На этапе определения проблемы мы можем столкнуться с четырьмя типичными сложностями, причем первые две довольно очевидны.
Отсутствие фокусировки: определение сформулировано в общих выражениях или неконкретно
Пример: Что делать с компьютерами на рабочих местах?
Из этой формулировки не понятно, в чем заключается проблема.
Фокус внимания смещен: проблема сформулирована слишком узко
Пример: Оценки Джонни становятся все хуже. Как нам заставить его учиться более старательно?
Возможно, дело вовсе не в старании и усилиях. И в таком случае, заставляя Джонни работать больше, мы можем только усугубить проблему.
Два оставшихся типа сложностей – варианты второго типа.
Формулировка основана на преждевременно сделанном предположении
Пример: Что нам нужно предпринять, чтобы информировать ведущие компании о наших маркетинговых возможностях?
Предположив, что ведущие компании не знают пока об этих возможностях, мы получаем узкую формулировку проблемы. И если это предположение не верно, анализ будет вестись не в том направлении.
|
|
Формулировка привязана к одному из вариантов решения проблемы
Пример: Как убедить законодателей принять решение о строительстве новых тюрем, чтобы снизить перенаселенность нынешних тюрем в стране?
Формулировка слишком узкая и прямо указывает на решение. Но, если это решение не годится для сложившейся ситуации, анализ пойдет не в том направлении.
Методы поиска формулировок проблемы
Способов творчески переформулировать проблему существует множество. Сейчас я предложу пять приемов, которые считаю особенно эффективными.
Перефразировать: сформулировать проблему новыми словами, не теряя первоначального смысла
Первоначальная формулировка: Как ограничить загруженность дорог?
Перефразированная версия: Как не допустить роста загруженности дорог?
Когда мы пытаемся выразить мысль другими словами, это добавляет новые оттенки смысла, что помогает по-новому посмотреть на проблему и стимулирует настоящие открытия и озарения.
Градусов: переверните проблему с ног на голову
Первоначальная формулировка: Как обеспечить явку всех сотрудников на общий пикник?
Перефразированная версия: Что сделать, чтобы сотрудники точно не пришли на пикник?
Взгляд на задачу с противоположной стороны – удивительно эффективный прием: он позволяет не только проверить на прочность соображения, лежащие в основе первоначальной формулировки, но и разобраться с причинами проблемы. К примеру, работая с перефразированной версией, можно предположить, что сотрудники не придут на пикник, если он запланирован на время их традиционного похода в церковь или совпадает с какими-то еще важными личными делами. И становится понятно, что время пикника нужно выбирать так, чтобы оно не конфликтовало с другими делами сотрудников.
|
|
Расширение границ: сформулируйте задачу, исходя из более широкого контекста
Первоначальная формулировка: Стоит ли мне менять работу?
Перефразированная версия: Как мне обеспечить себе гарантию занятости?
Заметим, что первоначальная формулировка предполагает однозначный ответ, да или нет, и не предполагает анализа вариантов.
Переместите фокус внимания: сделайте это осознанно и намеренно
Первоначальная формулировка: Как нам увеличить продажи?
Перефразированная версия: Как сократить издержки?
Из всех пяти приемов этот требует особенно глубоких размышлений и настоящего творческого подхода. Поэтому он одновременно и самый сложный, и самый результативный.
Задайте вопрос: «Для чего нам это?» Начните с первоначальной формулировки проблемы, задайте вопрос и на основе полученного ответа сформулируйте проблему заново. Затем снова спросите: «Для чего?» – и опять переформулируйте проблему. Повторите этот процесс несколько раз, пока не доберетесь до самой сути
Первоначальная формулировка: Как вывести на рынок разработанные нами мультимедийные продукты?
Для чего нам это? Потому что многие из наших внутренних клиентов отдают ведение мультимедийных проектов сторонним подрядчикам.
Перефразированная версия: Как нам не допустить передачи клиентами мультимедийных проектов сторонним подрядчикам?
Для чего нам это? Потому что заниматься мультимедийными проектами для всей нашей организации должны только мы.
Перефразированная версия: Как нам добиться, чтобы право вести мультимедийные проекты для всей организации было только у нас?
Для чего нам это? Нам нужно расширять клиентскую базу.
Перефразированная версия: Как нам расширить клиентскую базу?
Для чего нам это? Нам нужно увеличивать число клиентов, чтобы добиться экономической эффективности.
Перефразированная версия: Как нам добиться экономической эффективности?
Для чего нам это? Чистая прибыль падает.
Перефразированная версия: Как нам повысить прибыльность?
Определена фундаментальная проблема: Как получить право на ведение всех мультимедийных проектов в рамках нашей компании?
Как мы видим из этих примеров, изменение формулировки проблемы – это дивергентная техника, помогающая разглядеть альтернативные подходы, что неизбежно расширяет наш взгляд на ситуацию, привлекает внимание к важным аспектам, которых мы иначе не заметили бы.
Давайте потренируемся формулировать и переформулировать проблемы.