Психология юношеского возраста

Если придерживаться границ, предложенных Элькониным, то старщее подростничество-раннюю юность – рассматриваем в пределах 14 – 17/18 (до окончания школы). Этот возраст – начальный этап физической зрелости, завершение полового развития. Исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, развивается мускулатура. Ранняя юность – ничто иное как переход от физиологической к соц. зрелости. Ее главное содержание – вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во взрослом обществе.

Ранняя юность характеризуется совершенствованием уже сформированных в подростковом возрасте психологических процессов и функций и дальнейшим развитием общих и специальных способностей.

Старшеклассник может оперировать понятиями, использовать различные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки – главную мысль, делать выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания. Их привлекает сам ход анализа, способы и приемы доказательств, обоснование своей точки зрения, своей позиции. Развивается критичность мышления, умение связывать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, предъявляющий высокие требования к умственной активности и самостоятельности старшеклассников. Показываем интеллектуальность зрелости данного возраста является достаточная сформированность теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира, природы и общества.

Ранняя юность является практической реализацией жизненных планов. Перед старшеклассниками встает задача самоопределения профессионального и личностного, связанного с ответами на вопросы: «Кем быть?,Каким быть?». Выбор профессии становится психологическим центром развития старшеклассников. Учебный процесс оценивается с точки зрения полезности для будущего. К концу обучения у большинства старшеклассников складывается решение о выборе профессии (по Л.И.Божович, - у 80%). Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться профилирующими предметами. Выбор профессии изменяет отношение к учебной деятельности и приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Перед учащимися в процессе реализации профессиональ­ногонамерения встают проблемы субъективного и объективного плана.

К проблемам субъективного плана можно отнести следующие:несколько профессий нравятся одновременно; на выбор профессии влияют мнения различных людей: у старшеклассника интерес к одному, родители советуют другое, друзья - третье; несоответствие между склонностями и способностями (часто наблюдается, например, при поступлении в театральные ВУЗы).

Из проблем объективного плана можно выделить, в первую очередь:сложности трудоустройства после окончания учебного заведения; уровень материального и бытового обеспечения; несоответствие знаний, умений и навыков содержанию и условиям конкурсных экзаменов при поступлении в ВУЗ.

Старший школьный возраст – пора выработки взглядов и убеждений; формирования и мировоззрения. Для учебного процесса характерны систематизация обобщений знаний по различным предметам, овладения наиболее общими законами природы и общественной жизни. Все это приводит к формированию у учащихся:

-Обобщенной и систематизационной научной картины мира.

-Научного мировоззрения.

В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в себе, найти смысл происходящего. В старшем школьном возрасти усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, др. людям. Старшеклассники предъявляют высокие требования к моральным нравственным качествам людей. Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружаю­щим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, Т.И. Бочкарева обнаружила стремление старших школьников к самостоятельному соотнесению себя с различными литературными персонажами (даже отрицательными), что свидетель­ствует о проявлении самокритичности.

 Существенны половые различия и при изучении критерии самооценки.

Ядро личности и самосознание юноши больше всего зависит от его проф. самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. Однако в женском самосознание большее значение придается семье, чем профессии.

Различия и критерии самооценок. Юноши оценивают себя по предметным достижениям, а девушкам важнее межличностные отношения. Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшеклассников выше чем у подростков, у которых на первом плане сверстники. Это объясняется тем, что в ранней юности остро встают вопросы самосознания и самоопределения, которые самому решить бывает очень трудно. Такие вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но их жизненный опыт мал. -На помощь приходят взрослые. Характерная особенность личности старшего школьника – рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными. Большое значение для старшеклассников имеет потребность в общении со сверстниками. С ними они проводят свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, делятся своими мыслями.

Старшеклассники с радостью вступают в спор, защищают свою позицию. В их дискуссии рождаются оригинальные идеи. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются, все чаще появляются смешанные компании; появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, иногда поцелуи), у 15-16 летних подростков появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потреб­ность в любви.

Для старшеклассников собственные любовные переживания на первых порах име­ют гораздо большее значение, чем сам объект привязанности. Отсюда - постоянная оглядка на мнение сверстников, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мни­мыми "победами" и т.д. Влюбленность у старшеклассников часто носит ''эпидемический" характер - в одном классе никто не влюбляется, а в другом - все поголовно влюблены друг в друга.

Заканчивая разговор о психологических особенностях ранней юности, необходимо отметить, что в этом возрасте нередко появляется обостренное чувство одиночества, которое, если оно длится долго и не проходит, может привести к весьма неприятным послед­ствиям, вплоть до "психического разрушения" (по Э. Фромму), а иногда и к попыткам самоубийства. К счастью, это чувство в юности не является стабильным. И при нормаль­ных личностных контактах с окружающими взрослыми и сверстниками оно довольно бы­стро исчезает.

Таким образом, основные новообразования ранней юности:

профессиональное и нравственное самоопределение; становление мировоззрения; полоролевая идентификация.

 В ранней юности процесс формирования еще не завершен он активно проявляется и далее. Но особенности его протекания именно в этот период оказывают существенное влияние на последующую жизнь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: