Слушайте то, что не произносится

 

Умение слушать сводится не только к тому, чтобы обратить внимание на человека и отложить все дела, которыми вам хотелось бы заняться. Это только первый шаг, простой. Второй шаг – научиться читать между строк.

Умение слушать – это понимание не только того, что говорит собеседник, но и того, о чем он умалчивает. Люди не всегда говорят то, что думают. Например, друг говорит: «Все в порядке», но его голос дрожит, и он отводит взгляд. Коллега отзывается о своем повышении: «Да это неважно», хотя еле сдерживает улыбку.

Каковы чувства, скрывающиеся за словами людей? Возможно, они слишком стесняются говорить о своих достижениях и хотят, чтобы вы похвалили их. Возможно, их гордость страдает, или они взволнованы, чувствуют себя неуверенно, злятся, или им кажется, что их никто не любит?

 

Как стать эффективнее: резюмируем слова и чувства

Когда речь идет о чем‑то важном, люди с высокой аффилиацией добьются большего успеха, если снизят темп беседы. Так вы сможете избежать риска завладения разговором и доминирования в нем.

Для того чтобы показать, что вы уделяете человеку все свое внимание, постарайтесь резюмировать его мысль. Иногда следует переформулировать сказанное – подробно или в нескольких словах. Помните: то, что осталось недосказанным, может быть важнее произнесенных слов.

Если вы сомневаетесь в том, что хотел сказать человек, всегда лучше задать вопрос, чем утверждать что‑либо: «Насколько я понимаю, вы расстроены, да?» будет менее самоуверенным, чем фраза «Вы расстроены».

Помните, что в данном случае вы не имеете в виду «Все наладится» или «Не волнуйтесь». Кроме того, вы не должны вклиниваться в его речь со своей точкой зрения или советом. По крайней мере, пока. Резюмировать слова собеседника – значит просто воспроизводить то, что, как вам кажется, было сказано. Приведу примеры.

• «Так значит Джоанна огрызнулась на тебя, а ты не понимаешь, чем это вызвано?»

• «Давай‑ка проясним. Ты пытался связаться с Яном, но он не отвечает на звонки. Дерек сейчас на встрече. У тебя есть время до трех часов, чтобы разобраться с этим, и ты не знаешь, что делать?»

• «Если я правильно понял, ты не знаешь, поднять этот вопрос или ждать, пока все разрешится само собой?»

• «Ты так взволнован, да?»

 

Конечно, у вас может быть абсолютно обоснованное и верное мнение, которое вы хотели бы озвучить. Но первое правило диалога гласит: чтобы другие слушали вас, вы должны сначала выслушать их. Более того, вы должны показать, что выслушали. Перефразируйте, резюмируйте, проверьте, правильно ли вы поняли. Поняв не только слова, но и чувства человека, вы обеспечите себе выгодную позицию, чтобы высказать свое мнение.

 

Когда говорить? (Если вообще говорить)

 

Теперь ваша очередь говорить. Или нет?

Если в разговоре возникла пауза, это еще не значит, что вам пора высказываться. Более тихим и сдержанным людям с низкой аффилиацией нужно время, чтобы собраться с мыслями, прежде чем вновь заговорить. Вы должны дать им время, привыкайте к этому.

Даже если пауза слишком затягивается, не всегда нужно нарушать ее. Подумайте, можете ли вы сказать что‑то стоящее собеседнику в этот момент?

Я консультировал одного управляющего, которого критиковали за излишнюю торопливость во время обсуждения обзора результатов работы, за то, что он делает поспешные выводы и никого не слушает. Я помог ему совладать со своими инстинктами.

Однажды он сказал мне, что добился успехов. Он объяснил:

 

«Прежде чем заговорить, я спрашиваю себя: «Мой комментарий получит чье‑либо одобрение?» Если я могу сказать что‑то, что продвинет обсуждение вперед, то я говорю. Если то, что я хочу сказать, показывает только, какой я умный, я сижу молча».

 

Другой менеджер объяснила свою тактику на пути к умению слушать:

 

«Я все еще чувствую потребность решать проблемы за людей и говорить им, что бы я сделала на их месте. Но я научилась нажимать на кнопку «пауза» и задавать открытые вопросы, например: «Чем я могу помочь?», вместо того чтобы говорить другим, что им следует делать».

 

Прежде чем заговорить, нажмите кнопку «пауза» и спросите себя: «Кто‑нибудь одобрит мое замечание?»

 

Превратите свои лучшие намерения в действия

 

Тот факт, что вам надо меньше говорить и больше слушать, – скорее всего, не новость. Думаю, вы сами понимаете, что должны научиться слушать. Возможно, вам не раз говорили, что вы больше «вещаете», чем воспринимаете. Остается вопрос: почему вы так делаете?

Дело в том, что вы забываете, переключаете внимание на другие вопросы. Вы отвлекаетесь. Вас можно понять, но это не оправдание.

Если для вас это важно, нужно использовать напоминания, а также попросить коллег и друзей поддержать вас, пока вы будете тренироваться меньше говорить и больше слушать – действительно слушать.

Вот примеры того, как другие справились с этой задачей.

• Одна клиентка, Элизабет, перед встречами пишет на своем блокноте слово «слушать».

• Другой клиент, Марк, просит свою личную помощницу постучать по стакану, когда он перестает ее слушать. Он кладет в стакан 5 фунтов каждый раз, когда делает это. Для того чтобы заинтересовать свою помощницу, он разрешает ей тратить их на собственное усмотрение.

• Найлл попросил коллегу и близкого друга Алистера подсчитать, сколько раз он перебивает участников собраний. Три раза – и в следующую пятницу вечером Найлл угощает всех пивом.

 

Упражнение

Ваша очередь. Как вы могли бы напомнить себе, что надо слушать? Как превратить это в новую привычку?

Подумайте. Можно попросить друзей и коллег напоминать вам об этом. Или превратить это в веселую игру для них. Если вы придумаете для себя какое‑нибудь оригинальное наказание, это поможет вам быть внимательнее.

Если вы серьезно намерены научиться внимательно слушать, то оторвитесь от книги ненадолго. Прямо сейчас вы должны превратить умение слушать в свою новую привычку.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: