Выводы по разделу «Теория познания»

С ходом исторических эпох тема «Теория познания» не теряет актуальности. Проблемы соотношения чувственного и логического уровней (ступеней) познания, знаковой или природной сущности результатов отражения, соотношение в знании абсолютного и относительного, проблема истины и ее критериев и многие другие и в ХХI веке разными философами решаются по-разному. И дело тут не в неумении или неспособности мыслителей правильно решать эти проблемы, а по-прежнему, как и во все предыдущие века, в том, что философы продолжают выполнять социальный заказ тех или иных социальных слоев (классов) на разработку удобных для них, выгодных им философских систем. Поэтому во всех формах агностицизма, отрицания образного характера знаний, искажения диалектики абсолютного и относительного в знаниях (абсолютной и относительной истины), абсолютизации эмпирического познания в ущерб познанию теоретическому, во всех случаях догматизма, релятивизма, эклектики, механицизма (редукционизма) следует видеть не просто мнения или заблуждения отдельных философов как частных лиц, но, прежде всего, отражение ими социального заказа разных социальных субъектов, классов – заказчиков той или иной философии.

 

 

РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

 

Тема 5. 1. Философия науки

А. Специфика и структура научного познания

Наука – это сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. К такому процессуальному определению науки можно добавить структурно-статическое: наука это система упорядоченных знаний о сущностных сторонах предметов мира, связанных с практикой – стимулируемых и проверяемых ею. К этим определениям можно добавить социологический вариант определения науки. Тогда она будет выглядеть, как сфера жизни общества, направленная на познание мира и осуществляемая специально для этого освобожденными группами людей и созданными обществом структурами – научными учреждениями, сообществами ученых, системой подготовки научных кадров и т. д.

Основными признаками науки являются: материализм –  рассмотрение предметов как объективных, реальных; рациональность – использование логики, доказательность; связь с общественной практикой (выполнение ее заказа) и проверяемость ею. Важным признаком современной науки является единство ее эмпирического и теоретического уровней, способом соединения, синтезом которых является эксперимент. Само возникновение современной науки связывается с возникновением, введением в обиход познания этого способа прогнозирования и получения эмпирических данных. Именно с началом использования эксперимента Галилеем возникает современная наука.

Наука играет важную и всё увеличивающуюся роль в жизни человечества. Обвинения в адрес науки, будто она сегодня находится в кризисе, порождает негативные процессы в обществе – разрушение окружающей среды, бесчеловечность войн и т. п. – несостоятельны: в этом виновата не наука, а неадекватное социальное ее применение.

Наука захватывает всё большие объемы жизни общества. Первоначально все области общественной практики протекали на чисто эмпирической основе, без применения научных знаний. Нарастающий объем научных знаний, с одной стороны, и расширяющееся поле общественной практики – с другой встретились где-то в XVII – XVIII веках и поле наложения научных знаний на общественную практику с тех пор непрерывно расширяется. В перспективе наука, соединяясь с производством, будет превращаться (и сегодня уже превращается) в «непосредственную производительную силу общества» (К. Маркс).

Наука противостоит паранауке – рядящимся в научные формы бездоказательным и нелогичным фантазиям и идеям. К таковым можно отнести конспирологию, уфологию, сайентологию, теософию, синергетику, социал-дарвинизм и другие подобные построения. К паранауке можно отнести и теологию, равно как и сам ее предмет – религию. Причины существования этой квазиинтеллектуальной сферы духовной жизни коренятся в социально сформированной потребности определенного слоя людей, которые «или еще не доросли до научного миропонимания или уже вновь его потеряли» (Маркс). С другой стороны, в современном классовом обществе с его насильническими политическими режимами всегда сохраняется стремление этих режимов к отвлечению народа от научного мышления, в подсовывании ему вместо истины ее квазинаучных суррогатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: