Тема 3: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вопросы:
1. Государственная служба как социальный институт
2. Государственная служба как правовой институт
3. Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
Вопрос 1. Государственная служба как социальный институт
Практика государственного управления свидетельствует, что государственная служба — это не только аппарат государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной службы рассматривать институциональный подход. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» ставит в качестве первого направления этого реформирования и развития формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правовового института.
В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института. Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорило крах советской системы. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового институт. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.
|
|
В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность. Это никоим образом не противоречит институциональному подходу, а дополняет его. То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов. Поэтому для регулирования отношений, связанных с организацией государственной службы, должна быть создана система современных юридических и социальных норм, эффективно влияющих на повышение профессионализации управленческого труда.
Государственная служба — это, прежде всего, общественное явление, имеющее не только правовую, организационную, но и собственно социальную природу.
Тема государственной службы как социального института стала разрабатываться сравнительно недавно усилиями ученых-социологов. Важны в этом плане работы, в которых анализируются особенности государственной службы как социального института. Среди них выделяются труды В.Д. Граждана, Б.В. Лытова, B.C. Нечипоренко, В.М. Соколова. А.И. Турчинова и ряда других ученых
|
|
В социологии под социальным институтом понимается совокупность правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. В развитом виде социальные институты обычно предъявляют собой системные образования, отличающиеся устойчивой структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью, динамичностью функций.
В обществе в соответствии с его функциональными качествами действуют самые различные социальные институты — политические, экономические, духовные и т.п. В пределах названной классификации существует и такой институт, как государственная служба имеющий в первую очередь политико-административный характер.
В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.
Уяснение социальной природы государственной службы является важным условием познания ее сущности и особенностей, определения ее места и роли в системе социальных институтов государства и общества.
В силу специфики своего предмета понятие «государственная служба» как социальный институт отличается от его нормативного понятия, данного законодателем в федеральных законах о государственной службе в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует не институциональный, а деятельностный подход. В российском законодательстве о государственной службе отсутствует упоминание о ее общественном предназначении. На Западе именно на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется публичной.
Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ. Там было сказано, что государственная служба является комплексным — публичным, социальным, правовым, организационным — институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства ( Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации № Пр-1496 от 15 августа 2001 г.).
Социальное понятие «государственная служба» очень многогранно, и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается:
§ исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;
§ особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни;
§ функция особого социального слоя людей — государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы;
§ срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества;
§ инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника;
§ носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности.
Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:
§ социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества — государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;
|
|
§ социальную ориентацию — ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и т.п.);
§ социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;
§ защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально-политическая ценность;
§ служба чиновников социуму — обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.
Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.
Социальный характер государственной службы определяется как минимум тремя факторами: