Анализ внешней среды организации

Практическое занятие 1

 «Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия»

Определение потребителей и заинтересованных сторон организации

Термином «потребитель» обозначаются две категории людей:

- покупатели – те, кто покупает или оплачивает товары или услуги, производимые организацией, хотя не обязательно их использует;

- пользователи – те, кто использует товары или услуги.

Заинтересованные стороны – те, кто заинтересован в деятельности организации, так как они могут или влиять на неё, или испытывать воздействие того, что она делает.

 

Задание 1. Выберите сферу деятельностипредприятия. Определите потребителей и заинтересованные стороны деятельности предприятия. Попытайтесь сформулировать их ожидания. Проранжируйте выявленных потребителей и заинтересованные стороны с учётом их значимости для руководства организации по 5-ти бальной шкале (от 1 до 5 баллов).

Потребители и заинтересованные стороны Ожидания потребителей и заинтересованных сторон Важность для руководства организации (от 1 до 5)
Внутренние потребители    
     
     
     
     
Внешние потребители    
     
     
     
     
Заинтересованные стороны    
     
     
     
     

1 балл – представляет незначительный интерес для руководства организации.

5 баллов – представляют значительный интерес для руководства организации.

Анализ внутренней среды организации

Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).

Требования к организации со стороны внешней среды могут быть представлены в виде перечня факторов внутренней среды (то есть тех параметров организации, которые играют более или менее важную роль при ее взаимодействии с внешней средой). Это так называемые «срезы» организации: кадровый; организационный; маркетинговый; финансовый.

«Срез» организации Содержание «среза»
Кадровый срез - взаимодействие менеджеров и рабочих; - наем, обучение и продвижение кадров; - оценка результатов труда и стимулирование; - создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез - коммуникационные процессы внутри организации; - организационные структуры; - нормы, правила и процедуры; - распределение прав, обязанностей и ответственности; - иерархию подчинения и т.п.
Производственный срез - изготовление продукта; - снабжение и ведение складского хозяйства; - обслуживание технологического парка; - осуществление НИР и т.п.
Маркетинговый срез Охватывает следующие стороны, связанные с реализацией продукции: - продуктовая стратегия, стратегия ценообразования; - стратегия продвижения продукта на рынке; - выбор рынков сбыта и систем распределения и т.д.
Финансовый срез Включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: - поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности; - создание инвестиционных возможностей и т.п.

Задание 2. Проведите анализ внутренней среды организации, выделяя при этом сильные и слабые стороны по каждому виду «срезов» перечисленных выше. Полученную информацию занесите в таблицу.

«Срез» организации Сильные стороны Слабые стороны

Кадровый срез

   
   

Организационный срез

   
   

Производственный срез

   
   

Маркетинговый срез

   
   

Финансовый срез

   
   


Анализ внешней среды организации

Внешняя среда состоит из нескольких элементов – «ближнего окружения» и «дальнего окружения».

Ближнее окружение включает в себя клиентов, акционеров, поставщиков и конкурентов организации, дальнее окружение - все остальные заинтересованные труппы (государство, общество и т.д.).  Для анализа ближнего внешнего окружения может быть применен анализ конкурентной среды на основе модели пяти сил Портера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: