Практическое занятие 1
«Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия»
Определение потребителей и заинтересованных сторон организации
Термином «потребитель» обозначаются две категории людей:
- покупатели – те, кто покупает или оплачивает товары или услуги, производимые организацией, хотя не обязательно их использует;
- пользователи – те, кто использует товары или услуги.
Заинтересованные стороны – те, кто заинтересован в деятельности организации, так как они могут или влиять на неё, или испытывать воздействие того, что она делает.
Задание 1. Выберите сферу деятельностипредприятия. Определите потребителей и заинтересованные стороны деятельности предприятия. Попытайтесь сформулировать их ожидания. Проранжируйте выявленных потребителей и заинтересованные стороны с учётом их значимости для руководства организации по 5-ти бальной шкале (от 1 до 5 баллов).
Потребители и заинтересованные стороны | Ожидания потребителей и заинтересованных сторон | Важность для руководства организации (от 1 до 5) |
Внутренние потребители | ||
Внешние потребители | ||
Заинтересованные стороны | ||
1 балл – представляет незначительный интерес для руководства организации.
|
|
5 баллов – представляют значительный интерес для руководства организации.
Анализ внутренней среды организации
Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).
Требования к организации со стороны внешней среды могут быть представлены в виде перечня факторов внутренней среды (то есть тех параметров организации, которые играют более или менее важную роль при ее взаимодействии с внешней средой). Это так называемые «срезы» организации: кадровый; организационный; маркетинговый; финансовый.
«Срез» организации | Содержание «среза» |
Кадровый срез | - взаимодействие менеджеров и рабочих; - наем, обучение и продвижение кадров; - оценка результатов труда и стимулирование; - создание и поддержание отношений между работниками и т.п. |
Организационный срез | - коммуникационные процессы внутри организации; - организационные структуры; - нормы, правила и процедуры; - распределение прав, обязанностей и ответственности; - иерархию подчинения и т.п. |
Производственный срез | - изготовление продукта; - снабжение и ведение складского хозяйства; - обслуживание технологического парка; - осуществление НИР и т.п. |
Маркетинговый срез | Охватывает следующие стороны, связанные с реализацией продукции: - продуктовая стратегия, стратегия ценообразования; - стратегия продвижения продукта на рынке; - выбор рынков сбыта и систем распределения и т.д. |
Финансовый срез | Включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: - поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности; - создание инвестиционных возможностей и т.п. |
Задание 2. Проведите анализ внутренней среды организации, выделяя при этом сильные и слабые стороны по каждому виду «срезов» перечисленных выше. Полученную информацию занесите в таблицу.
|
|
«Срез» организации | Сильные стороны | Слабые стороны |
Кадровый срез | ||
Организационный срез | ||
Производственный срез | ||
Маркетинговый срез | ||
Финансовый срез | ||
Анализ внешней среды организации
Внешняя среда состоит из нескольких элементов – «ближнего окружения» и «дальнего окружения».
Ближнее окружение включает в себя клиентов, акционеров, поставщиков и конкурентов организации, дальнее окружение - все остальные заинтересованные труппы (государство, общество и т.д.). Для анализа ближнего внешнего окружения может быть применен анализ конкурентной среды на основе модели пяти сил Портера.