Социальный характер функционирования государственной службы во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих. К таким процедурам следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений; учет и контроль за ходом выполнения принятых решений; наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом; демократический стиль управления персоналом государственной службы и т.д.
3. профессиональным уровнем развития государственных служащих, их деловыми и нравственными качествами
Социальный характер государственной службы в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих. К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба. К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные. К морально-нравственным качествам относятся честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д. Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными — это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать. Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба.
|
|
Учитывая все сказанное, можно определить социальные цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации как социального института.
Есть две стратегические социальные цели государственной службы современной России:
- построение социального государства
- качественная реализация социальной функции государства.
Социальные задачи государственной службы:
-защита и реализация интересов, прав и свобод граждан;
- эффективное решение социальных задач и обязательств государства перед обществом;
- производство социальных государственных услуг (безопасность, здравоохранение, образование и т.д.);
- борьба с безработицей;
- разрешение социальных конфликтов в обществе;
- регулирование социального статуса чиновников;
- формирование корпуса государственных служащих в соответствии с конституционной нормой равного доступа граждан к государственной службе.
|
|
К социальным относятся следующие функции государственной службы:
§ социальной организации;
§ социальной коммуникации;
§ социальной информации;
§ социального регулирования;
§ контроля;
§ образовательная и воспитательная.
Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях:
высшем — это уровень гражданского общества и государства;
среднем — уровень государственной службы как института государства;
нижнем — уровень социального статуса государственного служащего, его социального статуса.
1. На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику — заботиться о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью и т.п. В целом должна быть демократичная и гуманная социальная политика государства, проводимая в жизнь структурами государственной гражданской и муниципальной службы.
Поэтому реализация социальных функций государства является приоритетной задачей государственной гражданской службы в ходе разработки проектов и реализации решений по вопросам: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; усиления социальной защищенности населения; безработицы; системы образования и здравоохранения; пенсионного обеспечения; поддержки малоимущих слоев населения; борьбы с преступностью; предотвращения социальных и национальных конфликтов. Все это должно приводить к снижению социальной напряженности в обществе, повышению уровня жизни людей, к стабильности общественной и государственной систем.
Жизнь свидетельствует, что пока эти вопросы не стали приоритетными в содержании государственной гражданской службы России. Большинство граждан не удовлетворены качеством социальной поддержки государства обеспечения порядка и личной безопасности, жилищно-коммунального обеспечения. Более трети граждан отмечают низкое качество образовательных и медицинских услуг государства.
2. На уровне государственной службы как системы она рассматривается в первую очередь как социальный слой людей — чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности. По официальным данным, сейчас насчитывается около 900 тыс. гражданских служащих(2015г.- приходилось 102 муниципальных и государственных служащих на 10 тыс. человек. В СССР 73 на 10 тысяч.)
3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том, что государственные служащие имеют свои статусные особенности — запреты и привилегии. Это прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности, высокий уровень организованности, служебной дисциплины и юридической ответственности, профессионализма компетентности и образованности, доступ к информации, к государственным ресурсам и т.д.
У государственных служащих имеются корпоративные интересы, которые требуют удовлетворения со стороны государства. Это потребности в стабильности своего положения, в признании общественной значимости их труда, создании системы социальной защиты государственных служащих и членов их семей. Когда государство об этом забывает, чиновники удовлетворяют такого рода интересы за счет граждан и хозяйствующих субъектов, прибегая к коррупции. Поэтому в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии гражданским служащим (гл. 11, ст. 52 и 53). Но проблема преодоления коррупционности государственной службы остается одной из самых актуальных.
|
|
Государственная служба содержится за счет налогоплательщиков. В связи с этим граждане вправе предъявлять к государственной службе и чиновникам высокие требования. Но многие гражданские государственные служащие считают, что они служат не обществу, а только государству, и более того — только своему руководителю. Проводимые социологические опросы подтверждают этот факт. На вопрос о том, чем руководствуются государственные служащие при выполнении своих должностных обязанностей, лишь 13,8% респондентов из числа государственных служащих ответили, что руководствуются интересами общества. Это седьмое по рангу место из восьми предложенных вариантов ответа (Социологические исследования в системе государственной службы (1992—2002). М.; Орел: РАГС, 2002.).
Итак, государственная служба как социальный институт, проявляя себя на трех социальных уровнях, является важной гранью системы государственной службы, недооценивать которую нельзя.
Вместе с тем на сегодняшний день состояние государственной службы Российской Федерации как социального института характеризуется значительным количеством нерешенных проблем и противоречий, обусловленных становлением и развитием новой российской государственности.
В числе таких проблем:
§ неэффективность государственной кадровой политики в государственной службе (высокая текучесть кадров, недемократичные, авторитарные формы подбора и расстановки кадров, частые структурные изменения, нестабильность государственной службы);
§ недостаточный уровень профессионализма и компетентности гражданских служащих, несовершенная система их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки, особенно в сфере правовых и социальных знаний и навыков;
§ непрозрачность, закрытость государственной службы для гражданского общества и самих государственных служащих;
§ отсутствие законодательно утвержденного федерального органа управления системой государственной службы, который бы занимался в том числе вопросами социальной защищенности государственных служащих;
|
|
§ недостаточно высокий социальный статус и престиж государственных гражданских служащих в обществе;
§ высокий уровень коррупции на государственной службе.