Экологическая безопасность

Особенности социологического подхода к анализу соци­альных проблем экологической безопасности связана, по мнению автора учебного пособия, с трансформацией и дополнительностью анализа проблемы с синтезом. Речь идёт о работах Т.М. Дридзе, О.М. Яницкого и Р.Г. Яновского.

Исходная категория «экологическая безопасность» может быть определена, как минимум, в двух аспектах.

Во-первых, это защищённость среды обитания людей и биосферы в целом, ат­мосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видового состава животного и растительного мира, а также природных ресурсов (энергети­ческих, минеральных и т. п.) от угроз, создаваемых деятельностью человека. Во-вторых, это положение, при котором путём выполнения правовых норм, экономических, природозащитных и инженерно-технических требований до­стигается предотвращение или ограничение опасных для жизни и здоровья лю­дей, разрушительных для хозяйствующих субъектов и окружающей среды по­следствий экологических катастроф, вызываемых повседневным загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека, от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

В настоящее время в качестве критериев экологической безопасности для населения используются «предельно допустимые концентрации» (ПДК) и «предельно допустимые уровни» (ПДУ) опасных веществ и воздействий, а так­же соответствующие им «предельно допустимые выбросы и сбросы» (ПДВ и ПДС). Критерии экологической безопасности по отношению к окружающей среде частично определены только для некоторых природных сред, а критерии по допустимым пределам использования природной среды для народнохозяй­ственных нужд не определены. В качестве методов регулирования используют­ся плата за ресурсы и плата за землю.

Экологическая безопасность не может быть обеспечена в рамках отдель­ных стран, а требует объединения усилий всего мирового сообщества. Пре­небрежение экологической целостностью мира приведёт к непоправимому ущербу для биосферы и представляет возрастающую угрозу политическому, социальному и экономическому благополучию, устойчивому развитию всех народов. Стремление некоторых стран обеспечить на своей территории эко­логическую безопасность за счёт других стран, в частности, путём передачи им экологически вредных производств, захоронения отходов и хищнического использования природных ресурсов, снижает общий уровень экологической безопасности. В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохра­нении и оздоровлении окружающей среды. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов находятся в прямой за­висимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобаль­ность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышлен­ности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих техноло­гий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использова­нию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологи­ческой сфере относятся рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счёт повышения степени безопасности технологий, свя­занных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и ка­тастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из бое­вого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных, боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источ­ников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

Особо отметим, что социологический подход к исследованию проблем эко­логии (так же, как и к проблемам информации) обозначает новые глубокие и перспективные стимулы к развитию социологии.

 

 

Военная безопасность

Социальное измерение военно-политической компонен­ты национальной безопасности для понимания важности социологических подходов может быть рассмотрено через сумму двух её аспектов: внутренней и внешней безопасности.

Внутренняя безопасность — это защищённость личности, общества и госу­дарства от внутренних угроз их устойчивому, стабильному функционированию и развитию.

Основные внутренние угрозы Российской Федерации: попытка насиль­ственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и терро­ристических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабили­зацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функциониро­вания федеральных органов государственной власти, нападения на государ­ственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функ­ционирование незаконных вооружённых формирований; незаконное распро­странение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность.

Внешняя безопасность государства — это защищённость его целей и идеалов, национального достояния, национальных ценностей, национальных интересов и образа жизни от угроз, исходящих из внешней среды, способность государства противостоять давлению зарубежных сил.

Внешняя безопасность государства может быть нарушена как военным пу­тём, так и иными способами, например, незаконным ввозом и вывозом через границу сырья, ресурсов, продукции, валюты, художественных и других цен­ностей, проведением промышленного и другого шпионажа, духовной экспан­сией, распространением подрывной информации и т. д.

Основные внешние угрозы Российской Федерации порождают следующие факторы: стремление отдельных государств и межгосударственных объедине­ний принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политичес­кого, экономического и военного влияния России в мире; укрепление воен­но-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распростране­ние оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление ин­теграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникно­вение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств; притязания на территории Российской Федерации. Проявле­нием и одновременно условием обеспечения внешней безопасности являются суверенитет, целостность и неприкосновенность территории государства, её оборона, экономическая самостоятельность и др.

Рассматривая защиту целей, идеалов, ценностей, интересов личности, общества и государства как высший приоритет внешнеполитического курса России, Концепция внешней политики РФ в качестве одной из главных целей международной деятельности провозглашает обеспечение надёжной безопас­ности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, кото­рые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как вели­кой державы.

Внешняя безопасность России основывается на признании приоритетно­сти принципа международной коллективной безопасности и обеспечивается активной внешнеполитической и иной деятельностью, в том числе и военной по отстаиванию и при необходимости защите национальных интересов на международной арене. Защита от внешних опасностей достигается совокуп­ным потенциалом страны, но в зависимости от характера и направленности угроз преимущество отдаётся тем мерам и средствам, которые им адекватны.

Таким образом, собственно военно-политическая безопасность как военная безопасность, с учётом социального измерения внутренней и внешней безопас­ности, может быть рассмотрена как состояние и объективные (в том числе латентные) тенденции развития обще­ства, а также совокупность внутренних и международных условий и факто­ров, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения лично­сти, обществу, государству ущерба военным путём, средствами вооружённого насилия. Она является важной составной частью и образует одну из основ си­стем национальной, региональной и международной безопасности и находится в диалектической связи с другими их слагаемыми.

Военная безопасность характеризуется либо отсутствием применения и угрозы применения военной силы по отношению к объекту безопасности, либо его способностью гарантированно противостоять военному давлению в любой форме. Она обеспечивается, прежде всего, комплексом невоенных мер экономического, политико-дипломатического, разведывательного, идеологи­ческого и т. д. характера.

Однако в современных международных отношениях продолжает оставать­ся существенным значение военно-силовых факторов. В этих условиях наци­ональные цели и интересы Российской Федерации требуют наличия доста­точной для её обороны военной мощи. Главная роль в обеспечении военной безопасности принадлежит государству, как подчёркивается в Концепции национальной безопасности РФ. По общему правилу, государство решает три группы задач: обеспечения вооружённой защиты территориальной целостно­сти и национальной независимости, суверенитета государства; создания воен­ных гарантий стабильности общественного и государственного строя, поддер­жание правопорядка, гражданского мира в стране; противодействия диверсионно-террористическим действиям политических и криминальных групп.

Основные принципы обеспечения военной безопасности: сочетание твёр­дого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем её деятельности; эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность ре­агирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование; соот­ветствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности; ненанесение ущерба между­народной безопасности и национальной безопасности других стран.

При подведении итогов рассмотрения становления социологии безопасно­сти как теории важно отметить некоторые тенденции, которые по моему мне­нию, актуальны для всех звеньев и этапов концептуализации социологических исследований гуманитарной безопасности.

1. Теория безопасности при рассмотрении её через компромиссность стано­вится важным интеллектуальным, энергетическим и технологическим факто­ром защиты культуры жизни, защиты человека.

2. Обогащение «строительства» современных концепций безопасности геокультурной, геоэкономической методологией способствует эффективности и востребованности со стороны общества Большой Социологической Теории Безопасности.

3. Накоплен богатейший российский, международный материал мониторингов практически всех сфер жизнеобеспечения человека и общества — не­обходима Хорошая Теория.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: