Модель витальности Вселенной

 

Нам надо найти научную модель пространства, в котором нашлось бы место тонкому миру и Творцу. Таким пространством некоторые авторы полагали эфир. Например, физик-теоретик Я. Френкель в статье "Мистика мирового эфира" (1925 г.) писал, что роль эфира вполне сравнима с ролью божества во Вселенной... сходство вплоть до тождества. Далее Френкель говорит, что исторически в физике рассматривалось несколько видов эфира для передачи разных взаимодействий, как в религии - несколько богов. Затем утвердился световой эфир Гюйгенса и далее электромагнитный эфир Фарадея - Максвелла как передатчик любых взаимодействий. Этот мировой эфир до работ Лоренца и Эйнштейна имел как бы все атрибуты единого Бога.

Отметим, однако, что все эти представления о взаимосвязях Бог - Наука носили, в основном, характер рассуждений без наглядности, поскольку в геометрическом пространстве не удается отделить видимую, проявленную реальность от невидимой. Наглядной оказалась модель витальности так называемого информационно-энергетического (ИЭ) пространства, предложенная в нашей работе [18]. В этой модели, носящей качественный эвристический характер, постулируется ряд приведенных ниже основных положений, исходя из которых можно наглядно показать непротиворечивость идей естествознания эзотерическим понятиям проявленного и непроявленного мира, а также идее Творца. Научное направление, в котором синтезируются научные и эзотерические знания, получило название биоэнергоинформатика [18]. В ней развиваются идеи физики, термодинамики, синергетики с учетом последних достижений естествознания.

Первой исходной аксиомой нашей модели служит положение о том, что основные проявления Вселенной - это "информация-сознание" и "энергия-материя". Причем сознание рассматривается как высшая форма информации и "оператор смыслов". Соответственно смысл здесь есть характеристика ценности информации.

Совокупность всех возможных систем Вселенной с их характеристиками информативности (I) и энергетичности (Е) образует некоторое информационно-энергетическое пространство, в котором системы можно ранжировать по величинам соотношения (I/Е). Априори предполагаем, что эволюция Вселенной происходит в сторону развития высоко информативных, но малоэнергетичных "экономных" систем.

Выделив Смысл как третье проявление Вселенной, наряду с информацией и энергией, получаем возможность представить, наряду с ИЭ-пространством, смысловое, семантическое (по В. Налимову) пространство, в котором заложены все смыслы эволюции жизни в Универсуме.

Развитие любых систем Вселенной от косного к живому, от простого к сложному может быть отражено как изменение отношения удельной информативности (/) системы к требуемой энергетичности (Е). Это отношение I/Е = V обозначено как витальность или жизнеспособность системы, причем опытно-расчетным путем установлено, что при эволюции сложных систем от неживого к живому их информативность растет сначала почти линейно, а требуемая энергетичность падает по закону, близкому к гиперболическому, приближаясь к нулю (Е -> 0) для систем, связанных с человеческим сознанием.

Располагая на диаграмме вдоль оси витальности V все мыслимые системы вещественного мира от неживых (плазма, магма, литосфера) к живым (растения, животные, человек) и откладывая вверх по вертикали I(V) и E(V), получаем диаграмму ИЭ-пространства Универсума, в котором представляется возможным выделить наряду с миром вещественным область "тонкого мира", где информация стремится к бесконечности, а энергетичность - к нулю (I->оо; Е ->0) [18].

Безэнергетичный тонкий мир является и безэнтропийным, причем процессы жизни в мире вещественном связаны с негэнтропийным (антиэнтропийным) направлением "стрелы времени жизни". Эта "стрела жизни" как бы компенсирует во вселенском масштабе влияние энтропийной "стрелы времени" (стрелы смерти), ведущей мир к хаосу и тепловой смерти согласно второму началу термодинамики.

Исходя из современных теорий физического вакуума, наличие информационных структур безэнергетического и безэнтропийного типа вполне возможно, например, на базе реализации спин-торсионного взаимодействия и так называемых торсионных полей [19]. В то же время имеются и другие теоретические модели чисто информационных взаимодействий, в частности, с помощью так называемых бюонов [20]. В этом журнале имеются статьи Г. Дульнева и Э. Бороздина [21, 22], где авторы развивают идеи биоэнергоинформатики.

В модели витальности все системы несут информацию и могут рассматриваться как живые и обладающие неким эквивалентом сознания. Соответственно ИЭ-пространство Вселенной является как бы Миром Сознания, единым для вещественных и чисто информационных систем. Между сознанием, сконцентрированным в системах вещественного мира, и сознанием тонкого мира предполагается наличие потенциального ИЭ-барьера.

В правом верхнем углу диаграммы витальности, где I -> оо, а Е -> 0 ([18]), вполне логично представить наличие высокоструктурированных информационных полей тонкого мира, отвечающих, как оказалось, христианским представлениям о Божественной Троице. В такой интерпретации Бог Отец, Абсолют соответствует информационному банку сведений обо всем сущем везде и всегда; Бог Сын, Логос отвечает алгоритму творения конкретного вещественного мира; и наконец, Бог Святой Дух - это творческое сознание, любовь, которая дает импульс к жизни во Вселенной, ее Смыслу.

Согласно модели витальности сознание человека целесообразно рассматривать состоящим из трех взаимосвязанных элементов: Интеллект + Душа + Дух. Соответственно, Душа сконцентрирована, по эзотерическим представлениям, в области сердца. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий в книге "Дух, Душа, Тело" [23] замечает, что в сердце заключена "высшая способность ощущать Бога". Как профессор-хирург, архиепископ пишет, что сердце даже по анатомо-физиологическим представлениям не только "мотор", но и уникальный орган чувств. В то же время Душа "растворена" в каждой клеточке тела и является проводником Духа к Разуму человека.

Потенциальный ИЭ-барьер между вещественным и тонким мирами для сознания человека можно представить полупроницаемым. Высота преодоления барьера отражает для каждой личности ее собственные возможности общения со светлыми, высокими слоями сознания тонких миров. Люди могут преодолевать высокий барьер, соответственно, только благодаря своей высокой духовности, наработанной в земной жизни. Возможны проникновения сознания низкодуховных личностей сквозь барьер благодаря некоторому "тоннельному" эффекту, но на таком же низком уровне, как и сам их духовный потенциал. В подобных случаях человек получает из тонкого мира ту грубую, низменную (бесовскую - на религиозном языке) информацию, которую он заслужил своими делами в мире телесном.

Процесс творения Вселенной в вещественной области начинается от информационной идеи Абсолюта, пришедшей из точки Омега в точку сингулярности Альфа. Здесь информация, согласно теории Н. Козырева, может переходить в энергию. Затем включается эволюционный цикл от косного вещества к живому. Далее развитие приводит мир к высшей форме творения - сознанию человека, которое, в свою очередь, призвано, по религиозным представлениям, как бы "структурировать" тонкий мир Вселенной, подпитывая его духовно. В этом "заряде" духовности, наверное, и заложен смысл жизни человечества по замыслу Творца. Затем, как было указано выше. Мир "сходится" к Абсолюту, точке Омега. Таким образом, получаем петлю вечного процесса творения: от Абсолюта к началу цикла вещественного мира и затем опять к Абсолюту, в точку Омега, через сознание человека, его Душу и Дух.

Заметим, что информацию мы понимаем как структурно-смысловое разнообразие, которое может быть непроявленным, проявленным и отраженным. Здесь опять заложен принцип Троицы: непроявленная информация - Абсолют, проявленная - Логос, а отраженная - Дух.

Кроме того, следует оговорить, что информацию как сообщение принято измерять в битах (по Шеннону), а вот структуру (по Эшби) или смысл (по Налимову) пока однозначно представить не удается. Поэтому для информационных полей тонкого мира "биты" не подходят. В эзотерике принято выделять для человека, кроме тела физического, также эфирное, астральное, ментальное и другие тела, относящиеся к тонкому миру и отличающиеся все более тонкой структурой и высокой частотой вибраций. Однако тонкие миры - это уже не область физики, а область метафизики как науки, изучающей непроявленные структуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: