Оперативная установка

на Симонова Андрея Николаевича

Андрей Николаевич Симонов родился в г. Ленинграде в 1930 г.

Отец, Симонов Николай Матвеевич, 1902 г. р., рабочий. В настоящее время механик парового буксира "Шахтер" в Ленинградском морском порту. На фронт не призывался по брони.

Мать, Симонова (в девичестве Иванова) Ольга Викторовна, 1910 г. р., рабочая. В настоящее время крановщица в Ленинградском морском порту.

Учился в средней школе № 120 г. Ленинграда. По окончании школы в 1948 году поступил в МГУ, на психологическое отделение философского факультета. Окончил его в 1953 году с отличием, получил рекомендацию для поступления в аспирантуру. Дипломную работу на тему "Психофизиологические методы установления истинности следственных и судебных показаний" защитил под руководством профессора А. Р. Лурии.

Поступление в аспирантуру и написание научной работы отложил до накопления научного материала и опыта. В настоящее время работает в деканате философского факультета МГУ на должности секретаря. Член ВЛКСМ. Признан среди преподавателей МГУ перспективным специалистом. Решение не поступать в аспирантуру сразу после окончания вуза было встречено ими с пониманием.

Для органов КГБ представляют интерес связи Симонова в среде преподавателей и студентов психологического отделения философского факультета МГУ. В перспективе возможности Симонова для получения информации будут расти.

Обладает хорошими способностями: высоким интеллектом, отличной памятью. Спокоен. Эмоционально устойчив. Проблем в общении не испытывает. Владеет немецким языком. Занимается спортом. Посещает футбольные матчи.

Интересуется психофизиологией, техниками гипноза, социальной психологией.

Не женат.

Предполагается вербовка на идейно-политической основе.

 

Зам. начальника 9-го отдела

второго главного управления

подполковник Н. В. Ильин

 

15 декабря 1954 г.

гор. Москва

 

 

Возможности памяти

 

Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.

Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его собственным словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена – все, что остановило ваше внимание». Моцарт мог в точности записать сложную партитуру, прослушав произведение всего лишь раз. Услышав однажды сочинение Грегорио Аллегри «Miserere», сохранявшееся до этого Ватиканом в тайне, он сделал его ноты достоянием публики. Моцарту в это время было 14 лет. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Разучивая его произведения, он практиковался в ораторском искусстве. Венгерский шахматист Янош Флеш сыграл в 1960 году 52 партии одновременно, не глядя на доску. По окончании игры, которая длилась более 13 часов, Флеш помнил все ходы на всех 52 досках.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80 % – очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100 %.

Выводы:

1. Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2. Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации – мнемотехник – основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

 

Виды памяти

 

Современная психология выделяет три вида памяти: мгновенная (или сенсорная), кратковременная и долговременная.

В сенсорной памяти хранится то, что мы воспринимаем непосредственно органами чувств: видим, слышим, ощущаем, обоняем и пробуем на вкус после того, как сам воспринимаемый стимул уже исчез. Длительность хранения информации в этой памяти невелика, не больше полсекунды. Но сенсорная память очень важна, через нее проходит все, что связывает нас с внешним миром. Также благодаря сенсорной памяти мы можем видеть последовательность кадров-картинок кино как непрерывное движение.

Из сенсорной памяти информация, заслуживающая внимания, переходит в кратковременную память, где может храниться несколько минут или часов. Кратковременная память задействована, например, когда мы повторяем «про себя» продиктованный кем-то телефон, одновременно ища ручку и блокнот, чтобы записать его.

Из кратковременной памяти важная информация переходит в долговременную, где она может храниться годами. Как правило, процесс долговременного запоминания информации происходит неосознанно. Именно поэтому мы нередко забываем важные вещи и помним несущественные детали, которые давно следовало бы забыть. Однако существуют приемы осознанного долговременного запоминания информации. Эта книга поможет вам развить кратковременную и долговременную память, а также научиться сознательно переводить информацию из кратковременной памяти в долговременную.

Хорошая память связана с умением замечать важное в увиденном и услышанном, а также перерабатывать информацию, представлять ее в виде образов и связывать с тем, что мы уже знаем. Иными словами, для запоминания необходимы внимание и воображение. Тренировка внимания и воображения – база для развития памяти. Именно с упражнений на внимание и воображение начинается школа разведки.

 

 

Внимание и память

 

Внимание – способность избирательно воспринимать информацию, видеть и слышать то, что нужно, не реагируя на посторонние раздражители. Сосредоточенному человеку шум не мешает читать. Он воспринимает текст, не отвлекаясь на посторонние звуки. Сконцентрированность позволяет усвоить все нюансы и подробности того, что нужно запомнить, не перегружая при этом мозг.

Тренированное внимание отличается от слабого тем, что человек может им управлять. Он способен быстро сосредотачивать внимание, долго удерживать его на одном предмете, когда это нужно, и легко переключать при смене деятельности.

 

 

Упражнение

 

Долго удерживать внимание на одном предмете не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробуйте рассмотреть что-либо, что есть у вас под рукой, например свои наручные часы. Изучите их во всех деталях, во всех подробностях. Осмотрите каждое деление на циферблате, каждую царапину на корпусе. Изучили всё? Не останавливайтесь, попытайтесь найти в них что-то новое.

Через пару минут такого занятия вам будет сложно удерживать внимание на часах. Вы вдруг заметите, что думаете не о часах – ассоциации, цепляясь одна за другую, уводят ваши мысли все дальше и дальше. Например, вы думали о часах, стараясь сосредоточиться. Потом, глядя на цифру 11, вы вспомнили, что должны были договориться о важной встрече в 11:00. Потом вы стали думать о коллеге, который также должен был участвовать во встрече, потом о книге, про которую вам рассказывал коллега, потом… Вы забыли про часы. Сможете проделать обратный путь? Вспомните, как вы пришли от часов к тому, о чем думали. Вернитесь обратно по цепочке ассоциаций к часам и продолжайте изучать их. Вспомните, что вы думали о книге, принадлежащей коллеге, потом о самом коллеге, потом о встрече, на которой вы должны присутствовать, потом о времени начала встречи – 11:00. Вспомните, что это время связано с числом 11 на циферблате, а циферблат – с часами.

Выполняя это упражнение, вы тренируете способность управлять вниманием.

 

Секретно

Вербовку Андрея Николаевича Симонова 1930 г. р. разрешаю.

Произвести проверку агента в качестве установщика.

 

Начальник

второго главного управления

КГБ при СМ СССР

генерал-лейтенант П. В. Федотов

 

№ 67с

17 декабря 1954 г.

г. Москва

 

 

Проверьте себя

 

Штаб какого политического движения громили избиратели в Буэнос-Айресе 10 декабря 1954 года?

Из какой страны, предположительно, происходят консультанты, участвующие в предвыборной кампании перонистов?

 

 

Объем внимания, правило 7±2

 

Внимание устроено так, что в его фокусе одновременно могут находиться не больше 5–9 единиц информации: слов, чисел, предметов или идей. Это ограничение практически невозможно преодолеть, но есть способы его обойти. Для этого достаточно сгруппировать информацию в блоки. Например, в номере телефона +74957894179 содержится 12 единиц информации, а после группировки до +7 (495) 789 41 79 остается лишь пять. И эти пять можно сжать до четырех, если знать, что +7 (495) означает Россия, Москва.

Отведенные человеку 5–9 единиц нужно уметь использовать на все 100 %. Программа тренировки памяти, предложенная в этой книге, поможет вам развить внимание. Выполняйте инструкции, занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать. Помните армейский устав СССР: «Военнослужащий обязан стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы».

 

 

Упражнение

 

Выполнение двух дел одновременно хорошо тренирует способность переключать внимание. Читайте две книги, по абзацу из каждой попеременно. Переключая каждые несколько секунд радио, слушайте две новостные радиостанции (достраивайте при этом в уме, о чем были пропущенные фрагменты программ). Смотрите две телепрограммы.

Не увлекайтесь – одновременное выполнение нескольких задач хорошо как упражнение для тренировки внимания, но неэффективно как способ справляться с большим количеством дел.

 

 

Таблицы Шульте, 5 × 5 с подсветкой

http://improve-memory.net/shult/1

 

 

19 декабря 1954 года.

 

Трудный и длинный день. Сессия на носу: деканат бурлит, студенты, преподаватели. И куча бумаг.

А вечером, когда я возвращался домой, меня пытались завербовать в КГБ. Я не заметил сам, как разговорился со случайным попутчиком, обычным интеллигентом, невысоким, полноватым и в сером плаще. И вдруг он обращается ко мне по имени-отчеству и говорит: “Вы не хотите нам помочь?” Когда я узнал, кому именно предложил мне помогать серый плащ, то без долгих раздумий отказался. Но мой собеседник как-то умудрился вернуть меня к этому вопросу. Без уговоров, угроз или шантажа. Эта работа, по его словам, позволит мне применить на практике знания, полученные в университете. “Нам нужны хорошие психологи”, – сказал он. Кроме того, меня вербуют в контрразведку: ловить иностранных шпионов кажется мне осмысленным занятием. Более осмысленным, чем однообразные эксперименты и теоретические изыскания, и уж намного более осмысленным, чем бумажная возня в деканате. В итоге я пообещал подумать, а серый плащ пообещал со мной связаться.

А вообще, с его бы незаметной и мягкой настойчивостью надо за студентками ухаживать…

Напоследок он попросил никому не рассказывать о нашем разговоре. И не оставлять о нем никаких записей. Но тут я его не послушал. Видимо, во мне есть что-то шпионское, раз за десять лет мой дневник никто никогда не видел.

 

Трюки с вниманием

 

Любому продуктивному человеку необходимо уметь управлять своим вниманием. Но есть способы управлять вниманием других людей. Ведь если вы управляете вниманием человека, вы можете управлять им самим.

Внимание можно сравнить с прожектором в темноте: мы видим только освещенный фрагмент. Переключая внимание собеседника, мы можем показать ему то, что нужно, скрыв от него то, что мы не хотим показывать. Все фокусы и трюки иллюзионистов основаны на умелом переключении внимания зрителя. Для этого используются эффектные движения, яркие ленты, платки, вспышки и взрывы.

Примерно так же действуют разведчики, которым зачастую приходится работать под наружным наблюдением контрразведки. Известен случай, когда во время обыска и досмотра разведчица невзначай попросила полицейского подержать упаковку салфеток. Полицейские тщательно обыскали сумку и ничего подозрительного в ней не нашли. Секретные документы были спрятаны между салфеток.

Другой эффективный трюк заключается в том, чтобы растянуть скрываемое действие во времени, совершить его в несколько этапов, каждый из которых будет выглядеть совершенно безобидно. Например, чтобы незаметно поднять с земли какой-либо предмет, можно остановиться перед ним, открыть сумку, вынуть перчатки, уронить одну из них, наклониться за перчаткой, выронить носовой платок, поднять предмет и перчатку и уйти, оставив платок лежать на земле. Наблюдение заметит, что вы роняли и поднимали предметы. Внимание наблюдателей задержится на платке, и ваша неуклюжесть не вызовет подозрений. Сколько предметов вы уронили и какие из них подняли – никто не заметит.

Другой пример «растягивания» действия – незаметная передача блокнота вашему собеседнику за столиком кафе. Вы приходите и вынимаете блокнот из портфеля. Потом разговариваете, открываете блокнот, что-то записываете, кладете его рядом и продолжаете разговаривать. Потом встаете, выкладываете на стол перчатки, надеваете пальто, берете перчатки и уходите. Блокнот остается на столе, его захватит с собой ваш собеседник, когда допьет свой кофе и будет уходить.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: