Объекты интеллектуальной собственности

КОНТРОЛЯ И ПОРЯДОК ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ

1. Объекты интеллектуальной собственности

2. Товары двойного назначения

3. Подакцизные товары

4. Ветеринарные и фитосанитарные товары

5. Культурные ценности

6. Гражданское оружие

7. Делящиеся радиоактивные материалы

8. Взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами при осуществлении таможенного контроля отдельных категорий товаров

 

Объекты интеллектуальной собственности

Глава 52 ТК ЕАЭС предусматривает меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. Согласно ст. 384 ТК ЕАЭС, таможенные органы уполномочены в пределах своей компетенции, принимать меры по защите прав правообладателей на ОИС.

Указанные меры не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

ТК опирается на Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, известное как Соглашение ТРИПС (TRIPS), представляющие собой основополагающий документ Всемирной торговой организации в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Для того чтобы таможенные органы могли принять меры по защите ОИС, эти объекты должны быть включены в таможенные реестры, ведущиеся таможенными органами в каждом государстве, входящем в ЕАЭС, а также в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов Союза. При этом должен учитываться срок, указанный правообладателем в заявлении. Однако данный срок не может превышать двух лет со дня включения в реестры. Также, что представляется вполне логичным, срок защиты прав правообладателя на ОИС не может превышать срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности. Также таможенные органы имеют право приостановить выпуск товаров, содержащих ОИС, не включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, без заявления правообладателя.

Понятие единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности дано в ст. 385 ТК ЕАЭС (далее — ТРОИС). В названной статье также регламентируется порядок ведения ТРОИС и некоторые вопросы, с ним связанные.

В TPOИC вносятся:

- объекты авторского права;

- объекты смежных прав;

- товарные знаки;

- знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.

В Российской Федерации ТРОИС ведет Федеральная таможенная служба. Внесение данных в реестр является бесплатным.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, также могут быть включены в ТРОИС. Для этого правообладатель должен обеспечить исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Вместо обеспечения исполнения обязательства правообладатель может представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда.

ФТС может принять решение об отказе во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр, если правообладатель не предоставил документы, подтверждающие обеспечение или обязательство, или договор страхования риска ответственности за причинение вреда, в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятом решении о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.

ОИС может быть исключен из ТРОИС в следующих случаях:

1) по заявлению правообладателя;

2) при невыполнении правообладателем необходимых условий;

3) при прекращении правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в установленном порядке;

4) если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился за защитой своих прав либо не обратился в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

5) при выявлении недостоверных сведений, представленных при подаче заявления о включении ОИС в реестр.

Реестр ведется в электронном виде. В ТРОИС вносятся следующие данные:

- регистрационный номер по реестру;

- наименование (описание, изображение) объекта интеллектуальной собственности;

- сведения о правообладателе (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес);

- наименование, номер и дата документа, удостоверяющего наличие правовой охраны объекта интеллектуальной собственности (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации);

- срок, на который объект интеллектуальной собственности внесен в перечень товаров, в отношении которых принимаются меры (наименование, класс по Международной классификации товаров и услуг и код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза);

- сведения о лицах, представляющих по доверенности интересы правообладателя (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты и т.п.);

- номера и даты уведомлений ФТС России об объекте интеллектуальной собственности, внесенном в Реестр, направленных в таможенные органы.

Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС, таможенным органом обнаруживаются признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, то выпуск таких товаров приостанавливается сроком на десять рабочих дней. Названный срок может быть продлен таможенным органом (но не более чем еще на десять дней) по запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих ОИС, таможенный орган обязан уведомить декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о принятом решении, причинах и сроках приостановления. Одновременно декларанту сообщается наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю (лицу, представляющему его интересы), — наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС, их выпуск возобновляется, кроме случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию.

Решение о приостановлении выпуска товаров может быть отменено и до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена Союза и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Союза;

3) в иных случаях, определенных законодательством государств-членов Союза.

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется.

Решение о приостановлении выпуска товаров, равно как и отмена такого решения, оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

Для доказывания нарушения его прав правообладатель может письменно обратиться в таможенный орган за дополнительной информацией о товарах (например, о производителе, маркировке, количестве), выпуск которых приостановлен. Причем если подача такого запроса является правом правообладателя, то ответ на него является обязанностью таможенного органа. Естественно, информация такого рода носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению.

Таможенное законодательство предоставляет таможенным органам право принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя (так называемая процедура ех officio). Осуществляется с целью усиления борьбы с контрафактной продукцией и приведения законодательства в соответствие с международными стандартами, предусматривающей право требовать от таможенных органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать выпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается. В этом случае таможенные органы обладают правом в любое время обращаться к правообладателю за любой необходимой информацией.

В научной литературе высказывается справедливое утверждение, что введение процедуры ех officio существенно сужает права правообладателей по беспрепятственному использованию своей интеллектуальной собственности, т.к. данная процедура фактически позволяет отчуждать права у правообладателей без их ведома

В настоящее время компетенция таможенных органов в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности включает три основных направления:

1) ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

2) применение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

3) выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование чужого товарного знака).

Также следует отметить тот факт, что защита объектов интеллектуальной собственности таможенными органами после вступления в ЕАЭС стала осуществляться на двух уровнях: на уровне норм государств — членов Союза и норм национального законодательства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: