Глава 6. Правительство Российской Федерации

 

Правительство РФ в соответствии со ст. 11 Конституции осуществляет наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами государственную власть, действуя при этом самостоятельно, независимо, но в тесном взаимодействии с указанными органами.

Ранее действовавшая Конституция РФ 1978 г. установила в 1991 г., что Президент РСФСР является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти (гл. 13.1), тем самым возложив на него непосредственное руководство Правительством. Правительство было подотчетно Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ.

Действующая Конституция, сохраняя некоторые формы парламентского контроля за деятельностью Правительства, закрепляет самостоятельность Правительства РФ и его ответственность за проведение социально-экономической политики в стране.

 

Статья 110

1. Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. Так же как и органы законодательной и судебной власти, Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть, действует самостоятельно и независимо, в тесном взаимодействии с Президентом РФ, органами законодательной и судебной власти.

Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, но в ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти в Российской Федерации.

По закону Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ, действующим на основе Конституции, федеральных конституционных законов и нормативных указов Президента РФ. В качестве основных принципов деятельности Правительства РФ закон устанавливает народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

2. Правительство РФ - коллегиальный орган, в состав которого входят члены Правительства РФ, перечисленные в ч. 2 комментируемой статьи. Система и структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314, а также Указами Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 05.12.2014) и от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 10.09.2014).

 

Статья 111

1. В силу важности кандидатуры Председателя Правительства РФ для руководства исполнительной властью в стране Конституция определяет сложную процедуру его назначения, предусматривающую ключевую роль Президента РФ и участие в этом процессе Государственной Думы. В соответствии с Конституцией согласия Государственной Думы на освобождение от должности Председателя Правительства РФ не требуется. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что Председатель Правительства РФ может быть освобожден от должности Президентом РФ по заявлению об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

2. Поскольку органы государственной власти РФ не могут полноценно функционировать без сформированного надлежащим образом Правительства РФ, Конституция устанавливает жесткие сроки внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства.

3. В целях ускорения процесса назначения Председателя Правительства РФ Конституция обязывает Государственную Думу рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру в недельный срок. Порядок рассмотрения данной кандидатуры установлен Регламентом Государственной Думы и включает в себя доклад кандидата на пост Председателя Правительства РФ о программе основных направлений деятельности Правительства РФ, ответы на вопросы депутатов, выступления представителей фракций. Решение принимается депутатами простым большинством голосов и оформляется постановлением Государственной Думы.

4. Конституция предусматривает случай, если разногласия между Президентом РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ по кандидатуре Председателя Правительства РФ становятся непреодолимыми. Чтобы не допустить сбоя в деятельности исполнительной власти в стране, Президент РФ в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных им кандидатур назначает Председателя Правительства РФ своим указом, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Таким образом, арбитром в разрешении конфликта Президента РФ и Федерального Собрания РФ выступает народ, поскольку он может избрать Государственную Думу в том же составе.

 

Статья 112

1. В целях оперативного формирования Правительства РФ Конституция устанавливает срок, в течение которого Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 устанавливает, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Перечень органов исполнительной власти и их подведомственность были определены Указом Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 (в ред. от 05.12.2014), который установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят, наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами, государственные комитеты (на настоящий момент последние преобразованы в федеральные службы или агентства). Изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти внесены Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (в ред. от 10.09.2014).

2. Конституция устанавливает такой порядок формирования персонального состава Правительства РФ, при котором должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров замещаются при участии как Президента РФ, так и Председателя Правительства РФ. Свои конституционные полномочия по назначению этих лиц Президент может осуществить только при наличии предложения Председателя Правительства.

 

Статья 113

Свою основную функцию по определению основных направлений деятельности Правительства РФ и организации его работы Председатель Правительства РФ обязан осуществлять в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента РФ. Верховенство Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов относится к важным принципам деятельности Правительства РФ.

Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства РФ конкретизируются в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Председатель Правительства РФ представляет Правительство РФ в России и за ее пределами, ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса, подписывает акты Правительства РФ, распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ, систематически информирует о работе Правительства Президента РФ.

Федеральный закон "О Правительстве Российской Федерации" также устанавливает некоторые ограничения, связанные с пребыванием в должности Председателя Правительства РФ и члена Правительства РФ. Они должны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно представлять сведения о своем имуществе и доходах, которые могут быть опубликованы. Им запрещено одновременно с пребыванием в данной должности быть членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами любых представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, занимать другие должности, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Федеральный закон "О Правительстве Российской Федерации" содержит и некоторые другие ограничения для Председателя и членов Правительства РФ.

 

Статья 114

1. Компетенция Правительства РФ предусматривается Конституцией в самом общем виде. Статья содержит традиционные для правительства любой страны полномочия по разработке и исполнению федерального бюджета, финансовой политики; основные направления деятельности Правительства РФ в экономической, социальной, культурной сферах, в области обороны, безопасности, обеспечения законности, охране прав и свобод граждан. Предусмотренный в Конституции перечень не является исчерпывающим.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в гл. 3 конкретизирует и выделяет полномочия Правительства РФ:

общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти;

в сфере экономики;

в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

в социальной сфере;

в сфере науки, культуры, образования;

в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

в сфере внешней политики и международных отношений.

Введенная Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФЗК обязанность Правительства РФ ежегодно отчитываться перед Государственной Думой о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, повышает ответственность Правительства РФ перед народными представителями, т.е. усиливает представительные начала в системе разделения властей.

2. Конституция предусматривает в качестве сферы регулирования федерального конституционного закона только определение порядка деятельности Правительства РФ, т.е. сферу, которая обычно регулируется регламентами. Фактически Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не только определяет порядок деятельности Правительства РФ, но и его статус, правовую основу и принципы деятельности, состав Правительства РФ и порядок его формирования, полномочия, статус актов, организацию деятельности Правительства РФ, его взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, органами судебной власти, органами государственной власти субъектов РФ и обеспечение деятельности Правительства РФ.

 

Статья 115

1. Конституция определяет статус актов Правительства РФ, которые носят подзаконный характер и должны издаваться на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

2. В целях обеспечения действия единой правовой системы государства на всей его территории Конституция устанавливает обязательность постановлений и распоряжений Правительства РФ к исполнению всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и их объединениями, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, следовательно, обязательны к исполнению с этого дня.

3. Конституция предусматривает право Президента РФ отменять акты Правительства РФ, но это право не является абсолютным, так как Правительство - самостоятельный орган, осуществляющий в соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть, обладающий собственной компетенцией, предусмотренной Конституцией и законодательством РФ. Это право Президента РФ может быть реализовано им только в случае противоречия актов Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ.

 

Статья 116

Конституция устанавливает период, в течение которого Правительство РФ может осуществлять свои полномочия. Этот период полностью зависит от периода исполнения своих полномочий Президентом РФ. При этом если досрочное прекращение полномочий Президента РФ допускается только в установленных Конституцией случаях, Правительство РФ может быть отправлено в отставку Президентом РФ в любое время.

Сложение полномочий Правительства РФ перед вновь избранным Президентом РФ происходит в любом случае, даже если вновь избранный Президент РФ избран на эту должность на второй срок и предполагает работать с тем же составом Правительства РФ. Новое Правительство РФ может быть сформировано в том же составе, что и прежнее, но формальный акт сложения полномочий является обязательным. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. После сложения полномочий Правительство РФ продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

Статья 117

1. Право Правительства РФ подать в отставку является едва ли не единственным средством выражения его несогласия с Президентом РФ, который вправе решить вопрос о том, принять отставку Правительства РФ или отклонить ее. В случае отклонения отставки Правительства РФ оно продолжает работать в прежнем статусе. В случае принятия отставки Правительства РФ оно по поручению Президента РФ продолжает функционировать до сформирования нового Правительства РФ.

2. Одним из способов обеспечения Президентом РФ согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является его право по своему усмотрению без согласования с иными органами государственной власти РФ принять решение об отставке Правительства РФ. Такое право является самой важной формой воздействия Президента РФ по отношению к Правительству РФ.

3. В качестве системы сдержки законодательной власти по отношению к исполнительной Конституция предусматривает право Государственной Думы выразить недоверие Правительству РФ. Это важное средство парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству РФ она принимает самостоятельно и независимо от угрозы ее роспуска. Президент РФ может в случае несогласия с Государственной Думой принять решение о ее роспуске и назначении новых выборов, только если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно заявит о недоверии Правительству РФ.

4. Конституция предусматривает и такой серьезный противовес Правительства РФ по отношению к законодательной власти, как постановка Председателем Правительства РФ вопроса перед Государственной Думой о доверии Правительству РФ. Государственная Дума может принять одно из двух возможных решений: о доверии Правительству РФ или об отказе в нем. С целью недопущения затягивания кризиса власти Конституция обязывает Президента РФ оперативно, в течение семи дней, принять решение об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. Деятельность органов государственной власти должна быть непрерывной. Особенно это касается исполнительной власти, осуществляющей оперативное, каждодневное регулирование и руководство всеми основными сферами государственной и общественной жизни, включая оборону, безопасность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. С целью недопущения перерыва в деятельности высшего органа исполнительной власти страны Конституция устанавливает, что во всех случаях отставки Правительства РФ или сложения им своих полномочий оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

Глава 7. Судебная власть и прокуратура*(6)

 

В соответствии со ст. 11 Конституции наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют суды РФ.

Конституция предусматривает значительные полномочия судебной власти по отношению к законодательной и исполнительной. В то же время формы влияния или система сдержек и противовесов со стороны этих органов на судебную власть весьма ограничены и не могут повлиять на ее самостоятельность и независимость.

Важным свойством судебной власти является ее исключительность. Если в деятельности других органов власти в отдельных случаях допускается некоторое смешение функций (например, временное осуществление Президентом РФ некоторых функций законодательной власти), то правосудие осуществляется исключительно судами и не может быть возложено ни на какой другой орган ни при каких обстоятельствах.

 

Статья 118

1. Правосудие обычно определяется как вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность осуществляется исключительно судами и представляет собой судебную власть. Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

2. Конституция устанавливает формы реализации судебной власти. Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ в соответствии со ст. 125 Конституции и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также конституционными (уставными) судами субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ. Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется федеральными судами и мировыми судьями.

3. Конституция не называет все органы, входящие в судебную систему РФ, а только устанавливает статус высших судов - Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Система и компетенция остальных органов судебной власти предусмотрены Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации". В соответствии с его положениями в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

 

Статья 119

Конституция устанавливает основные требования к судьям и допускает введение дополнительных требований на основании федерального закона. Очевидно, что эти требования относятся к судьям всех судов, действующих в РФ.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 22.12.2014) устанавливает, что кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен. Указанный Закон содержит и возрастные ограничения: судьей вышестоящего суда может стать гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста, а судьей Верховного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет. Из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен, отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

Закон "О статусе судей в Российской Федерации" содержит и некоторые дополнительные требования к судьям, в том числе:

судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы;

судья при исполнении своих полномочий и во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

судья не вправе быть депутатом представительного органа любого уровня;

судья не должен принадлежать политическим партиям и движениям;

судья не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и творческой. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы.

 

Статья 120

1. Независимость судей, а значит, и судебной власти - одно из основных условий существования демократического правового государства, поскольку без обеспечения такой независимости становится невозможной эффективная защита прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

Независимость судей обеспечивается установленной уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством процедурой осуществления правосудия, наличием в законе исчерпывающего перечня оснований приостановления и прекращения полномочий судьи, неприкосновенностью судей, их несменяемостью и финансированием судов только из федерального бюджета.

2. Конституция уточняет принцип подчинения судей только Конституции и закону, в том числе в случае установления несоответствия закону иного нормативного правового акта. При этом судьи руководствуются постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (в ред. от 16.04.2013), который разъяснил, что если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам ведения Российской Федерации или совместного ведения, суд должен принимать решение в соответствии с федеральным законом. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.

 

Статья 121

1. Несменяемость судьи является одной из гарантий его независимости. В соответствии с Законом "О статусе судей в Российской Федерации" после наделения судьи полномочиями в установленном порядке судья не подлежит освобождению от должности, кроме как в случаях, установленных законом. Он также не подлежит переводу в другой суд без его согласия.

2. В соответствии с указанным Законом прекращение полномочий судьи допускается только в случаях его письменного заявления об отставке, о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; нарушения судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; избрания судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказа от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда; совершения судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Закон "О статусе судей в Российской Федерации" также устанавливает исчерпывающий перечень случаев приостановления полномочий судьи.

 

Статья 122

1. Неприкосновенность судей является важной гарантией их независимости. Она направлена на предотвращение воздействия на судей с целью принятия неправосудного решения со стороны государственных и иных органов и лиц и недопущение нарушения их прав и свобод. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

По Закону "О статусе судей в Российской Федерации" для привлечения судьи к уголовной и административной ответственности необходимо применение достаточно сложной процедуры, защищающей судью от необоснованного привлечения к такой ответственности.

2. Наличие в Законе нормы о неприкосновенности судьи не означает его безнаказанности в случае совершения им противозаконных деяний. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: Председателем Следственного комитета РФ при наличии согласия Конституционного Суда РФ (в отношении судей данного суда), Высшей квалификационной коллегии судей (в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда), квалификационной коллегии судей субъекта РФ (в отношении судей иных судов). При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

 

Статья 123

1. Открытость, гласность судебного разбирательства является одной из гарантий независимости суда, демократичного ведения судебного процесса. Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Закрытое судебное разбирательство допускается как исключение из общего правила на основании определения или постановления суда в случаях, когда разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста; рассмотрение уголовных дел может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников процесса либо сведений, унижающих их честь и достоинство; а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц. Уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства.

Закрытым может быть как все заседание, так и часть его. Приговоры и решения судов во всех случаях провозглашаются публично.

2. В интересах подсудимых Конституция содержит запрет заочного, без их участия рассмотрения уголовных дел. Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого в соответствии с УПК может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие. В исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.

Суд вправе во всех случаях признать явку подсудимого обязательной.

3. Принцип состязательности - один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе. В соответствии с УПК в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства. ГПК гарантирует сторонам соблюдение принципа состязательности и равные права в гражданском процессе.

4. Дополнительной гарантией прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности, является их право на осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей (см. коммент. к ч. 2 ст. 47). Считается, что рассмотрение дела широкой коллегией присяжных заседателей обеспечивает демократизм судопроизводства, общественный контроль, реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия.

 

Статья 124

Одной из серьезных гарантий независимости судебной власти является финансирование судов исключительно из федерального бюджета. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает в качестве одной из основ взаимоотношений Правительства РФ и органов судебной власти финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечение возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 10.02.1999 N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" (ред. от 12.03.2014) в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Это позволяет оградить суды от влияния региональных и местных органов публичной власти, создать условия для подлинной независимости судей и не допустить серьезных различий в материально-техническом обеспечении судов, находящихся в разных субъектах РФ, разницы в материальном обеспечении судей федеральных судов одного и того же уровня.

Финансирование судов субъектов РФ (конституционных, уставных судов и мировых судей) производится из бюджетов субъектов РФ.

 

Статья 125

1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституция устанавливает количество судей Конституционного Суда РФ, оптимальное для выполнения его функций. Требования к судьям установлены Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. На Председателя Конституционного Суда РФ данное возрастное ограничение не распространяется.

2. Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления им своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, указанных в Конституции.

Осуществляя компетенцию, предусмотренную п. "а"-"в" ч. 2 комментируемой статьи, Конституционный Суд РФ обеспечивает верховенство Конституции на всей территории России, так как признанные им неконституционными акты утрачивают силу.

Оценке Конституционного Суда РФ подлежат и международные договоры как часть российской системы права. Признанные не соответствующими Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

3. Большое значение в разрешении конфликтов между органами государственной власти имеет установление Конституцией такого авторитетного арбитра, как Конституционный Суд РФ, решения которого не могут быть пересмотрены никаким иным органом в России.

4. Роль Конституционного Суда РФ в защите прав человека и гражданина состоит не только в проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, но и в рассмотрении индивидуальных и коллективных жалоб граждан и их объединений на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. По запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле.

5. Конституционный Суд РФ - единственный государственный орган, который дает официальное толкование положений Конституции. Оно является обязательным на всей территории РФ для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и их объединений.

6. Поскольку Конституционный Суд РФ не является законодательным органом, он не вправе отменить нормативные правовые акты или договоры. Но правовые последствия признания их неконституционными те же. Они утрачивают силу и не подлежат применению.

7. Важным элементом системы сдержек судебной власти по отношению к Президенту РФ является участие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в процедуре отрешения его от должности, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Здесь у Конституционного Суда РФ тоже связанная инициатива. Он может дать такое заключение только по запросу Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу, что установленный Конституцией порядок выдвижения обвинения не соблюден, процедура отрешения от должности Президента РФ прекращается.

 

Статья 126

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по указанным в комментируемой статье категориям дел, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами. Верховный Суд РФ согласно Федеральному конституционному закону "О Верховном Суде Российской Федерации" осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Также Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда РФ;

2) Президиум Верховного Суда РФ;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ - в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ - в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ.

 

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции (Закон РФ о поправке к Конституции и "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации")*(7).

 

Статья 128 *(8)

1. Нормы о назначении судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ содержатся также в ст. 83 и 102 Конституции, закрепляющих компетенцию Президента РФ и Совета Федерации. Ответственное положение судей высших судов РФ обусловливает их назначение путем сложной процедуры с участием Президента РФ и Совета Федерации, состоящего из представителей всех субъектов РФ и представителей Российской Федерации.

Совет Федерации вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом РФ кандидатуры, но без его представления назначение судьи состояться не может. Независимость назначенных таким образом судей обеспечивается тем, что ни органы, участвующие в назначении судей, ни какие-либо иные органы не могут освободить судью от занимаемой должности. Это допускается только в случаях и в порядке, установленных Законом "О статусе судей в Российской Федерации".

2. Конституция устанавливает важное полномочие Президента РФ, принадлежащее ему как гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина, - назначение судей федеральных судов. Назначение судей Президентом РФ обеспечивает их независимость от региональных и местных органов публичной власти. Порядок наделения полномочиями судей федеральных судов определяется вышеназванным Законом.

3. Важная роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в осуществлении судебной власти обусловливает закрепление их полномочий, порядка образования и деятельности не обычными, а федеральными конституционными законами, принимаемыми в усложненном порядке квалифицированным большинством в обеих палатах Федерального Собрания РФ.

В Российской Федерации действуют федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О Верховном Суде Российской Федерации". Они подробно регламентируют полномочия, порядок образования и организацию деятельности этих судов.

 

Статья 129 *(9)

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 22.12.2014). Он определяет прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Закон также устанавливает принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, систему и организацию прокуратуры РФ, содержит нормы о прокурорском надзоре, участии прокурора в рассмотрении дел судами, службе в органах и организациях прокуратуры.

2. В силу важности постов Генерального прокурора РФ и его заместителей, их роли в обеспечении законности на территории России, охране прав и свобод человека и гражданина Конституция определяет сложный порядок их назначения Советом Федерации по представлению Президента РФ. Решающая роль Совета Федерации как "палаты регионов" в этой процедуре обусловлена тем, что данные должностные лица руководят системой органов, осуществляющих надзор за исполнением законов на всей территории РФ, включая все субъекты в ее составе.

3. Изменение конституционного порядка назначения прокуроров субъектов РФ и придание ключевой роли в этом процессе Президенту РФ вызвано целесообразностью повышения статуса и роли прокуроров субъектов РФ в осуществлении прокурорского надзора, усиления их ответственности, как и ответственности Президента РФ за назначенных им лиц.

4-5. В отличие от предыдущего порядка назначения всех иных прокуроров Генеральным прокурором РФ введенный конституционной поправкой 2014 г. порядок дифференцирует субъектов назначения иных прокуроров, выделяя в их числе прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, которые назначаются Генеральным прокурором РФ. Иные, кроме указанных, прокуроры назначаются Президентом РФ, что способствует совершенствованию подходов к подбору кадров, свидетельствует об усилении влияния главы государства на правоохранительную сферу и соответственно о повышении ответственности прокуроров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: