Физика и Этика бессмертия

 

Описанная выше модель витальности сложных систем включает в себя принципиальную возможность "бессмертия" информационных форм жизни "мира сознания", который, как оказалось, можно представить на базе теорий физического вакуума безэнергетичным, безэнтропийным и, соответственно, бесконечным и вечным. В концепции бессмертия мы оказались не одиноки. Недавно появились публикации о том, что профессор Тулейнского университета в Новом Орлеане Фрэнк Типлер, один из ведущих авторитетов в мире космологии и астрофизики, опубликовал в прошлом году книгу "Физика бессмертия". В ней он якобы на основании строгих физических закономерностей доказывает существование Бога, предсказывает воскрешение мертвых и вечную жизнь для всех людей. Как утверждает патриарх современной космологии Джон Уилер, Ф. Типлер "широко известен благодаря введенным им важным представлениям и теоремам в общей теории относительности и гравитационной физике". О первой книге Ф. Типлера и Дж. Бэрроу "Антропный принцип в космологии" писали в 1986 г. в журнале "Nature" как о книге, заслуживающей места на полке каждого серьезного ученого.

На шестистах страницах своей новой книги Типлер, кроме всего прочего, утвердительно отвечает на три фундаментальных вопроса метафизики, поставленных Иммануилом Кантом: Существует ли Бог? Обладаем ли мы свободой воли? Будет ли жизнь после смерти? Причем эти метафизические вопросы трансформируются в корректные, как считает Типлер, физические задачи. С его точки зрения как редукциониста, история науки это в первую очередь история трансформации проблем метафизики в проблемы физики и их последующего решения.

Таким образом, Ф. Типлер выступает и как ученый-естественник, и как теолог, ученый-богослов. Он отмечает, что еще апостол Павел говорил об основных свойствах Бога, которые можно видеть в свете разума. А святой Фома Аквинский основывал пять доказательств существования Бога исключительно на физике Аристотеля; это один из догматов римско-католической церкви.

В своих физических рассуждениях об эволюции Вселенной Типлер исходит из приоритета конечной точки Омега, а не начальной точки Большого взрыва - Альфа. Таким образом, он выбирает более подходящую для своих расчетов систему координат, в которой исходной точкой является будущее. Заметим, что точка Омега присутствует в явном или неявном виде в работах многих известных авторов. В России, например, это один из первых русских космистов Федоров, затем Циолковский и другие. Напрямую оперирует точкой Омега, как символом Бога, Тейар де Шарден. В Библии о Боге сказано: "Я - альфа и омега". Не вдаваясь подробно в типлеровскую теорию точки Омега, заметим, что в нашей модели витальности наличие точек Альфа и Омега логично вытекает из качественного анализа эволюции ИЭ-пространства Вселенной от косного к живому и далее к информационному миру, "свертывающемуся" в точку.

Итак, и древние, и современные ученые-естественники стараются идти навстречу религиозному мировоззрению, пытаются дать его физическое объяснение в отдельных, наиболее важных аспектах. Но при этом появляется немало этических вопросов. Например, представленный здесь материал был мною доложен в январе с.г. в Свято-Даниловом монастыре на V Рождественских Образовательных Чтениях. Автору был задан вопрос: "Нуждается ли Творец в признании Его естествознанием?" Закономерен и обратный вопрос: "Нужен ли Творец науке?"

На оба вопроса следует ответить "да". При этом мы исходим из того, что вполне этично предполагать сотворчество Творца с созданным им человечеством, и отнюдь не гордыней движимо стремление ученых к постижению истины. Мы полагаем, что приятие Творца учеными-естественниками, преподавателями школ и вузов, а также и широкими кругами образованных людей - серьезный высоконравственный шаг. Ведь признав Творца, признав, что вся Вселенная - Живая система и все в ней Живое, люди должны согласиться, что все сотворенное Богом - сотворено с любовью. А, следовательно, и человек должен относиться к Природе не свысока, не только как потребитель к ресурсу, а уважительно и еще лучше - с любовью, как к Живому, так и к Косному Творению:

 

Любовь объемлет все, от Мига и до Века.

Ее величье - в бесконечности сердец,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: