Товары двойного назначения

Указ Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».

Письмо ФТС России от 31.08.2015 № 14-68/42349 «О применении мер экспортного контроля при транзите товаров военного и двойного назначения».

Применительно к экспорту контролируемых товаров и технологий существуют следующие угрозы, которые должны выявляться и пресекаться органами таможенной службы:

– попытка экспорта без лицензии и декларирования (контрабанда);

– попытка экспорта без лицензии при декларировании ядерных материалов как материалов, не находящихся в контрольных списках и, следовательно, подлежащих лицензированию;

– попытка экспорта по фальсифицированной лицензии;

– несоответствие или неполное соответствие данных, указанных в лицензии, фактически вывозимым товарам.

В связи с этим таможенные органы сталкиваются с многочисленными проблемами:

– привлечение квалифицированного персонала;

– внедрение совершенных технических средств обнаружения;

- расширение географического охвата мероприятий по пресечению нарушений в области экспорта ядерных материалов.

В интересах обеспечения стратегической стабильности Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю должны вырабатывать совместные решения по совершенствованию форм и методов контроля за соблюдением порядка перемещения контролируемых товаров и технологий через таможенную границу ЕАЭС.

В качестве приоритетных задач, способствующих минимизации незаконного перемещения товаров и технологий двойного назначения через таможенную границу, следует назвать следующие:

1. Определение принадлежности конкретного товара или технологии к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю. Для этого следует осуществить в контрольных списках поиск, оценку и описание товара, определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Цель такой идентификации – оценка технических характеристик вывозимых товаров и технологий на предмет возможности их использования для создания ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. В этих целях служба экспортного контроля обязана взаимодействовать с иностранным заказчиком и конечным пользователем продукции для получения необходимых достоверных документов. Товары и технологии двойного назначения в подавляющем большинстве являются высокотехнологичными, сложными наукоемкими и конкурентоспособными на внешнем рынке. Многие позиции существующих контрольных списков ориентированы на узких специалистов: физиков-ядерщиков, химиков, микробиологов и т. д., а это не дает возможности рядовому сотруднику таможенных органов на пограничных таможенных постах принимать решение о возможности ввоза-вывоза данных товаров.

Совершенствование национальной системы экспортного контроля находится под пристальным вниманием органов исполнительной власти. В частности, издан Приказ ФСТЭК от 22 сентября 2014 г. № 107 «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля и порядка выдачи и отзыва квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля».

2. Процедура вывоза контролируемых товаров и технологий с таможенной территории ЕАЭС не может быть эффективной без наличия единой государственной информационной базы. Свободный информационный обмен должен осуществляться между предприятиями, выпускающими продукцию экспортного контроля, органами исполнительной власти, уполномоченными регулировать экспортный контроль и государствами – членами международных режимов по экспортному контролю.

3. Усиление таможенного контроля с активным использованием современных информационных технических средств. Необходимо установить современные приборы на таможенных рубежах для обеспечения физической защиты ядерных объектов. Усилия должны быть направлены на укрепление так называемой первой линии защиты, надежного и безопасного хранения ядерных материалов. Необходимо четко определить цель и место использования поставляемой продукции, предоставить полную информацию о конечных пользователях экспортируемых товаров и технологий, гарантирующую их надежность.

4. Создание международного консультативного центра для экспертизы контрактов по товарам двойного назначения.

 

Подакцизные товары.

Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, определяется в зависимости от вида такого товара. Несмотря на это, общие положения по вопросам перемещения и таможенного контроля данной группы товаров устанавливаются Таможенным кодексом ЕАЭС, а также национальным законодательством государств.

Кроме того, регулирование ввоза рассматриваемых объектов осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов:

В отношении алкогольной продукции:

а) Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

б) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования";

в) Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 № 775 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции";

г) Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками".

В отношении табачной продукции:

а) Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 "Об акцизных марках для маркировки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции".

Кроме того, перемещение товаров, в том числе подакцизных, зависит от субъекта, перемещающего его. По-разному сформулированы правила перемещения подакцизных товаров физическими лицами для личного пользования и юридическими лицами в коммерческих целях.

Согласно законодательству РФ, до ввоза на территорию России, подакцизная продукция должна быть промаркирована марками акцизного сбора. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, но немаркированных ими, запрещен. Перечень товаров, признаваемых на территории РФ акцизными, установлен ст. 181 Налогового кодекса РФ и включает следующие группы товаров:

- Алкогольная продукция разной степени крепости;

- Спирт и спиртосодержащая продукция;

- Табачные изделия;

- Нефть и продукты ее переработки;

- Автотранспортные средства.

Все эти товары в целях таможенного оформления делят на две категории:

- подлежащие маркировке – т.е. они должны иметь специальные марки, фиксирующие факт уплаты акцизного сбора;

- товары, маркировка для которых не предусмотрена.

Для маркированных товаров заинтересованное лицо (российская или иностранная компания), должно обратиться в специальное подразделение ФТС России – Центральную акцизную таможню, на которую возложена обязанность осуществлять таможенный контроль подакцизных товаров. Это подразделение осуществляет выдачу акцизных марок согласно заявлению, к которому должны быть приложены документы по сделке, а также лицензия Минтпромторга – при ввозе ряда товаров

Маркированный товар, для маркировки которого импортером приобретались марки, должен быть фактически ввезен, представлен уполномоченному таможенному органу, помещен под соответствующую таможенную процедуру и выпущен в соответствии с ней в пределах срока, указанного в обязательстве импортера.

Таможенное декларирование подакцизных товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

По прибытии на таможенную территорию должны быть представлены следующие документы:

- Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию.

- Документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, и иные коммерческие документы, имеющиеся у декларанта.

- Транспортные (перевозочные) документы.

- Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

- Документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных

- Документы, подтверждающие страну происхождения товаров.

- Документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре ВЭД:

а) оригинал заявления импортера на покупку марок с отметками уполномоченного таможенного органа о принятии обеспечения выполнения обязательства импортера с приложением к заявлению или их заверенные копии;

б) копия обязательства импортера с заверенным приложением;

в) оригинал квитанции о получении марок с отметками таможенного органа РФ, осуществившего таможенные операции с вывозимыми марками, о
вывозе марок, или ее заверенную копию;

г) правоустанавливающий документ на использование товарного знака
либо его копию, заверенную печатью уполномоченного таможенного органа
(возвращаются импортеру), и копию, заверенную печатью (остается в делах
таможенном органе).

Необходимо отметить, что до вступления России во Всемирную торговую организацию ввоз алкогольной продукции, перечень которой был утвержден в п. 2.18 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, подлежал обязательному лицензированию. Однако на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 747, вступающего в силу с момента вступления во Всемирную торговую организацию одного из государств - членов ТС, продукция п. 2.18 исключается из указанного перечня и не подлежит лицензированию.

В соответствии с данным решением импорт алкогольной продукции осуществляется на основе реализации исключительного права на ввоз. Это означает, что юридические лица, реализующие данное право государства, определяются по результатам открытых конкурсов.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства ТС и иного законодательства государств-членов ТС.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются сведения, предусмотренные ст. 181 ТК ТС:

а) заявляемая таможенная процедура;

б) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

в) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и их перевозки по таможенной территории ТС под таможенным контролем;

r) сведения о транспортных средствах международной перевозки и транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории ТС под таможенным контролем;

д) сведения о товарах: наименование; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре ВЭД.

Должностное лицо таможенного органа обязано проверить соответствие сведений, содержащихся в представленных документах, фактически перемещаемому маркированному товару, а также проверить наличие марок и правильность маркировки ввозимого товара (в том числе соответствие серий, номенклатуры и образцов полученных марок, маркам, нанесенным на товар).

В целях соблюдения требований таможенного законодательства ТС и РФ в отношении указанной продукции в процессе совершения таможенных операций таможенные органы применяют такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств с применением системы управления рисками. Решение о применении последней формы таможенного контроля осуществляется в срок не более 10 минут с момента подачи документов.

Кроме того, при таможенном контроле таможенные органы проводят проверку наличия на маркируемых подакцизных товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию ТС.

Отсутствие на товарах данных средств идентификации рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию ТС, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров. Для алкогольной и табачной продукции в качестве таких идентификационных знаков выступают акцизные марки. Такая маркировка товаров осуществляется в целях выпуска товаров для свободного обращения и контроля за их оборотом.

В целях минимизации возможных рисков уполномоченные должностные лица применяют меры, представленные в приложении № 6 Приказа ФТС России от 06.06.2011 № 1200.

После проведения таможенного контроля должностное лицо таможенного органа осуществляет выпуск подакцизных товаров при выполнении следующих условий:

- Таможенному органу представлены документы, необходимые для выпуска товаров.

- Соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров
под таможенную процедуру.

- В отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги.


Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: