Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

 

Список литературы для детей 3–4 лет достаточно большой, но тем не менее стоит повторять знакомые детям и любимые ими стихи, сказки и маленькие рассказы.

Во второй младшей группе продолжается ежедневная работа в уголке книги. В распоряжении детей постоянно должны быть 6–7 книг (программные и непрограммные произведения, например, природоведческого характера).

Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.

О рисунках в новой книге следует рассказывать так, чтобы у детей «дух захватило», а потом поддерживать интерес к ним вопросами‑загадками: «Кто, кто придет? Кто, кто найдет красивые сережки в ушах у кошки?» или: «Кто тушить пожар бежит? Кто бежит в сапожках на тоненьких ножках?» («Тили‑бом! Тили‑бом!», русская народная песенка).

Целесообразно периодически совершать экскурсии по группе и в числе достопримечательностей обязательно показывать уголок книги. В дальнейшем это позволит детям без предварительной подготовки и напряжения провести по группе гостей, рассказать о любимых книгах.

Известно, что для младших дошкольников характерна тяга к ритмически организованному складу речи, звучным мажорным рифмам, поэтому они с удовольствием слушают народные песенки, стихи.

Народные песни сами по себе являются мини‑спектаклями, в которых ребенок и слушатель, и зритель, и участник. Усваивая слово, обороты речи, интонацию, дети приобретают свой первый литературный опыт.

Песенки и стихи дают воспитателю возможность, как и в первой младшей группе, организовывать разнообразные игры. Одни произведения – по сути уже игры («Пальчик‑мальчик…», «Сорока, сорока…», «Заинька, попляши…»; И. Токмакова. «Медведь»; А. Введенский. «Мышка» и др.); другие легко инсценировать и драматизировать («Ай, качи‑качи‑качи…», «Жили у бабуси…», «Тили‑бом! Тили‑бом!..»); третьи можно без труда перевести в диалоги («Курочка‑рябушечка…», «Кисонька‑мурысонька…»; Г. Сапгир. «Кошка»).

Приведем пример.

Зимой на прогулке воспитатель читает детям стихотворение «Медведь» И. Токмаковой.

 

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь.

 

Дети смотрят на горку, на елку, заглядывают под горку, под елку и тихо, на цыпочках, отходят подальше от «опасного» места.

Параллельно дети осваивают пространственные отношения, воспринимая предлоги на, под.

Как и ранее, все эти игровые произведения не теряют привлекательности для детей при повторном их чтении в течение года.

Стихи для заучивания подобраны так, чтобы дети могли легко их запомнить. Самые объемные из них – «Приставалка» С. Черного и «Где мой пальчик?» Н. Саконской – доступны даже детям трех лет. Для того чтобы запомнить стихотворение, ребенок должен несколько раз услышать его. Но просто слушать детям трудно, нужны значимые и привлекательные для них мотивировки. Например, воспитатель читает: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» В это время кто‑то из детей, используя яркий головной платок, изображает кораблик, плывущий под парусом. Воспитатель дочитывает стихотворный текст, а малыш «доплывает» до кого‑либо из детей и «опускает парус» (отдает сверстнику платок), приглашая его изображать кораблик. Приглашение сверстника – в любой форме – привлекательная для детей ситуация. Например, ребенок прочел стихотворение и получил право «передать» эстафету тому, кто ему симпатичен. Избранник в свою очередь выбирает следующего исполнителя и т. д. Воспитатель читает стихотворение еще раз, и игра повторяется.

Достаточно, чтобы новое стихотворение прозвучало 3–4 раза. В дальнейшем в разных ситуациях (стихийно возникших или заранее спланированных) воспитатель читает произведение сам или предлагает прочитать его кому‑нибудь из детей, помогает ему, хвалит. На праздниках одно и то же любимое программное стихотворение могут читать 2–3 ребенка по очереди. Слушателей и самих исполнителей это не смущает: главное для последних – участие в празднике.

Так, по просьбе Деда Мороза девочки с удовольствием читают с помощью воспитателя стихотворение «Где мой пальчик» Н. Саконской (текст дан в сокращении).

Педагог. Маша (Саша, Оля, Юля и т. д.) варежку надела.

Ребенок.

 

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

 

Педагог. Маша варежку сняла.

Ребенок. Поглядите‑ка, нашла!

Знакомые детям русские народные сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и козлята») даются во второй младшей группе в других обработках. При случае, напомнив о двух похожих, но все‑та‑ки чуть‑чуть разных сказках, можно поинтересоваться, какую из них дети хотят послушать или в какую из них они желают поиграть. Дети постарше с удовольствием драматизируют сказку «Теремок» (в обраб. Е. Чарушина), так как в ней много звукоподражательных слов, которые вначале ребенок проговаривает, а позже распевает:

 

…Уж как по полю лягушка бежит.

У дверей остановилась и кричит:

– Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

– Я, мышка‑норушка!

– Я, лягушка‑квакушка!

– Иди ко мне жить!

 

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить‑поживать – песни распевать:

 

– Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

– Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!..»

 

Предлагаемые программой для младших дошкольников русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, динамичности, объему. Разнообразен и подбор авторских произведений в прозе и стихах. Это хорошо знакомые и любимые не одним поколением россиян стихотворные сказки К. Чуковского, С. Маршака, Н. Заболоцкого, а также добрые, мудрые сказки (в прозе) Д. Мамина‑Сибиряка, В. Даля, А. Н. Толстого, В. Сутеева, Г. Цыферова, Л. Петрушевской и других известных писателей. Среди поэтических и прозаических произведений достойное место заняли юмористические рассказы М. Зощенко, Л. Пантелеева, Н. Носова, И. Чапека, стихи С. Черного, В. Берестова, 3. Александровой и т. д. Прежде чем читать произведения детям, воспитателю следует оживить их в памяти и проанализировать.

Условно можно выделить три аспекта анализа.

Содержательно‑методический. Воспитатель должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

«Заяц‑хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем покатился по волчьей спине, повернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи». (Д. Мамин‑Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».)

Или:

 

Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике…

 

К. Бальмонт. Росинка

Исполнительский. Педагог должен решить, как выразительнее прочитать произведение.

Своеобразие восприятия литературных произведений младшими дошкольниками заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта. Поэтому не нужно стремиться проводить основательные беседы по прочитанному, а вот уточнить, как называется сказка (рассказ), необходимо. Нормой для этого возраста являются такие ответы: «Эта сказка про кота, лисичку. Кот лису победил» («Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской), «Про медведя, пирожки и Машеньку» («Маша и медведь», обр. М. Булатова) и т. п. Педагог должен одобрить ответ и произнести полное название произведения, а затем выяснить, кто понравился детям и почему, сказать, кто симпатичен (несимпатичен) ему самому, и объяснить почему. При этом важно зачитать соответствующие отрывки из произведения, ибо на слуху у детей должен оставаться сам текст, а не размышления по его поводу.

Читать детям художественные произведения следует ежедневно. С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими – в процессе игр, в бытовых ситуациях.

Со второй половины года в конце каждого месяца целесообразно проводить итоговые занятия в форме литературных викторин, литературных калейдоскопов. С помощью различных приемов («узнай книжку по обложке, по рисунку к тексту, по отрывку, по набору кукол – персонажей произведения» и т. п.) воспитатель одновременно повторяет с детьми пройденный материал и проверяет его усвоение.

Приведем примеры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: