Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий

ТПФУД – это деятельность учения и научения. Ее основатель Гальперин. В основе лежат з-н единства сознания и деятельности(оно формируется в деятельности и ею управляет); теория деятельности Леонтьева(внутр.и внеш.псих.деят-ть имеют одинаковую структуру). Основное содержание теоретических положений Л.С. Выготского(всякая психическая ф-ция выступает вначале как внешняя,а потом как внутренняя), С.Л. Рубинштейна(психика и деят-ть-особый типединства: психическое формируется в деятельности, а деятельность регулируется психическим), А.Н. Леонтьева(уже говорил), на которые опирается теория П.Я.Гальперина.

 Задача учителя – сформировать понятийное мышление. Понятие – мышление, которое заключает в себе существенные признаки изучаемого явления. В основе ТПФУД лежит психологическое учение об интериоризации – это процесс преобразования предметной деятельности во внутреннюю, психологическую деятельность, формирование интеллектуальных внутренних структур психики. Процесс обучения и воспитания можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами. Гальперин разграничил 2 части осваимого предметного действия:

1.Понимание действия(ориентировочная)

2.Умение его выполнять(исполнительная)

Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». Условием формирования действий является ориентировочная основа действий. ООД – система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, состав и порядок выполнения ориентации). Гальпериным и Талызиной проведена типология ООД по трем критериям:

-степень ее полноты(наличие в ней сведений обо всех компонентах действия).

-мера обобщенности (широта класса объектов, к которым применимо данное действие)

-способ получения(каким образом субъект стал обладателем данной ООД)

Соответственно выделяют 3 типа ООД(приводить конкретные примеры из физики).

-характеризуются неполным составом ООД, ориентиры представлены в частном виде и выделяются в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действий на такой ОО идет медленно, с большим кол-вом ошибок.

-характеризуются наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Формирование действия при такой ОО идет быстро и безошибочно. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.

-ОО имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, которому дается. Действию, присущи не только безошибочность и быстрота процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.

Гальперин выделил 6 этапов ФУД:

1.Мотивационный - этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации обучения

2.Восприятие – предварительное представление о действии; составление схемы ООД.

3.Выполнение действий в материальном или материализованном виде (схем, чертежей).

4.Овладение действием на уровне внешней (громкой) речи (комментирование, проговаривание)

5.Перенос действия в умственный план (внешняя речь про себя).

6.Внутренняя речь, умственное действие, его окончательное становление.

Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ООД.

Научение – изменение физической и психологической деятельности, которая возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается врожденными физиологич. реакциями организма.Учение – процесс целенаправленного, сознательного присвоения человеком передаваемого ему общественно-истор. опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта.

 

 

15. Личность и общение учителя как условие эффективного обучения. Мотивация деятельности учителя.

Анализ исследований в области психологии труда учителя позволил представить труд учителя в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств:личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения

Личность учителя является стержневым фактом труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в пед. деятельности пед. общении.

Пед. деятельность – это «технология» труда учителя.

Пед. общение – климат и атмосфера этого труда.

Личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы учителя.

Осуществление пед. деятельности, пед. общения, самореализация личности учителя составляет процесс этого труда.

Личность учителя определяет сущность пед. деятельности и общения: ради чего трудится учитель, кааие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактом труда учителя. Структура личности учителя включает:

-мотивацию личности (направленность личности и ее виды)

-свойства личности(пед. способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности).

-центральные характеристики личности (пед. сознания, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал). Эти свойства определяют неповторимость и уникальность личности учителя. Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включает ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри, является основой само развития и проффесионализма, точка отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. Пед. направленность-мотивация в профессии учителя, главное в котором действенная ориентация на развитие личности ученика. Центрация учителя - не просто направленность, но и заинтересованность, озабоченность в интересах тех или иных участников пед. системе. Способности – индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности.

-общие - проявляются в личностных качествах человека (темпераменте, характере, направленности личности) и позволяют преподавателю развивать свой творческий потенциал, а также компенсировать свойства, мешающие в преподавательской деятельности.

-специальные - состоят из 4 блоков:

1.Конструктивные - способность выстраивать учебно-воспитательный материал и проектировать развитие личности учащихся.

2.Организаторские – умение организовывать свою пед. деятельность в деятельность учащихся.

3.Коммуникативные – способность к выстраиванию педагогически оправданных верных отношений к коллегам, учащимся.

4.Рефлексивные – умение анализировать свою пед. деятельность, себя, свои поступки, а также обучать этому детей.

Пед. способности – переплетение общих и спец. способностей;

- индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условием пед. труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности испытуемого.

Профессиональное пед. самосознание – комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно включает следующие составляющие:

1.Осознание учителем норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств.

2.Осознание этих качеств у других людей; сравнение себя с профессионалом средней квалификации.

3.Учет оценки себя как профессионала, со стороны других людей – учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других.

4.Самооценивание учителем своих отдельных сторон.

Ядро личности учителя составляет я –концепция – относительно устойчивая не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими

1.Позитивная – у учителя, позитивно воспринимающего себя, возрастает уверенность в себе, удовлетворенность своей проф. эффективностью работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Поведение человека, в полной мере реализующего свои возможности, обладающего психологическим здоровьем, отличающийся спонтанностью, автоматически творческим подходом. Позитивное восприятие самого себя учителем определяет «+» восприятие окружающих. Для такого учителя внутренняя, психологическая сторона дела важнее внешней; вначале он пытается понять точку зрения другого человека, а затем уже действовать на основе этого понимания; люди и их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и считает их способными решать свои жизненный проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности, человек всегда представляет для него личность, обладающую достоинством. «+» я – концепция способствует развитию «+» я – концепции учеников. Позитивное восприятие учителем самого себя и учеников является одним из фактов эффективности его работы и способственному развитию у школьников позитивной я – концепции.

2.Негативная – учитель с негативной я – концепцией испытывает чувство не защищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты. Человек, обладающий негативной я – концепцией, не без трудностей вступает в свободное общение с другими людьми. Он склонен принижать значение личности другого человека, так же как и своей. Он стремиться завысить свою самооценку, доказывая, что другие ниже и хуже чем он сам. Негативное самовосприятие сопровождается негативной установкой в восприятии окружающих. В условиях длительно и часто повторяющихся «-» эмоциональных состояний, формируются «-» черты характера, деформация личности.

Мотивация. Совокупность факторов, побуждающих заняться опр.деят-ю.

1.Потребности. 2.Интересы. 3.Ценностные ориентации. 4.Идеалы,убеждения.

Есть главные, есть второстепенные.

Направленность личности – сист.доминирующих мотивов.Интересы учителя могут быть: собственные,администрации, за мнением большинства, родителей, интересы своего предмета, потребности учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: