5. Д. 257. О возобновлении межевых признаков дворового места крестьянина Исакова, находящегося внутри дачи Пенинской церковной земли. 1871. Л. 1.

 

[116] ЦГИА. Ф. 262. О. 5. Д. 257. Лл. 5, 5 об.

[117] Будько В.И. Станционные пункты. Почта // Север Гдовщины. Псков 2005. Сс. 119 – 125.

 

[118] Об отсылке в монастырь дьякона Пенинского погоста Гдовского уезда Василия Иванова за непорядочное поведение. 05.04.1873 – 08.08.1873. ЦГИА. Ф. 860. О. 1. Д. 1135.

[119] Об отсылке в монастырь дьякона Пенинского погоста Гдовского уезда Василия Иванова за непорядочное поведение. 05.04.1873 – 08.08.1873. ЦГИА. Ф. 860. О. 1. Д. 1135. Лл. 1, 2.

[120]

[121] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 41.

[122] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 41 об.

[123] РГИА. Ф. 1293. О. 169. Д. 1324. Петербургская губерния. Гдовский уезд. Погосты Пенино и Лосицы. Церковь Рождества Богородицы и Кладбищенский храм.

[124] Корреспонденция из пог. Пенино. Гдовского уезда

(Освящение нового храма) // С.-Петербургский Духовный Вестник. № 37. 1900. Сс. 447 – 448.

[125] Священник Симеон Фомич Никольский (Некролог) // С.-Петербургский Духовный Вестник. 1901. №№ 13 – 14. С. 156.

[126] 20 и 21 августа в новоустроенном храме погоста Пенина, Гдовского уезда, состоялось освещение двух боковых приделов во имя Cретения Господня и св. благоверного вел. князя Александра Невского // С.-Петербургский Духовный ветник. № 35. 1901. С. 410.

[127] Дело Пенинской Рождества Богородицы церкви. 1883 – 1906. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Лл. 22 – 23.

[128] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Л. 95.

 

[129] О рассмотрении проекта дома для причта в с. Пенино Гдовского уезда. 1.06.1885 – 17.06.1885. ЦГИА. Ф. 256. О. 13. Д. 45. Л. 2.

[130] ЦГИА. Ф. 256. О. 13. Д. 45. 1.06.1885 – 17.06.1885. Л. 2.

[131] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 57.

[132] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Лл. 22 – 23.

[133] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 85.

[134] Церковь Рождества Богородицы в Пенине // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. С. 210.

 

[135] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл.32, 32 об.

[136] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 2 – 18.

[137] За неимением в деревне сельского старосты…

ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 3, 3 об.

[138] Здесь и далее орфография оригинала в основном сохранена.

[139] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 5, 5 об.

[140] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22.

[141] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Л. 19.

[142] Отчет Земской управы Гдовского уезда за время с 1-го июля 1891 года по 1-е июля 1892 г. Проект, - смета и раскладка уездных земских повинностей на 1893 год. Нарва. 1892. Сс. 142 – 149.

[143] Там же. Сс. 172 – 174, 178 – 181.

[144] Совр. д. Дубо.

[145] Там же. Сс. 196 – 197.

[146] Там же. Сс. 205 – 207.

[147] Там же. Сс. 212 – 214.

[148] Крестины.

[149] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Документы о деятельности церкви (указы С.-Петербургской духовной консистории, в т. ч. о постройке новых каменного храма и церковного дома; предписания Гдовского духовного правления; рапорты причта благочинному; акты обозрения церкви; смета на постройку нового каменного храма; выписки из метрических книг и др.). 1880 – 1906. Л. 74.

[150] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 75.

[151] Никонов Николай Никитич – губернский секретарь. 11.10.1893 – 21.03.1907. ЦГИА. Ф. 19. О. 115. Д. 1289. С. 1 об.

[152] Лисовский В.Г. Поборник «русского стиля» // ЛП. 1983. № 3. Сс. 30 – 33.

Будько В.И. Павел Яновский и другие. Рукопись. 2014.

[153] Миропольская Р.А. https://www.nrfmir.ru/en/content/arhitektory-peterburga-nikolay-nikonov

[154] Никонов Николай Никитич – губернский секретарь. 11.10.1893 – 21.03.1907. ЦГИА. Ф. 19. О. 115. Д. 1289. Сс. 1 – 1 об.

[155] Дело Пенинской Рождества Богородицы церкви. 1883 – 1906. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 11.

[156] Урочное положение для строительных работ. СПБ. 1869.

[157] О рассмотрении проекта церкви в Пенинском погосте Гдовского уезда. ЦГИА. Ф. 256. О. 59. Д. 20. Л. 3.

[158] ЦГИА. Ф. 256. О. 59. Д. 20. Л. 4.

[159] ЦГИА. Ф. 256. О. 59. Д. 20. Л. 5.

[160] ЦГИА. Ф. 256. О. 59. Д. 20. Л. 6.

[161] ЦГИА. Ф. 256. О. 59. Д. 20. Л. 7.

[162] Сажень – старая русская мера длинны, равная 213,36 см, или 7 английским футам.

[163] Урочное положение для строительных работ. СПБ. 1869.

[164]Вершок – старая русская мера длинны, равная 4,4 см.

[165] Дело Пенинской Рождества Богородицы церкви. 1883 – 1906. ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Лл. 1 – 11.

[166] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 21 – 22 об.

[167] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 23 – 24 об.

[168] ЦГИА. Ф. 256. О. 25. Д. 85. О разрешении на восстановление ветхой часовни в с. Доложском Гдовского уезда; чертежи. 17.07.1898 – 13.08.1898.

[169] Мне представляется, что социализм и церковь могли бы прекрасно сочетаться и сосуществовать в СССР, не будь у власти в новой России оголтелые русофобы. – Им русская церковь почему-то мешает до сих пор. Почему те же большевики сегодня не могут спокойно относится к церкви, не понятно. 

[170] Духовенство С.-Петербургской епархии. СПБ. 1867.

Место рождения его при этом остается неизвестным.

[171] Ведомость 1900 г. является одним из последних документов о священнике. В ней указан весь жизненный путь Я.Д. Яновского.

Клировые ведомости церквей Гдовского уезда за 1900 г. // Клировая ведомость о церкви Успения Божия Матери, состоящей в Доложском Погосте, Гдовского уезда за 1900-й год. ЦГИА. Ф. 19. О. 113. Д. 3910.

[172] Покровская церковь в селе Уторгощах

Село Уторгощи или Уторгощ находится в 217 вер. от Петербурга и в 85 от Луги, и получило свое имя от деревни «Малая Уторгощ», стоящей в полуторых верстах от церкви. Пока строилась церковь, причт жил в этой деревне. Когда же на погосте построили дом священника, то самый погост стал называться «Уторгощи», Погост расположен на «Новгородско-Феофиловском» шоссе, в местности ровной, каменистой, среди лесов и кустарника.

До 1864 года здесь не было ни церкви, ни отдельного прихода. Епархиальное начальство предложило здешним обывателям, в 1856 или 1857 году, построить церковь на их собственный счет. Обыватели, потому ли, что вообще отвыкли от храма Божия, или боясь вполне разориться, отнеслись к делу равнодушно. К тому же, около того времени, начал здесь укореняться раскол и ревнители раскола внушали крестьянам, что, на устроение церкви, придется свести со двора «последнюю корову». Меньшинство, желавшее иметь церковь, затруднялось и недостатком средств и отсутствием лиц, которые взялись бы за дело и довели его до конца. В 1862 году, два крестьянина деревни Буйна, Василий Яковлев и Авдей Дмитриев, как люди более набожные и разумные, положили начало святому делу.

Посещая Новгородские святыни, они узнали, что вблизи Новгородского Деревяницкого монастыря, в селе Георгиевском, есть старая, деревянная, не употребляемая для службы, церковь. Узнав, что причт согласен ее продать и уверившись в ее прочности, крестьяне стали убеждать своих односельчан к тому, чтобы купить церковь. Крестьяне, в числе 750 ревизских душ, решились, в течении трех лет, жертвовать на покупку церкви по 1 р. 50 коп. с человека. Василий Яковлев стал хлопотать пред начальством. Церковь была куплена за 500 р. из коих 200 руб. следовало уплатить тотчас, а 300 чрез год. Хотя собрали только 200 руб., но церковь зимою 1864 года была перевезена в Уторгощи. В селе Георгиевском она стояла 150 лет.

Она была старинной архитектуры; вместо купола, на ней устроены были 4 осьмигранника, почему церковь казалась довольно высокою; окна и двери были небольшие. Церковь была без фундамента, обшита тесом и покрыта железом. Так как устроенная в этом виде церковь была и тесна и некрасива, то епархиальный архитектор Карпов составил новый рисунок, все части расположил симметрически, из вместо осьмигранников, устроил 4 фронтона и осьмигранную, с главой, конусообразную крышу. Церковь стала ниже, но за то проще и красивее.

После перевозки церкви Василий Яковлев, видя мало сочувствия к своему делу среди односельчан и затрудняясь недостатком средств, отказался от участия в устроении церкви. Место его занял Лугский 2 гильдии купец, Иван Максимов, происходивший из крестьян деревни Жидов и принявший звание церковного старосты. В апреле 1863 г. прибыл сюда новоопределенный священник Яков Дмитриев Яновский. Прихожане, видя, что в их селе устроился причт, охотно взялись за дело устроения церкви. 9-го мая 1864 года была совершена закладка церкви, при капитале в 75 рублей. Ивану Максимову вверили в долг и местные обыватели и жители Петербурга. Каждый раз когда Яновский был в Петербурге, он привозил оттуда и деньги и строительный материал и церковную утварь. Кроме того Яновскому необходимо было постоянно смотреть за постройкой, так как крестьянин строивший церковь, никогда этим не занимался, а иметь архитектора было не посредствам, да и прихожане, нанимая плотника, не знали, что церковь будет построена в другом виде, но при всем том работа продолжалась и к 1 октября 1863 года церковь была готова, кроме малярных работ, особенно иконостас, который мастер взялся изготовить за 400 р. с. Церковь освящена 5-го февраля 1864 года благочинным Андреем Ласкиным. Вся постройка стоила около 2,000 р. с. Длина храма 10 саж, ширина 5 саж., высота 4 1/з саж. Храм обшит новым тесом, покрыт железом, с двумя, покрытыми тесом, галереями по бокам. В 1867 году к храму пристроена деревянная колокольня, шпиль которой покрыт железом. Все здание церкви окрашено французской охрой, железная крыша и шпиль - медянкою.

Антиминс священнодействован епископом Герасимом 21го мая 1864 г.: церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В церкви замечателен иконостас, взятый из Георгиевской церкви, Иконы в нем частью потемнели от времени и частью представляют произведение какого то художника самоучки, не обладавшего уменьем писать иконы. В иконостасе можно только разобрать лики – Ефрема Перекомского, Михаила Клопского, Леонтия Ростовского и Никиты Новгородского.

Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ, 1885. Лужский уезд. Церкви второго благочиннического округа. http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga2.htm

[173] Сообщение было написано еще до назначения Я.Д. Яновского в Доложск:

Долоцко (Гдовск. у.). Отсюда нам пишут: «Я уже сообщал вам (см. № 5), что в нашем приходе шесть школ, но из них лучшая – наша Долоцкая. Теперь мы приводим факт, ясно доказывающий плохое состояние наших школ по учебной части. На днях нашу лучшую школу посетили двое из покровителей народного просвещения. Осматривая школу, они, между прочим, вздумали полюбопытствовать о знании воспитанников. С этою целью они вызывают одного из лучших школьников и задают ему такой вопрос: что «в чем заключается – куль в четверике или четверик в куле?» «Куль в четверике!» отвечает лучший ученик и начинает доказывать. Попечители невольно рассмеялись. Спрашивают другого, за ним и третьего... Что же? И эти подтверждают ответ своего товарища. Попечители, видя такие блистательные успехи по арифметике, не сочли нужным спрашивать учеников по другим предметам и поспешили скорей удаляться из школы…»

Гдовско-Ямбургский листок. № 12. 1872.

[174] Руга – плата причту и вообще кому-либо – натурой. Отсюда, очевидно, происходит старинное название г. Нарва – Ругодив.

[175] Как это по-русски, – не платить прожиточный минимум учителю, священнику. – Сегодня достойной оплаты труда нет, и не существует многим категориям трудящихся по всей России. Производительность труда при этом в стране составляет в 5 – 6 раз меньшую цифру, чем в США и Европе.

[176] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Лужский уезд. Церкви второго благочиннического округа. http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga2.htm

[177] Очевидно, что период неплатежей был исключением из правил.

Клировая ведомость о церкви Успения Божия Матери, состоящей Гдовского уезда, в Доложском Погосте, по штату 1-го класса за 1881-й год // Клировые ведомости церквей Гдовского уезда за 1881 г. ЦГИА. Ф. 19. О. 113. Д. 3129.

В клировой ведомости за 1900 г. он указывает годы работы в этой школе: «Состоял законоучителем Матокской народной школы 1871 – 1881 1 октября».

[178] Маеров М. Отношение крестьян к современным порядкам обучения в школе (Заметки сельского учителя) // Гдовско-Ямбургский листок. № 25. 1872. Сс. 5 – 7.

[179] Скроботов Н.А. Отношение уездных земств Петербургской губернии к народному образованию // Гдовско-Ямбургский листок. № 30. 1872. Сс. 1 – 5.

[180] Клировые ведомости церквей Гдовскаго уезда за 1881 г.

[181] Там же.

[182] Клировая ведомость о Церкви Успения Божией Матери, состоящей Гдовского уезда в Доложском погосте, по штату за 1892 й год // Клировые ведомости церквей Гдовского уезда за 1892 г. ЦГИА. Ф. 19. О. 113. Д. 3637. Л. 162 об.

[183] Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. Под редакцией Н.М. Кутепова. СПБ. 1899.

[184] Будько В.И. Доложск. Павел Яновский и другие. Рукопись. 2014 – 2019.

[185] Студенты Духовных учебных заведений часто выступали с проповедями в храмах столицы и епархии.

[186] В одной из корреспонденций П.Я. Яновский указывает, что «в одной церкви, напр., приходилось … встретить древнюю, огромных размеров икону «Страшного Суда» – по всем видимостям XVI века, но, к сожалению, совершенно испорченную кистью какого-то живописца-реставратора».

Яновский П.Я. Из с. Долоцкого, Гдовского уезда // С.-Петербургский духовный вестник». № 27. 1900. С. 330.

Освящение храма в селе Долоцком, Гдовского уезда // С.-Петербургский духовный вестник. №35. 1899. С. 411.

[187] Совр. г. Сланцы Ленинградской обл.

[188] Воспоминания о Никольщине, погосте Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии, по поводу освящения храма 9-го Мая 1898 года. СПБ. 1898.

[189]Храм построен по плану епархиального архитектора Н.Н. Никонова. Примеч. автора.

[190] Воспоминания о Никольщине.

[191] Все поименованные образа пожертвованы причтом Спасо-Сенновской, что в Петербурге, церкви; запрестольный образ оценивается в 1000 рублей. Примеч. автора.

[192] Воспоминания о Никольщине, погосте Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии, по поводу освящения храма 9-го Мая 1898 года. СПБ. 1898.

Будько В.И. Доложск. Павел Яновский и другие. Рукопись. 2014 – 2019.

[193]Стилистический оборот «близ так называемой «пещеры» будет использован и в корреспонденции из с. Доложского в той же газете в 1901 г. Подписана она будет – «П. Долоцкий».

[194] Большой луг в правобережье р. Долгой давно зарос сорным лесом. Сегодня Св.-Успенская Пещера находится в глухом лесу.

[195] «Почти каменистый грунт» – «смысловая неточность». – Тело Пещерской горы – девонский песчаник, мягкий настолько, что царапается щепкой и размывается водой.

[196] Колодец сегодня затянут песком более, чем на метр. Заплыли и боковые ходы. Росчисть их сопряжена с большим риском.

[197] Выстроенный Св.-Успенский храм на Пещере так же не мог вместить всех желающих. Малые размеры его были вызваны естественными причинами. Площадка у Пещеры была чрезвычайно мала. Возведение в таких условиях надежного фундамента и устойчивого строения, – сложная техническая задача. Для производства работ воды реки были отведены в искусственное русло, сохранившееся доныне. Вешние воды в момент таяния снега регулировались с помощью мельничной плотины.

[198] Новгородские писцовые книги представляют богатейший материал для церковно-гражданской истории нынешней С.-Петербургской губернии в до-петровскую эпоху. Жаль, что этим материалом почти не воспользовались авторы, участвовавшие в составлении «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии», хотя значительная часть новгородских писцовых книг тогда уже была издана Археографической комиссией. Нельзя не приветствовать поэтому недавно вышедший книжки архимандрита Сергия (Тихомирова): «Новгородский уезд, Вотской пятины, по писцовой книге 1500 г.», Москва, 1900 г., где, между прочим, есть любопытные данные о восточной половине нынешнего Лужского уезда. Прим. П.Я. Яновского.

[199] В новейшей противораскольнической литературе, касательно этого необычного перстосложения, встречающегося на древних иконах, высказывается тот взгляд, что такое сложение перстов не есть перстосложение для крестного знамения или благословления, а обозначает только, что изображенное на иконе лицо представляется говорящим. Прим. П.Я. Яновского.

[200] Очевидно, данная икона Страшного суда издавна принадлежала доложским храмам. О ней – далее, в «Рапорте причта Доложской Успенской церкви Гдовского уезда (28.04.1903), в деле ЦГИА. Ф. 19. О. 95. Д. 1. Об упорядочении охранения памятников церковной древности в церквах и монастырях Империи.

[201] Яновский П.Я. Из с. Долоцкого, Гдовского уезда (корреспонденция) // С.-Петербургский духовный вестник. № 27. 1900. С. 330.

[202] ЦГИА. Ф. 19. О. 89. Д. 7. Церковь в селе Ветвенник Гдовского уезда. 1897 – 1910.

[203] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 63.

[204] Мне довелось снимать на малый фотоаппарат означенные материалы в ЦГИА 6.12.2019 г., и это были для меня как исследователя – незабываемые моменты.

[205] А.А. Бовкало. Сайт.

[206] О том, что Гаврилов иногда именовался еще и Стекольниковым, свидетельствует в найденных делах ЦГИА еще один документ.

[207] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 71.

[208] В материалах разного рода дел по храму во имя Рождества Богородицы нигде не сказано о существовании в храме иконостасов в боковых приделах.

[209] Альфрейщик – художник-специалист по рисовке узоров и орнаментов на стенах. Он же обычно рисует в церквях т.н. «полотенца», имитирует «мрамор», пишет тексты и вообще изображает все изыски в интерьере, не касаясь икон.

[210] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 64.

[211] Священник Николай Павский служил 1889 – 24.02.1896 гг. настоятелем храма во имя Св. Георгия Победоносца и Великомученника в пог. Ложголово. Об этом известно из сообщения сайта А.А. Бовкало.

[212] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 84 об.

[213] Фраза зачеркнута писарем Духовной консистории. Написание «Храм в пог. Пенино во имя в Бозе почившего Императора Александра II-го» – неправильно. Правильно было бы писать: «Храм во имя Рождества Богородицы».

[214] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Лл. 64, 64 об.

[215] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 84 об.

[216] Там же.

[217] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Лл.88, 88 об.

[218] Справочная книга о лицах С-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах в торговых домах. СПБ. 1900. С. 195.

 

[219] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 21 – 22 об.

[220] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл.32, 32 об.

[221] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Л. 34.

[222] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл.

[223] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 37, 37 об.

[224] Адрес архитектора Н.Н. Никонова на Невском проспекте зачеркнут, а рядом карандашом дописано, что он проживает на даче в Шувалово.

ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 29, 29 об.

 

[225] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 12.

[226] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 52.

[227] ЦГИА. Ф. 19. О. 85. Д. 22. Лл. 54 – 56.

[228] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 68.

[229] Церковь во имя Рождества Божией Матери, что в Пенинском погосте // Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. Под редакцией Н.М. Кутепова. СПБ. 1899.

 

[230] Без выходных данных. Архивные изыскания М.И. Критской (СПБ – Кошелевичи).

[231] Яновский П.Я. Корреспонденция из пог. Пенино. Гдовского уезда (Освящение нового храма) // С.-Петербургский Духовный Вестник. № 37. 1900. Сс. 447 – 448.

[232] С 6 февраля 1899 г. – епископ Нарвский, викарий С.-Петербургской епархии. Был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских средних и низших учебных заведениях Петербурга. Википедия.

[233] Покровский И.Г. Гдовский уезд // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 113 – 121.

Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская Епархия. 1908. V выпуск. Иногородние церкви.

Галкин А.К. Гдовский Дмитриевский собор – кафедральный храм священномученика митрополита Вениамина // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 32. СПБ. 2004.

ПСРЛ. Псковские летописи. Т. V. Вып. 2.С. 94. М. 2000.

[234] Пенинской погост в дoпетровскую эпоху назывался также «Сумерским погостом»; в писцовых книгах Шелонской пятины Великого Новгорода он упоминается, как давно существующий: так, в сотной, данной в 1627 г. дьяками Баимом Болтиным, да Дементием Образцовым крестьянам Сумерской волости с писцовых книг 1622 года, на л. 160 читаем: «Сотня Ложголовская. Погост Сумерской Пенино, а на погосте церковь Рождества Пречистые Богородицы, древяна, клетки», и т. д. Рукопись эта находится в Москов. Архиве Мин. Юстиции. № К. 754. (См. Опис. докум. и бум. Москов. Арх. Мин. Юст., кн. I, СПБ., 1869, стр. 258 и у Неволииа «О пятин, и погост, новг. прил. V). Впервые Сумерский погост упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины за 1499 г. (рукоп. Моск. Арх. Мин. Юст. № 705, «Описания», т. I, стр. 169), а от 1505 года имеется уже отдельно «список с писцовой книги дворцовых земель в Сумерском погосте письма и меры дьяка Обреска Иванова Микитина» (Рукоп. Моск. Арх. Мин. Юст. № 706, «Опис. Док. и бум.» т. I, стр. 169). Примеч. П.Я. Яновского.

[235] Могила С.Г. Гаврилова находится при алтаре построенного им храма.

[236] Яновский П.Я. Корреспонденция из пог. Пенино. Гдовского уезда (Освящение нового храма) // С.-Петербургский Духовный Вестник. № 37. 1900. Сс. 447 – 448.

[237]

[238] П. Долоцкий. Священник Симеон Фомич Никольский (Некролог) // С.-Петербургский Духовный Вестник. 1901. №№ 13 – 14. С. 156.

 

[239] Там же.

П. Долоцкий, очевидно, один из псевдонимов П.Я. Яновского, который в этом конкретно номере на этой же странице дал другой материал.

[240] Яновский П.Я. 20 и 21 августа в новоустроенном храме погоста Пенина, Гдовского уезда // С.-Петербургский Духовный вестник. № 35. 1901. С. 410.

[241]

[242] Храм Святого Георгия // Средняя Рогатка. № 1 (15). 09.1998.

[243] Монахологий русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. С. 47.

Иеромонах Иакинф // Русский паломник. 1910. С. 387.

Иакинф Кузнецов. Википедия.

[244]

[245]Петербургские Святые. Календарь 2008. Сост. Л.А. Соколовская. СПБ. 2007.

 

[246] Без выходных данных. Архивные изыскания Н.Н. Наумовой (Сланцы – СПБ).

[247] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л.81.

[248] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л.81 об.

[249] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Лл.88, 88 об.

[250] ЦГИА. Ф. 652. О. 1. Д. 38. Л. 84 об.

[251] Статистические ведомости о приходах Петроградской епархии. 1914. ЦГИА. Ф. 796. О. 440. Д. 491.

 

 

[252]Церковь Рождества Богородицы в с. Пенине // Памятные записи о церквях и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Петроград. 1915.

 

[253] Покровские. Гдовский уезд. http://www.petergen.com/bovkalo/spbd/pokrovskygd.htm

[254] Сланцевский р-н Ленинградской обл.

[255]

[256] Беседа священника Доложской Успенской церкви Гдовского уезда при вступлении в должность церковного пастыря. СПБ. 1861.

[257] Воспоминания торжественнаго празднества и Крестного хода в селе Доложском. СПБ. 1861.

На 3-странице книги имеется титул, на котором написано:

Воспоминание торжественнаго праздненства и Крестнаго хода совершаемаго 15-го Августа с храмовою иконою Успения Пресвятой Богородицы в Пещерную часовню, находящуюся в С.-Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, Имения Его Императорскаго Высочества, Великаго Князя Константина Николаевича, Выскатской волости в селе Доложском. СПБ. 1861.

[258] Будько В.И. Ефим Андреев. Доложск и Выскатка. Рукопись. 2016.

[259] По рапорту благочинного Священника Троицкого об учреждении библиотеки при Доложской Успенской церкви Гдовского уезда. 27.03.1861 – 30.10.1862 – 4.03.1863. ЦГИА. Ф. 19. О. 53. Д. 20. Л. 1.

[260] Могила А.С. Покровского не сохранилась. На храмовом погосте в Доложске – множество крестов и памятников без надписей.

[261] Клировая ведомость о церкви Успения Божия Матери, состоящей Гдовскаго уезда, в Доложском Погосте, по штату 1-го класса за 1881-й год // Клировые ведомости церквей Гдовскаго уезда за 1881 г. ЦГИА СПБ. Ф. 19. О. 113. Д. 3129.

[262] Клировая ведомость о Церкви Успения Божией Матери, состоящей в Доложком погосте Гдовского уезда за 1900-й год // Клировая ведомость церквей 2-го Гдовского благочиннического округа за 1900 год. ЦГИА. Ф. 19. О. 113. Д. 3910.

[263] Тягунов Я.И. Современное положение некоторых школ в Гдовском уезде // Гдовско-Ямбургский листок. № 24. 1872. С. 7.

[264] Долоцко (Гдовск. у.). Отсюда нам пишут // Гдовско-Ямбургский листок. № 8. 23.02.1873.

[265] Протоиерей.

[266] Рудно село (Гдовский уезд) // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 31. С. 36.

[267] Покровские. Гдовский уезд. http://www.petergen.com/bovkalo/spbd/pokrovskygd.htm

[268] Ленинградский мартиролог. 1937 – 1938. www.visz.nlr.ru

[269] Священник Федор Иоаннович Скроботов, 55 л., рукоп. 1835 г., из Петербургской епархии // Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской епархии и состоящих при них священнослужителей и приходов с предварительным обозрением состава епархиального управления. СПБ. 1867.

Феодор Иванов Скроботов, перемещенный, в 1842 г. в Пенино // Погост «Ольгин крест» // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х СПБ. 1885.

[270] Будько В.И. Доложск. Павел Яновский и другие. Рукопись. 2014.

[271] Тягунов Я. Современное положение некоторых школ в Гдовском уезде // Гдовско-Ямбургский листок. № 24. 1872. С. 7.

[272] Погост «Ольгин крест» // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПБ. 1885.

[273] Клировые ведомости Гдовского уезда. Пенино. ЦГИА. Ф. 19. О. 113. Д. 2956.  Л. 89 об.

Будько В.И. Павел Яновский и другие. Рукопись. 2014.

[274] Бландов А. Заметки о сельских школах в Гдовском уезде. Из письма в редакцию // Гдовско-Ямбургский листок. № 17. СПБ. 1872.

[275] Пенино погост (Гдовск. у.) // Гдовско-Ямбургский листок. № 31. 1872. С. 16.

[276] Долоцко погост (Гдовск. у.) // Гдовско-Ямбургский листок. 1872.

[277] Церковь Рождества Богородицы в Пенине // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х СПБ. 1885. С. 210.

[278] Скроботов Н.А. Памятная книжка окончивших курс в С.-Петербургской духовной семинарии с 1811 по 1895 гг. СПБ. 1896.

[279] Cкроботов Н.А. Погост Долоцкое // Гдовско-Ямбургский листок. № 32. 1872. Подписано – «Ругодивцев».

[280] Cкроботов Н.А. Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии. Очерк Ругодивцева. С.-Петербург. 1873.

[281] Н.А. Скроботов (1841 – 1920 Батум), журналист.

Псевдонимы: Дядюшка-Болтушка; Н. С.; С – ов; С – ов, Н.; С – тов, Н.; С – тов, Н. А.

Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 4. М. 1960. С. 436.

[282] Ругодив – русское название Нарвы. Ругодивцы – жители Нарвы.

«Иоанн Васильевич повелел ругодивцев наказать примерно, дабы клятв впредь не нарушали, да и новую замиренную грамоту подписать» // Прозоров А.П. Заговорщик. СПБ. 2008. С. 46.

[283] Будько В.И. Доложск. Павел Яновский и другие. Рукопись. 2014.

[284] Скроботов Н.А. Новейшее описание С.-Петербургской губернии (Памятная Книжка С.-Петербургской губернии А.Ф. Елачича). Гражданин. 1873. Примеч. автора.

[285] Краткий исторический очерк «Петербургского Листка» по поводу его 25-летия // Петербургский Листок. № 72. 1889. Примеч. автора.

[286] Быстрова О.В. Духовная проблематика в массовой газете «Петербургский листок» на примере освещения пастырства отца Иоанна Кронштадтского. http://www.mediascope.ru/node/768#23

[287] Зыбин А. Отец Иоанн Кронштадтский // Петербургский листок. 1890. №№ 330, 331, 335, 339, 340, 349. Примеч. автора.

[288] Скроботов Н.А. Петербургская духовная семинария. Вниманию бывших питомцев С.-Петербургской духовной семинарии. СПБ. 1892.

Скроботов Н.А. Памятная книжка окончивших курс в С.-Петербургской духовной семинарии с 1811 по 1895 гг. СПБ. 1896. Примеч. автора.

[289] Отец Александр Васильевич Гумилевский (1830 – 1869) – духовный публицист, основатель приходской благотворительности в Петербурге, один из первых организаторов воскресных школ в России, цензор книг духовного содержания для воскресных школ, член императорского Археологического общества, соиздатель журнала «Дух христианина», основатель Христорождественского братства и открывшегося при нем Александро-Иосифовского приходского благотворительного общества, по образцу и при координации которого стали создаваться другие подобные учреждения. В 1860 – 1863 гг. по приглашению великой княгини Елены Павловны возглавлял Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

[290] Скроботов Н.А. Приходский священник Александр Васильевич Гумилевский. СПБ. 1871. Примеч. автора.

[291] См.: телеграммы от священников Сретенского и Орнатского по случаю юбилея литературной деятельности Н.А. Скроботова: Двадцатипятилетие литературной деятельности Н.А. Скроботова // Петербургский листок. 1891. № 358. Дек., 31. С. 2. Примеч. автора.

[292] В поздравительных телеграммах протоиерей Богословский приветствовал Скроботова как «дорогого товарища», протоиерей Вишняков называл себя «старым товарищем» Скроботова. См.: Юбилей Николая Александровича Скроботова // Петербургский листок. 1909. № 334. Дек., 5. С. 3. Примеч. автора.

[293] Двадцатипятилетие литературной деятельности Н.А. Скроботова // Петербургский листок. 1891. № 358. Дек., 31. С. 2. Примеч. автора.

[294] РГИА. Ф. 776. О. 3. Ед. хр. 145. Дело об издании газеты «Петербургский листок» 1871 – 1896. Лл. 411 –412. Примеч. автора.

[295] В 1909 г. протопресвитер А.А. Желобовский вновь поздравил Скроботова с юбилеем редакторства в «Петербургском листке». Примеч. автора.

[296] Фролов В.К. За 50 лет (1864 – 1914). Материалы для истории газеты «Петербургский листок». СПБ. 1915. С. 22. Примеч. автора.

[297] Сергеев М.В. Формирование массового читателя второй половины XIX в. (на примере петербургских городских газет): дис. … канд. филол. н. СПБ. 1996. С. 111. Примеч. автора.

[298] Сотрудники. Праздник «Петербургского листка» // Петербургский листок. 1904. № 76. Март, 17. С. 2. Примеч. автора.

[299] Телеграмма Серафима Архангелова. Юбилей Николая Александровича Скроботова // Петербургский листок. 1909. № 334. Дек., 5. С. 3. Примеч. автора.

[300] Письмо от архимандрита Александро-Невской лавры Митрофана. Юбилей Николая Александровича Скроботова // Петербургский листок. 1909. № 334. Дек., 5. С. 3. Примеч. автора.

[301] Адрес от читателей и почитателей «Петербургского листка». Юбилей Николая Александровича Скроботова // Петербургский листок. 1909. № 333. Дек., 4. С. 3. Примеч. автора.

[302] Адрес А.И. Шадрина. Юбилей Николая Александровича Скроботова // Петербургский листок. 1909. № 334. Дек., 5. С. 3. Примеч. автора.

[303] См.: Телеграмма настоятеля Никольской единоверческой церкви Симеона Шлеева. Юбилей Николая Александровича Скроботова. // Петербургский листок. 1909. № 334. Дек., 5. С. 3; Адрес депутации старообрядцев, приемлющих и неприемлющих священства, подписан председателями всех петербургских старообрядческих общин, московской и некоторых провинциальных. Юбилей Николая Александровича Скроботова. // Петербургский листок. 1909. № 333. Дек., 4. С. 3. Примеч. автора.

[304] Фролов В.К. Указ. соч. С. 22. Примеч. автора.

[305] Двадцатипятилетие литературной деятельности Н.А. Скроботова // Петербургский листок. 1891. № 358. Дек., 31. С. 2. Примеч. автора.

[306] Быстрова О.В. Духовная проблематика в массовой газете «Петербургский листок» на примере освещения пастырства отца Иоанна Кронштадтского // Электронный научный журнал «Медиаскоп». №. 1. 2011. http://www.mediascope.ru/node/768#26

 

[307] Использованная литература: Кронштадтский пастырь. Выпуск I. М. 2002. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. М. 2002.

Будько В.И. Наталья Шурякова – насельница Сурской обители

на родине отца Иоанна Кронштадского // Север Гдовщины. Псков. 2005. Сс. 307 – 311.

 

 

[308] О некоторых утратах пишет в своей мемории А.И. Мнушко. Мне лично известно, что некая кража на Козьей Горе была совершена в 1970-е гг. В недавнее время был так же снят и передан в другой приход церковный колокол.

[309] Чудеса по молитвам Святого Праведного Иоанна Кронштадского // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 149.

[310] Святой край // Средняя Рогатка. №1(5). 09.1998.

[311] Головин К.В., Соколова Л.И. Покровский Поречский женский монастырь на Козьей Горе // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28 – 29.

 

[312] ЦГИА. Ф. 647. О. 1. Д. 4. Лл. 20 об., 77 –78 об.

[313] ЦГИА. Ф. 256. О. 27. Д. 217. Л. 6.

[314] Архив УФСБ по СПБ и Ленинградской обл. Д. П-18026. Л. 33, 36.

[315] Яновский П.Я. Из Гдовского уезда (Корреспонденция). Одно из современных религиозных течений в деревне // С.-Петербургский Духовный вестник. № 2. 1901. Сс. 20 – 21.

[316] Некоторые верующие Старопольского и Доложского приходов обращались к священнику пог. Поля, с сыном которого Н.Н. Кузнецовым учился П.Я. Яновский.

[317] ЦГИА. Ф. 19. О. 109. Д. 84. Об обвинении прихожанами Николаевской церкви Польского погоста Гдовского уезда Петроградской губернии протоиерея Николая Кузнецова в антиправительственной пропаганде.

ЦГИА. Ф. 253. О. 3. Д. 2678. Переписка по делу священника Никольской Польской ц. Гдовского у. Николая Кузнецова. 06.12.1892 – 29.09.1893.

[318] РГИА. Ф. 1574. О. 1. Д. 71. Рапорт старшего секретаря Синода с приложением документов следствия свящ. Н. Кузнецова, обвиняемого в неблагонадежности. 1893.

[319] Там же.

[320] Федорченко-Шемякина Л.Н. Трагическая судьба владыки Алексия Кузнецова и его семьи // Судьбы церквей и духовенства. Книга пятая. Сарапул. 1995. Сс. 190 – 195.

[321] Интернет.

[322] Священник Бебинг Александр (Германович. Род. 1889, реперессирован – Б.В.). Окончил курс Петроградской Духовной Семинарии в 1911 г. и в том же году рукоположен во священника к этой церкви.

Памятныя записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский Петергофский. Петроград. 1915.

[323] Речь в публикации П.Я. Яновского идет о событиях, происходивших в пог. Доложском и Старопольском. Упоминаются дд. Карино, Борки. Батюшка в Доложском – отец П.Я. Яновского, настоятель Я.Д. Яновский, на тот момент – благочинный округа.

Сын о. Николая, – Н.Н. Кузнецов – соученик П.Я. Яновского по Духовной семинарии и академии.

О них см.: Отчет о состоянии С.-Петербургской Духовной академии за 1902 г. // Духовное чтение. № 3. СПБ. 1903. С. 516.

[324] Мужчин насчитывается только человека 4 – 5. Примеч. П.Я. Яновского.

 

[325] Яновский П.Я. Из Гдовского уезда (Корреспонденция). Одно из современных религиозных течений в деревне // С.-Петербургский Духовный вестник. № 2. 1901. Сс. 20 – 21.

[326] П.Я. Яновский сам писал о Духовных беседах в С.-Петербурге, где люди нередко пели псалмы и молитвы. В деревнях все выглядело по-иному.

[327] «…П.Я. совершенно голословно утверждает, что Польскóй священник…»

[328] «…не наблюдал констатируемого им факта беспрепятственного приобщения богомолок в Полях…»

[329] Н. К – в. По поводу корреспонденции из Гдовского уезда. (№ 2 «Дух. Вестн.») // С.-Петербургский Духовный вестник. № 4. 1901. Сс. 45 – 46.

Н. К – в – священник пог. Поля Гдовского уезда – о. Николай (Кузнецов).

[330] РГИА. Ф. 796. О. 183. Д. 1819; О. 196 (2 отд., 2 ст.), Д. 625; ЦГИА СПБ. Ф. 647. О. 1. Д. 1.

[331] ЦГИА. Ф. 647. О. 1. Д. 1. Лл. 5 – 7; РГИА. Ф. 796. О. 183. Д. 1819. Л. 1 об.

 

[332] РГИА. Ф. 796. О. 442. Д. 2046. Л. 86 об; Д. 2105. Л. 105 об;

ЦГИА. Ф. 647. О. 1. Д. 2.

 

[333] ЦГИА. Ф. 256. О. 27. Д. 53, Д. 217. Л.4; Ф. 678. О. 2. Д. 43.

[334] ЦГИА. Ф. 647. О. 1. Д. 4; Ф. 678. О. 2. Д. 43; РГИА. Ф. 796. О. 196 (2 отд., 2 ст.). Д. 625.

[335] ЦГИА. Ф. 678. О. 2. Д. 5. Л. 102.

 

[336] Архив УФСБ по СПБ и Ленинградской обл. Д. П-18026. Лл. 33, 36.

Синодик С.-Петербургской епархии. СПБ. 2002. С. 141.

 

[337] Головин К.В., Соколова Л.И. Покровский Поречский женский монастырь на Козьей Горе // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28 – 29. Сс. 70 – 78.

[338] Письмо большевиков последовало буквально через несколько дней.

 

[339] ГАНИПО. Ф. 70. О. 1.Св. 8. Протоколы общих собраний членов и кандидатов РКП(б) Ложголовской волостной организации. 19.01.1919 – 29.04.1919. Лл. Л.л. 19, 19 об.

[340] Пог. Пенино в 1918 – 1919 гг. входил в состав Ложголовской волости.

[341] Чуркин Ф.А. За власть Советов // Знамя труда. 16.02.1972.

 

[342] Несколько разрозненных томов «Натурных исследований Сланцевского района» хранились раньше в Отделе культуры Сланцевской администрации. Теперь там ничего нет, а памятники истории деятелями от т.н. культуры» беззастенчиво списываются с государственного учета, в результате чего, в деле т.н. «Охраны памятников» в Ленинградской обл., и в Сланцевском р-не сложилась катастрофическая ситуация, напр., в бывш. имении Гавриловское и пог. Сижно. За утрату истинно исторических памятников у нас, к сожалению, никто не отвечает.

[343] Газета «Средняя Рогатка» была учреждена в мае 2000 г. и просуществовала совсем недолго. При этом, многие номера и материалы в нее были посвещены исторической проблематике храмов Сланцевского района.

[344] Мнушко А.И. Пенино, Козья Гора // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28 – 29. Сс.79 – 80.

[345] Яновский П.Я. Корреспонденция из пог. Пенино. Гдовского уезда (Освящение нового храма) // С.-Петербургский Духовный Вестник. № 37. 1900. Сс. 447 – 448.

[346]

[347]

[348] Речь идет об административной реформе, в ходе которой некоторые деревни перешли из состава Осьминского р-на в Сланцевский р-н.

[349] Письмо в редакцию газеты «Знамя труда. 2002.

Автор – Валентина Васильевна Ефимова, д. Подлесье.

 

[350] Гордеева В. Кошелевичи. А у нас в деревне // Знамя труда. № 135. 25.09.2002.

 

[351] Клировая ведомость Петроградской епархии, Гдовского уезда, церкви Рождества Божией Матери, что в погосте Пенино за 1916-й г. // Клировые ведомости церквей Гдовского уезда за 1916 г. ЦГИА. Ф. 19. О. 113. Д. 4322. Лл. 141 – 148.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: