Определите предмет тифлопсихологии. Раскройте задачи тифлопсихологии

       Тифлопсихология(от греч. tiphlos – слепой) в буквальном переводе означает «психология слепых». Но постепенно семантика этого термина расширялась, и тифлопсихология стала включать психологию не только слепых, но и слабовидящих.

       Тифлопсихология – самостоятельная наука, являющаяся отраслью специальной психологии, и, как всякая наука, она имеет свой предмет исследования: процесс развития психики слепых и слабовидящих. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению предмета тифлопсихологии за счет обращенности ее внимания на развитие психики детей с функциональным нарушением зрения, обусловленным амблиопией и косоглазием [53, c.180].        Тифлопсихология изучает сущность и закономерности развития психики слепых и слабовидящих, возможности компенсации нарушенных зрительных функций, предупреждения и коррекции отклонений в психическом развитии данного контингента лиц в процессе воспитания, обучения, социализации, реабилитации.

 

Теоретические задачи тифлопсихологии:

· описание-объяснение специфических особенностей психики, свойственных только лицам с дефектом зрения;

· изучение общих и специфических закономерностей развития психики человека, находящегося в условиях визуальной депривации;

· изучение зависимости развития и проявлений психики от характера и степени тяжести зрительной патологии, времени возникновения зрительного дефекта и сопутствующих ему психофизических нарушений;

· определение путей и механизмов компенсации зрительного дефекта на уровне психических процессов, психических состояний, психических свойств и в процессе взаимодействия и взаимовлияния данных психических явлений;

· психологическое обоснование принципов, методов, способов и приемов коррекции нарушений в психическом развитии человека при слепоте и слабовидении.

Практические задачи тифлопсихологии составляет психологическое обоснование:

· эффективных педагогических воздействий на слепых и слабовидящих детей, т.е. психологическое обоснование процесса управления психическим развитием ребенка с тяжелым нарушением зрения;

· содержания, методов, приемов и средств реабилитации поздноослепших;

· эффективных методов воздействия на социальное окружение инвалидов по зрению с целью обеспечения их интеграции в современном обществе;

· тифлотехнических разработок, открывающих слепым и слабовидящим новые каналы получения информации об окружающем мире.

 

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: