Тема: Подготовка учителя начальных классов к уроку. Нетрадиционные
уроки в начальной школе. КЗ (1ч. ЛК+1ч.ПЗ)
Основные понятия: нетрадиционные урок, типы; дидактические требования; психологические требования; организация познавательной деятельности; гигиенические требования; требования к технике проведения урока.
План занятия (тезисы):
1. Нетрадиционные уроки в начальной школе.
2. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроке.
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Нетрадиционные уроки в начальной школе.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
|
|
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.
· общекультурное развитие;
· личностное развитие;
· развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
· формирование умения учиться;
· развитие коммуникативной компетентности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты,
ГБПОУ Краснодарского края «Сочинский колледж поликультурного образования»
оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Признаки нетрадиционного урока
· Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
· Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
· Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
· Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
· Выполняются творческие задания.
|
|
· Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
· Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
· Планируется урок заранее.
· Определять чётко три дидактические задачи.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения”
2. Уроки-деловые игры
3. Уроки - пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Компьютерные уроки
8. Уроки с групповыми формами работы
9. Уроки взаимообучения учащихся
10. Уроки творчества
11. Уроки-аукционы
12. Уроки, которые ведут учащиеся
13. Уроки-зачеты 14. Уроки-сомнения
15. Уроки - творческие отсчеты 16. Уроки-формулы 17. Уроки-конкурсы 18. Бинарные уроки
ГБПОУ Краснодарского края «Сочинский колледж поликультурного образования»
19. Уроки-обобщения
20. Уроки-фантазии
21.Уроки-игры
22. Уроки-“суды”
23. Уроки поиска истины
24. Уроки-лекции “Парадоксы”
25. Уроки-концерты
26. Уроки-диалоги
27. Уроки “Следствие ведут знатоки”
28. Уроки - ролевые игры
29. Уроки-конференции
30. Интегрированные уроки
31. Уроки семинары
32.Уроки – “круговая тренировка”
33. Межпредметные уроки
34. Уроки-экскурсии
35. Уроки-игры “Поле чудес”.
Педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
2. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроке.