Четырнадцать инструментов

 

Глава 3

Новая формулировка проблемы

 

Помните историю о человеке, который решил, что его водяной матрас начал протекать? Он решал проблему, которую определил так: «Как заделать течь?» И в ходе анализа ситуации он руководствовался именно этим определением, или формулировкой, проблемы. И оказалось, что проблема определена неверно. Ему нужно было бы задать совсем другой вопрос: «Как вода попала на мое одеяло?» То есть необходимо было отделить собственно проблему от ее проявлений. Если бы он это сделал, то в ходе анализа, вероятно, проверил бы разные варианты попадания воды на одеяло и выяснил, что дело не в матрасе, а в протечке трубы в ванной этажом выше. Как правило, от того, как мы определяем проблему, зависит подход к ее решению: определение задает направление рассуждений. А от того, как мы анализируем проблему, то есть в каком направлении движемся, полностью зависит и то, найдем ли мы вообще решение и какого качества оно будет.

Исходя из имеющейся информации и общего понимания ситуации, которое складывается у нас в ходе работы над проблемой, мы нередко приходим к выводу, что вначале поняли проблему совершенно неверно. Нередко человек выбирает излишне узкую формулировку проблемы, в результате чего анализ оказывается слишком ограниченным, а альтернативные и, возможно, более эффективные решения не попадают в его поле зрения. Примеры подобных ситуаций найти несложно. Рассмотрим диалог двух родителей, обеспокоенных низкими оценками сына-старшеклассника.

 

Отец: Он просто не старается.

Мать: Я знаю. Ему совсем не интересно, поэтому он отвлекается.

Отец: Мне надоело твердить одно и то же.

Мать: И мне. Все равно толку никакого.

Отец: Возможно, его нужно научить учиться.

Мать: Ну, это точно не повредит. Тем более что он и правда не умеет организовать учебу.

Отец: Позвоню завтра в школу и попробую договориться.

Мать: Отлично. Уверена, что это ему поможет.

 

Родители довольны: они определили проблему, пришли к решению и начинают менять ситуацию. Но действительно ли проблема заключается в недостатке интереса к учебе и склонности постоянно отвлекаться? И если показать сыну этой пары более эффективные подходы к учебе, решит ли это проблему? Не исключено. Но вполне возможно, что родители говорят о симптомах гораздо более глубокой проблемы. Есть вероятность, что их сын и сам не знает, в чем проблема, – просто чувствует отсутствие мотивации к учебе. Но почему? В чем заключается реальная проблема?

А вот еще один пример.

 

На парковке у офисного здания толчея, места не хватает. Руководство компании решает взяться за эту проблему: группе сотрудников поручено предложить способы перепланировки парковки, чтобы она вмещала больше автомобилей. Поработав над поставленной задачей, сотрудники предлагают несколько способов увеличения емкости парковки.

 

В этом случае руководство определило проблему так: «Как увеличить емкость парковки» – и работа над поиском решения проблемы была с самого начала ограничена таким пониманием ситуации. И вроде бы все логично, так? Ведь парковка и правда вечно забита. Очевидно, что необходимо увеличить место для парковки.

Но проблему можно увидеть (и сформулировать) и иначе, к примеру, сделав акцент на сокращении числа машин на парковке. (Для этого можно предложить сотрудникам по очереди подвозить друг друга, или перевести часть сотрудников в другой офис, или даже сократить часть сотрудников.)

Давайте выполним упражнение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: