Каковы особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха

       В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, так же как в их слышащих сверстников, ведущим видом внимания является внимание непроизвольное. Она вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется: если сначала ребенок не может заниматься каким-либо делом более 3 мин., То к концу дошкольного возраста это время измеряется уже 10-12 мин., А при изменении задач в конце этого периода это уже может быть 40 мин.

       В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, производятся такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключение.

       У детей с нарушенным слухом большое значение, чем при норме имеют зрительные раздражители, поэтому основная нагрузка по переработке информации принадлежит зрительному анализатору. В частности, восприятие словесной речи с помощью считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице человека, говорит. Посекундная фиксация мимики лица и положение губ говорящего требует напряжения внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. В глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им нужно больше времени на ее "отработки". Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличение количества ошибок.

       Производительность внимания у глухих школьников в значительной степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абстрактности: одни из них рассчитаны на привлечение непроизвольного внимания (яркая картина), другие - на развитие произвольного внимания (схемы, таблицы).

       Наибольший темп развития произвольного внимания приходится у детей с нарушенным слухом на подростковый возраст (в слышащих она формируется на 3-4 года раньше). Позже становления высшей формы внимания связано и с отставанием в развитии речи. Сначала произвольное внимание ребенка опосредованно зависит от общения со взрослыми. Указательный жест, потом речевая инструкция взрослого выделяют из окружающих предметов вещь, на которую направляется внимание ребенка. Постепенно ребенок начинает управлять своим поведением на основе именно инструкций (сначала развернутых, с внешними опорами, затем - происходят во внутреннем плане). У ребенка с нарушенным слухом эти переходы происходят в более поздние сроки.

 

ВОПРОС

Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями слуха

       Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям.

       Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.

       Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, становление межличностных отношений глухих детей оказывают условия семейного воспитания, в частности наличие или отсутствие слуха у родителей. Имеются данные, что глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

       Дети с нарушениями слуха общительны, стремятся к доминированию, положительно относятся к сверстникам, любопытны. К подростковому возрасту у них формируется более точное, более критичное отношение к себе и своим возможностям, которые в младшем школьном возрасте не могут формироваться вследствие особых условий обучения – центрированности на эмоциональном компоненте мотивации к учению.

       Трудности в понимании эмоций других людей, характерные для детей с нарушениями слуха, компенсируются за счет условий воспитания и обучения.

       Реакция на потерю слуха описывается как одна из самых тяжелых реакций на дефект. Подростки и взрослые тяжело переживают утрату возможности свободно общаться, что усиливается переживаниями профессиональной непригодности, своей личностной непривлекательности. У некоторых тугоухих людей развивается навязчивая невротическая мнительность – им постоянно кажется, что окружающие обсуждают их, причем не с положительной стороны; такая невротическая реакция может снижать эффективность социальной адаптации.

 

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: