Дивергентное и конвергентное мышление

 

Изобретатели и новаторы придумали немало приемов, призванных стимулировать дивергентное мышление. Как я уже говорил, мы, люди, в целом не очень хорошо умеем работать в режиме дивергенции: большинству из нас эта способность не присуща с рождения. Поэтому, когда обстоятельства вынуждают нас начать действовать в этом режиме, скажем в ходе мозгового штурма, это вызывает стресс, а иногда оказывается по-настоящему болезненным опытом – но и интересным. Удивительно, что людям не удается освободить разум и позволить себе свободный обмен идеями. Почему подобная открытость требует таких усилий? Большинство из нас склонно подавлять любые мысли дивергентного типа, словно, если выпустить их в мир, они начнут цепляться к другим, подобно опасной болезни. А когда человек все же решается предложить что-то новое, он старается сформулировать это предложение как можно более нейтрально, чтобы не навлечь на себя излишней критики или насмешек. Вообще бояться критики и насмешек действительно стоит: как я уже говорил, человек – единственное, видимо, существо во всей галактике, которое так быстро бросается все критиковать и высмеивать. Еще не дослушав собеседника до конца, мы готовы привести не менее десятка причин, по которым его новая идея – это полный идиотизм. Негативные мысли заполняют наш разум и подавляют все робкие попытки найти в предложении что-то стоящее. Самая серьезная сложность, связанная с анализом любой проблемы, – работа в формате дивергенции, и не только на ключевых, но на всех без исключения этапах процесса.

Я в свое время прошел целый тренинг по навыкам ведения мозгового штурма, а также много раз участвовал в сессиях мозгового штурма и сам вел такие сессии. В профессиональной деятельности я использую мозговой штурм довольно успешно. Но иногда я сталкиваюсь с несколько странными, неструктурированными подходами к организации мозгового штурма, когда за основу берется, скажем, детская игра, или участникам предлагается рисовать образы из потока сознания, или работа начинается с экскурса в другие темы, а потом обсуждение переходит к актуальной проблеме – это все мне кажется избыточным. Я лично называю такие форматы методом блицкрига. Не спорю, всем нам важно смотреть на вещи шире, отбрасывая навязанные самим себе ограничения, выходить за рамки стандартного узкого взгляда. Но я точно знаю, что всего этого можно достичь и без агрессивных методов блицкрига. С другой стороны, если эти методы для кого-то работают, их, конечно, можно использовать. А если вы никогда не проходили обучения по методам ведения мозгового штурма, это определенно стоит сделать: это страшно весело и интересно, и вы начнете гораздо эффективнее анализировать ситуации.

Цель мозгового штурма – как и любого другого приема, стимулирующего дивергентное мышление, – заключается в том, чтобы выработать как можно больше нестандартных творческих идей на актуальную тему и позволить всем этим идеям некоторое время свободно развиваться и множиться. Все это делает процесс поиска решения более многофакторным и глубоким. Но мозговой штурм – это не только количество разнообразных идей: не менее важна чуткость восприятия участниками каждого из предложений.

Что толку формулировать сотни новых идей, если разум остается закрытым и не воспринимает их? Я много раз наблюдал, как в ходе мозгового штурма вполне разумные люди работают над выработкой идей и следуют всем правилам процесса – но относятся к этой работе как к своего рода игре. По окончании сессии они расходятся, бросив все предложенные идеи, как карты на покерном столе. А ведь чтобы анализировать проблему по-настоящему эффективно, нам нужно быть готовыми воспринять новые идеи, независимо от того, в какой момент или из какого источника они появляются, и сохранять эту открытость до самого конца аналитического процесса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: